Адаптация студентов (курсантов) во время практики в условиях сенсорной депривации

Адаптация студентов (курсантов) во время практики в условиях сенсорной депривации

Учебная и производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса, которая входит в общий учебный план. Для адаптации обучающихся и успешного прохождения учебной и производственной практики в условиях сенсорной депривации необходимо знать особенности работы на судах.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публицакии 07.06.2022

Поделиться

Депривация (с латыни deprivatio - потеря, лишение) - сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции (в нашем случае судно и является своеобразной изоляцией человека от внешнего мира). Она может быть сенсорной, социальной, информационной и т.д. Сенсорная депривация – это недостаток внешних стимулов, которые поступают через органы чувств из окружающей среды и приводят к уменьшению потока импульсов в ЦНС.

В целом, небольшие периоды сенсорной депривации даже оказывают расслабляющее воздействий на нервную систему. Стабилизируется сознание, снижается общая тревожность, наступает успокоение, появляется возможность для рефлексии. Именно с этими целями сенсорную депривацию используют в йоге, камерах сенсорной депривации и других медитациях.

Однако длительные периоды сенсорной депривации негативно сказываются на общем состоянии здоровья и провоцируют необратимые и разрушающие процессы в психики. Чаще всего деструктивные эффекты сенсорной депривации наблюдаются у людей, длительное время пребывающих в замкнутом помещении: подводной лодке, космическом корабле, тюрьме и т.д.

Уфимский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ» является образовательной организацией, где обучаются курсанты плавательных специальностей (26.02.03 «Судовождение», 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 23.02.01 «Организация перевозок»). Помимо учебных занятий, в учебном календарном плане также присутствует учебная и производственная практика, где курсанты оттачивают свои навыки и умения. За 4 года обучения объем практики может доходить до 15 месяцев в зависимости от специальности. Все время практики обучающиеся проводят на судах (пассажирский флот, грузовой флот, земснаряды, краны и.т.д.), где чаще всего находятся в условиях сенсорной депривации особенно когда судно уходит в рейс и отсутствует мобильная связь.

Когда курсанты впервые выходят на практику, они учатся взаимодействовать с новой социальной средой.  Поскольку практика проводится не в традиционных организациях, а на судах (в условиях депривации) существуют определенные этапы адаптации:

- начальный – период когда практикант знакомится с новыми людьми, учится взаимодействовать с ними и выполнять их требования;

- основной этап – активная работа и активное общение с коллегами, соблюдение трудового распорядка, субординации

- заключительный – период высокой адаптации

Если в начале рейса, членам экипажа интересно общаться, делиться информацией, жизненным опытом в различных сферах социальной деятельности, то со временем такой интерес исчезает, и даже перерастает в нетерпимость, а порой в открытое противостояние. Не последнее место в ухудшении сенсорной депривации занимает монотонность деятельности (несение вахты, покрасочные работы, швартовые и.т.д.) и небольшое количество членов экипажа (грузовой флот), находящихся в замкнутом пространстве длительное время.

Мною было проведено психологическое исследование среди курсантов Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» с помощью методики Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Личностный опросник курсанты должны были заполнить через 2 месяца практики. Методика состоит из 165 утверждений, на которых необходимо ответить односложно: «да» или «нет». В тесте используют шкалы оценки: адаптивных способностей; нервно-психической устойчивости; коммуникативных особенностей и моральной нормативности. Интерпретация включает в себя 3 группы: группу высокой и нормальной адаптации, группу удовлетворительной адаптации и группу низкой адаптации. В исследовании приняли 100 курсантов 3 курса.

Таблица 1.

Адаптивность

Количество человек

Группа высокой и нормальной адаптации

Группа удовлетворительной адаптации

Группа низкой адаптации

100

50

40

10

По таблице видно, что, даже находясь в условиях сенсорной депривации, большинство курсантов легко адаптируются в новых условиях. С теми же кто набрал низкие баллы мною рекомендовано руководителям практики больше общаться и использовать индивидуальных подход, чтобы их адаптация прошла быстрее и успешнее.

Успешной адаптации в условиях сенсорной депривации способствуют: 1. Задания, направленные на изучение базы практики 2. Профессиональные задачи в соответствии с умениями самих курсантов 3. Общение с коллегами,  4. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся 5. Разгрузка от монотонной работы и определенные мероприятия по тимбилдингу (рыбалка, спорт)

Движущей силой профессиональной адаптации является борьба с трудностями, постоянно возникающими противоречиями между требованиями образовательной организации и базы практики. Поэтому, на мой взгляд, курсанту необходимо больше предоставлять свободы, самостоятельности, учить проявлять инициативу. А также давать ему задания в соответствии с его личностными характеристиками, а не использовать формальный одинаковый подход ко всем.

Список литературы

  1. Ярославцева И. В. Психическая депривация в детском и подростковом возрасте: учеб. пособие / И. В. Ярославцева. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. – 190 с.
  2. Многоуровневый опросник «Адаптивность» https://hr-portal.ru/tool/mnogourovnevyy-lichnostnyy-oprosnik-adaptivnost-mlo-am-ag-maklakova-i-sv-chermyanina

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary