Теоретические аспекты организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Теоретические аспекты организации методической работы в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются сущность понятия «методическая работа» и теоретические аспекты ее организации в сфере дошкольного образования, выделяются цели, задачи методической работы педагогов.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публицакии 07.06.2022

Поделиться

Текст статьи. В настоящее время миссией дошкольной организации является обеспечение качества образовательного процесса, что, в свою очередь, повышает спрос на образовательные услуги со стороны родителей и всего общества. Качество деятельности образовательной организации зависит от качества слаженной работы всего педагогического коллектива и воспитателя в отдельности. Особую роль играет руководитель учреждения, который создает условия для повышения творческого потенциала и саморазвития педагогов. Педагоги должны постоянно стремиться к поиску новых форм и методов работы с дошкольниками, к субъект-субъектным отношениям в коллективе.

Анализ методической и педагогической литературы (Ю.А. Конаржевский, В.И. Зверева, Ю.В. Васильев, М.М. Поташник, Г.С. Лазарев, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, Б.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.) показывает, что недостаточная теоретическая проработка вопросов управления и организация методической работы в дошкольных образовательных организациях отражается на качестве образовательного процесса и содержании нормативных документов, которыми руководствуются педагоги в области дошкольного образования. Как отмечает М.В. Дубцова «на данный момент методическая деятельность дошкольной образовательной организации направлена на решение общеобразовательных задач детского сада, а не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагогов» [4, с.52].

Современная дошкольная образовательная организация - это сложная социально-педагогическая, открытая, целенаправленная, динамичная система, включающая в себя разнообразные виды деятельности:

- осуществление образования, обучения и развития детей

-социально-психологическая поддержка и правовая защита,

-финансовая, экономическая, материально-техническая, кадровая и методическая поддержка

-повышение квалификации педагогов

-формирование преподавательского состава и т.д. [6]

Современный уровень системы образования предъявляет новые требования, как к пониманию основной сути методической работы, так и к ее организации в образовательных организациях. Переходя в режим развития, дошкольные организации сосредоточены на определении важности и ключевых показателей своей деятельности. Они активно разрабатывают оптимальный вариант улучшенного содержания образования, внедряют в практику теоретико-методологические основы педагогики и инклюзивного образования, разрабатывают программные и методические рекомендации по работе с дошкольниками, стремятся обновить кадровый потенциал, «повысить уровень методической помощи педагогам, осваивают новые модели методической работа учреждения» [6].

Реформа системы образования и ее дошкольного уровня в соответствии с законом «Об образовании Российской Федерации» сегодня требует от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе методической [6]. Методическая работа педагогов является неотъемлемой и значимой частью целостного образовательного процесса в связи с тем, что:

1. Необходимо систематически повышать качество образовательных программ на основе современной материально-технической базы и концепции воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

2. Участие педагогов в управлении дошкольной образовательной организацией, совершенствовании образовательной среды, реализации образовательных программ требует саморазвития и высокого уровня профессионализма педагога.

3. Взаимодействие педагогов в методических объединениях способствует формированию субъект-субъектных отношений в коллективе, реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к воспитанию дошкольников. Чтобы достичь баланса между деловыми и социально-психологическими аспектами педагогической деятельности, необходимо создать атмосферу комфорта и безопасности. Это условие успешно реализуется в процессе тесного и творческого взаимодействия педагогов в рамках методической службы образовательной организации. В свою очередь, благоприятная психологическая атмосфера способствует успешной адаптации детей к новой ситуации, созданной активными методами обучения. Андреева Н.А. отмечает, что «методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют» [1, с.77]. По словам Лосева П.Н. «методическая работа - это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие кадрового потенциала, а в итоге на повышение качества и эффективности образовательного процесса» [5, с.14]. И.И. Вепрева считает, что методическая работа является  часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающими умения: 1.Определять приоритетные направления инноваций
          2.Отбирать содержание инновационной деятельности 3.Спроектировать реализацию содержания инновации за счет использования современных педагогических технологий 4.Описывать критерии оценки образования детей по результатам инновации [3, с.86]. Работа педагогов по разработке методических материалов, сопровождающих образовательный процесс «может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольной образовательной организации, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом» [3, с.87]. В свою очередь, «Л.И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей» [1, с.78]. «Методическая работа в ДОУ - важная составляющая управленческой деятельности руководителя. При этом нужно рассматривать ее как систему, с одной стороны, закрытую относительно предмета своей деятельности, с другой - открытую, входящую в общую систему управления и подверженную влиянию извне» [1, с.78]. По мнению К.Ю. Белой выстраивание системы методической работы необходимо организовать ее в трех плоскостях:

1. По отношению к конкретному педагогу, где главная задача -формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя

2. К педагогическому коллективу дошкольной образовательной организации дошкольной образовательной организации: методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников

3. К общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрения достижений науки и передовой практики в деятельность дошкольной образовательной организации» [2, с.23].

Методические разработки активно ведутся воспитателями и родителями, а организационную функцию выполняет руководитель дошкольной образовательной организации. Профессиональные навыки учителей совершенствуются в процессе решения методических задач и творческих ситуаций. Поэтому важно систематически организовывать методическую работу педагогического коллектива. Без постоянного саморазвития педагог не сможет идти в ногу с динамикой и внедрением новых технологий в образовательный процесс. Совершенствование самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сути и основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований.

Методическая работа, организованная на научной основе, позволяет:
-непосредственно наблюдать за каждым педагогом в педагогической деятельности с детьми;
-наиболее четко выявлять возникающие проблемы
-строить и своевременно корректировать индивидуальные программы развития профессиональной компетентности с использованием различных уровней муниципальной методической службы
-удовлетворять образовательные потребности педагога с учетом его стажа, уровня образования, индивидуальных и личностныех особенностей [1, с.80].

Целью методической работы в дошкольной образовательной организации является повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и воспитателя.

Основными направлениями методической работы в дошкольной образовательной организации являются:

1.Серьезный контролируемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога

2. Рост интеграционных возможностей всего коллектива

Поэтому задачи методической работы:
          1.Формирование профессиональной компетентности педагогов

2.Разработка индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя

3. Формирование коллектива единомышленников

4.Творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики

Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольной образовательной организации, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современной дошкольной образовательной организацией. Ее основная роль проявляется в активизации человеческого фактора - личности и творческой деятельности педагогов. 

В дошкольном образовании важно систематически решать вопрос о совершенствовании методической работы, а ее эффективность рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей.

Следовательно, на современной стадии развития дошкольного образования нужны инновационные методические подходы к организации педагогической деятельности. Необходимо создавать благоприятные условия для проявления индивидуальности педагога, способствовать проявлению его инициативности и креативности, при этом ориентироваться на результативность и качество педагогического процесса.

Список литературы

  1. Андреева Н.А. Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017.- №3 (35). -С.77-84.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
  3. Вепрева, И.И. Методическая служба в дошкольном учреждении // Управление ДОУ. - 2010. - № 4. - С. 86-90.
  4. Дубцова М.В. К вопросу о методической работе в современном дошкольном образовательном учреждении // Современные тенденции в образовании и науке: междунар. заочная науч.-практ. конф. - 2014. - С. 51-56.
  5. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М.: Творч. центр, 2004. – 156 с.
  6. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ https://superinf.ru/view

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary