Понятие методическая работа в дошкольной образовательной организации

Понятие методическая работа в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются понятие «методическая работа в дошкольной образовательной организации, выделяются цели, задачи методической работы педагогов.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (106), Март ‘23

Дата публикации 28.02.2023

Поделиться

Образовательные учреждения является ключевым звеном в структуре системы образования. От того, как организован воспитательный и образовательный процесс зависит интенсивность содержания образования в соответствии с федеральными требованиями и результаты его обновления. Образовательные стратегии как регионального, так и федерального уровней реализуются только на уровне образовательного учреждения.

Главные субъекты образовательных учреждений являются дошкольник и воспитатель. Они являются основными показателями достижения поставленных целей, при качественной реализации образовательных программ различного уровня. От методической подготовки и квалификации, от профессиональных достижений педагога зависит решение многих проблем обучения и воспитания. Поэтому педагог - это главный субъект образовательного процесса.

В последние годы растет интерес к организации методической работы на разных уровнях управления. В работах Н.А.Андреева, П.Н.Лосева, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, Г.К.Селевко, И.И. Вепрева рассматриваются основные трудности в работе педагогов и раскрываются различные аспекты методической работы. 

Решение многих проблем образования и воспитательной работы зависит от методической подготовки и квалификации, от профессиональных достижений учителя. Поэтому учитель является главным субъектом образовательного процесса. В последние годы наблюдается растущий интерес к организации методической работы на разных уровнях управления.         

Андреева Н.А. отмечает, что «методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют» [1, с.77].                                 

По словам Лосева П.Н. «методическая работа - это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие кадрового потенциала, а в итоге на повышение качества и эффективности образовательного процесса»      [5, с.14].                                                                        

И.И. Вепрева считает, что методическая работа является «частью профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающими умения:

- Определять приоритетные направления инноваций

- Отбирать содержание инновационной деятельности

- Спроектировать реализацию содержания инновации за счет использования современных педагогических технологий

- Описывать критерии оценки образования детей по результатам инновации»[3, с.86].

Для улучшения и достижения оптимального построения методической работы в образовательном учреждении, важно знать саму ее сущность, основное назначение, ведущие задачи и функции. Необходимо правильно определить наиболее важные, базисные требования к ее организации и осуществлению.                                                                                                

Методическая работа педагогов является неотъемлемой и значимой частью целостного образовательного процесса . Необходимо систематически повышать качество образовательных программ на основе современной материально-технической базы и концепции воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Участие педагогов в управлении дошкольной образовательной организацией, совершенствовании образовательной среды, реализации образовательных программ требует саморазвития и высокого уровня профессионализма педагога. Взаимодействие педагогов в методических объединениях способствует формированию субъект-субъектных отношений в коллективе, реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к воспитанию дошкольников.

Целью методической работы в дошкольной образовательной организации является повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и воспитателя. Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного образовательного учреждения. По этой причине вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления образовательным процессом. Важность этого фактора заключается в том, что он функционирует на уровне ежеминутных управленческих команд, и благодаря качественному улучшению подготовки педагогов он становится основной частью человеческого фактора в процессе реструктуризации дошкольного образовательного учреждения. Необходимо знать все составляющие компоненты методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Уметь определять связи между ними, структуру системы, ее функции и процессы управления и самоуправления, происходящие в ней.                                                                                   

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это особый частный случай обучения. Основой системы является взаимодействие людей, участвующих в методической работе. В настоящее время расширяются связи дошкольных образовательных учреждений с окружающей социальной средой. Деятельность образовательного учреждения усложняется, поскольку объектами методической работы выступают не только педагоги и воспитатели, но и родители.

В соответствии с Уставом образовательного учреждения субъектами методической работы являются руководители образовательных учреждений, осуществляющие руководство методической деятельностью, а также председатели методических объединений учителей и руководители инициативных и творческих групп. По своей природе методическая работа демократична, поскольку предусматривает роль каждого преподавателя не только как объекта управления, но и как участника повышения собственной квалификации и умений. Помимо субъектов, важными в системе методической работы считаются следующие компоненты: содержание, цель и задачи, методы и средства, организационные формы, условия профессионального развития педагогов в дошкольном образовательном учреждении, а также положительные результаты, полученные в ходе работы. Предметы и компоненты методической работы должны быть едины и взаимосвязаны. От этого зависит эффективность методической деятельности. Ослабление или нарушение связей между ними приводит к снижению и падению эффективности методической работы. Существует отрицательное отношение некоторых педагогов к самообразованию и профессиональному развитию. Важно помнить, что методическая работа является важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогов и воспитателей. Исходя из этого, необходимо установить строгую координацию между методической работой в дошкольных образовательных учреждениях и деятельностью других звеньев системы повышения квалификации - институтов усовершенствования педагогов и районных методических кабинетов. Методическая работа - важный фактор управления образовательным процессом .Она оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания, а также на конечные результаты работы дошкольных образовательных учреждений. Важно правильно определить цель, задачи и функции методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Именно цель определяет способ и характер практических действий. Определить цели, задачи - значит определить свои желаемые результаты. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении способствует тому, чтобы каждый педагог, воспитатель четко видел дальние, средние, ближние цели своей работы, умел их формулировать, представляя образ будущего результата, выделял средства для достижения цели.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении будет эффективной, если изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта будут является неотъемлемой частью методической работы. Все функции управления: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль должны быть четко скоординированы между участниками образовательного процесса.

Список литературы

  1. Андреева Н.А. Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017.- №3 (35). - с.77-84.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М. : Торговый центр Сфера, 2007. - 96 с.
  3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ https://studfile.net/preview/9787273/
  4. Вепрева, И.И. Методическая служба в дошкольном учреждении /И.И. Вепрева // Управление дошкольным образованием. - 2010. - № 4. - с. 86-90.
  5. Дубцова М.В. К вопросу о методической работе в современном дошкольном образовательном учреждении // Современные тенденции в образовании и науке: междунар. заочная научно-практическая конференция - 2014. - с. 51-56.
  6. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном дошкольном учреждении. - М.: Творческий центр, 2004. - 156 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary