ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публикации 17.06.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается вопрос правового самосознания обучающихся, вариативность его формирования, анализируется степень изученности данной темы. По итогу изучения предлагается комплекс мероприятий для формирования правового самосознания обучающихся.

Существует множество нормативно правовых актов, которые регламентируют правила поведения в обществе. Последние в свою очередь устанавливают общественные отношения.

За каждое неправомерное деяние последует ответственность, это известно всем благодаря известной фразе польского поэта, философа XX века Станислава Ежи Лец: «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает».

Понятие «право» понимается в субъективном (на что гражданин имеет право, какие действия конкретный человек вправе совершать и др.) и объективном (право определяет правомерное/неправомерное действие, право разрешает/гарантирует/позволяет и др.) смыслах.

При таком разнообразии законодательной базы, мнений ученых, как ученику сформировать правовое самосознание?

Законодатель отвечает на данный вопрос путем принятия нормативно-правовых актов. Таким образом, Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014г. №2403-р по утверждению основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года указывает на необходимость «развития правового просвещения молодежи». Идентичная задача ставится перед современной системой образования Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. №413).

Делаем вывод: школа, как институт воспитания, обязана формировать правовое самосознание у обучающихся.

Проблема правового самосознания обучающихся слабо изучена, имеются теоретические исследования, но общество подвержено быстротечным изменениям и появляется необходимость практических исследований.

В школьном возрасте у обучающихся формируется характер и у каждого подростка становление проходит свой путь. Путем своих поступков обучающиеся привлекают к себе внимания, тем самым заявляя о себе. Цель поступка, мотивация и конкретные действия напрямую зависят от знания и понимания закона. Сегодняшние обучающиеся в будущем составят основную часть населения и от их правового самосознания будет зависеть и будущее государства. Это обуславливает необходимость изучения темы формирования правового самосознания у обучающихся.

Формирование правового самосознания должно пройти три обязательных этапа:

  1. Образовательный. На уроках обществознания обязательно должны подниматься и обсуждаться вопросы терминов «право», «государство», «ответственность», «правовое/неправовое поведение» и др.

Данный этап может проходить в форме дискуссий/встречи с сотрудниками правоохранительных органов.

Цель: побудить интерес к изучению темы, выявить имеющиеся знания о правовом сознании и корректировать в процессе прохождения образовательного этапа.

  1. Исследовательский. Ученики обязаны иметь навык самостоятельного поиска информации из достоверных источников.

Данный этап может выражаться в форме написания докладов/рефератов/сочинений по темам:

- «Какие есть права у несовершеннолетнего гражданина?»

- «С какого возраста и за какие деяния появляется уголовная ответственность?»;

- «Что такое Государственная Дума?»;

И другие.

Цель: сформировать правильное понимание о праве, о законе, о поступках и имеющейся ответственности, об общем понимании построения системы государства.

  1. Практический. После выявления и повышения уровня правового самосознания, необходимо предоставить ученикам возможность закрепить усвоенный материал.

Данный этап можно провести в игровой форме, например, два ученика в форме дискуссии рассказывают права и обязанности несовершеннолетнего гражданина и др.

Таким образом, обучающийся выстраивает отношения в обществе, формирует понятия закона и правового поведения, приобретенные знания перерастут в личные убеждения и сформируют правовое самосознание.

Список литературы

  1. Гаджиева С.И., Цахаева А.А. Формирование правового самосознания личности подростка [Электронный ресурс] / С.И. Гаджиева, А.А. Цахаева – // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2009. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovogo-samosoznaniya-lichnosti-podrostka (дата обращения: 15.10.2021).
  2. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правового сознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Институт прикладной психологии в социальной сфере: официальный сайт. – URL: № 1. URL: http: psyjournals.ru // psyedu_ru /2011 /n1 /39933. shtml (дата обращения: 15.10.2021)
  3. Матузов Н.И., "Теория государства и права: учебник" / Н.И. Матузов, А.В. Малько – Москва: Юристъ, 2004. – 72 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary