Методическая работа в дошкольной образовательной организации - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. В системе управления образовательным учреждением повышение эффективности управления персоналом, является важным звеном и в современных условиях российского образования приобретает особую значимость. Это обусловлено возрастающей ролью личности работника, знанием его мотивационных установок, умением их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед образовательными организациями. Ориентация на более полное использование способностей педагога в процессе его профессиональной деятельности является основой эффективной деятельности образовательной организации. Для устойчивого развития образовательной организации, повышении качества образования необходимо обеспечить современные подходы в работе с персоналом дошкольной образовательной организации . В настоящее время возросла потребность в педагоге, который способен модернизировать содержание своей деятельности. В связи с этим изменилась функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога .Модернизируются подходы к организации методической работы в дошкольных образовательных организациях на всех уровнях. Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки [3. с. 2]. К.Ю. Белая выделяет что, методическая работа в дошкольной образовательной организации как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: -прогнозирование - программирование - планирование - организация -регулирование -контроль -стимулирование - коррекция и анализ [1, с. 16]. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Следует отметить, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог. Он выступает, как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации . Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Основные задачи методической работы в дошкольной образовательной организации :
- обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОО.
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
- координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
- координация деятельности ДОО с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОО в целом.
- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов. Подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОО, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов
- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОО
- мотивационно-стимулирующем подходе: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционном подходе: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих [6, с. 12].
Управление методической работой в ДОО может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные и контролирующие основы четко и ясно представляют себе не только заведующий и методист, но и воспитатель. Центром всей методической работы в ДОО является руководитель методической службы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Главная задача руководителя методической службы сделать накопленный педагогический опыт живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нём, как в своём рабочем кабинете. В методическом кабинете сформирован информационный банк данных, где определены источники, содержание, направленность информации. Для эффективности функционирования методического кабинета необходимо обеспечить:
- своевременное информирование педагогов ДОО о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования
- доступность кабинета каждому воспитателю ДОО (удобный график работы)
Опыт, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество и побуждать к совершенствованию педагогического мастерства. Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:
1. Чёткость в организации профессиональной деятельности.
2. Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми. 3.
Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
4. Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
5. Информационная обеспеченность каждого направления работы.
6. Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
7. Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
8. Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
9. Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне [4, с. 87].
Оценка эффективности методической работы в ДОО в условиях ФГОС ДО осуществляется на основе:
- анализа внешней среды ДОО (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней)
- анализа состояния ДОО (уровня здоровья, развития детей, соответствия целевым ориентирам)
- уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них
Методическая работа в ДОО, проводимая на основе разработанной модели, способствует тому, чтобы каждый воспитатель четко видел дальние, средние, ближние цели своей работы, умел их формулировать, представляя образ будущего результата, выделял средства для достижения цели.
Модель управления методической работой в ДОУ в условиях ФГОС ДО:
1. Кадровое обеспечение педагогического процесса
2. Материально-техническое и финансовое оснащение
3. Методическое обеспечение педагогической деятельности
4. Информационное и нормативно-правовое обеспечение
Грамотный подход к организации методической работы в ДОО способствует достижению следующих результатов:
1. Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью
2. Положительный психолого-педагогический климат
3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, своевременное распространение передового педагогического опыта
4. Овладение современными методами обучения и воспитания
5. Положительная динамика качества обучения и воспитания воспитанников
6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов
Таким образом, управление методической работой в ДОО будет эффективным, если изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта будут является неотъемлемой частью методической работы в ДОО. Все функции управления: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль должны быть четко скоординированы между участниками образовательного процесса.
Список литературы
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО, 2014 г.
- Буров К.С. Методическая работа в образовательном учреждении // Вестник ЮУрГУ, № 6, 2007.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 192 с.
- Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Елжова. – Изд.3-е, перер и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 205 с.
- Климентьева З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 52 с.