В настоящее время, одна из наиболее актуальных задач, которая ставится в современной системе образования, заключается в формировании и поддержании безопасной среды, нетерпимой к проявлению агрессии, насилия и жестокости. На сегодняшний день, проблема буллинга как социального явления в образовательных учреждениях сохраняется и даже возрастает во многих странах мира [1].
Зарубежный исследователь Х. Лейман, один из основоположников изучения буллинга, неоднократно подчеркивал, что для как эффективной профилактики буллинга в образовательных учреждениях, необходимо четко осознавать сущность и содержание данного понятия. По мнению исследователя, отсутствие дифференциального понимания может привести к возникновению «диффузного понятия, то есть, каждый может использовать понятие «буллинг» в соответствии со своими субъективными представлениями, в частности, применяя данное понятие к любому как разновидность ругательства и обозначая им любое отклоняющееся поведение» [4, с.3].
Анализируя сформировавшиеся в научной литературе представления отечественных и зарубежных исследователей о феномене буллинга, можно выделить ряд условий, при наличии которых диагностируется буллинг:
1) объективно кто-то подвергается насилию, при этом в субъективном плане должно существовать намерение (или как минимум прямой или опосредствованный умысел) изолировать жертву. Насилие может иметь физическим, психологическим или экономическим, в зависимости от средств, используемых при буллинге (Рисунок 1);
2) существование явного неравенства сил: буллинг осуществляется чаще всего по отношению к одному человеку, который «воспринимается как более слабый» в том или ином отношении. Исследователи определяют человека, подвергающегося буллингу, жертвой. Жертве противостоят так называемые буллеры, являющиеся инициаторами буллинга;
Рисунок 1. Классификация средств, используемых при буллинге
3) существенное травмирование жертвы. Д. Олвеус в своих исследованиях отмечает, что жертвам буллинга свойственно состояние тревожности, эмоциональной ранимости и крайней уязвимости [2, c.36];
4) длительность и регулярность совершаемого насилия. Согласно мониторингу, проведенному в 2015 году отечественным исследователем А.А. Белевич, целью которого было выявление уровня распространенности буллинга в образовательных учреждениях Московской области, можно выделить две формы буллинга: буллинг 1 и буллинг 2 [3, с.69]. О более опасном, требующем срочных мер буллинге 1 можно говорить, когда ученик-жертва не реже одного раза в неделю и на протяжении длительного времени – не менее полугода – подвергается насильственным действиям. В свою очередь, Буллинг 2 диагностируется тогда, когда действия буллинга совершаются несколько раз в месяц или реже. Сюда же относятся те случаи, когда буллинг длится дольше полугода, но происходит реже, чем один раз в неделю. В эту категорию попадают также учащиеся, которые становятся жертвами нападок как максимум ежедневно, как минимум раз в неделю, но для которых буллинг начался недавно и длится менее полугода.
В обеих формах буллинга используемые средства идентичны, различия есть лишь в частоте их осуществления и длительности периода. Как отмечает немецкий исследователь Х. Каспер, что даже если насильственные действия происходят редко или появились недавно, нельзя считать это нормой, ведь и такие действия буллинга влекут за собой ряд негативных последствий.
Подчеркнем, что только при наличии всех перечисленных выше условий, ситуацию можно отнести к буллингу.
Таким образом, буллинг можно определить как длительное целенаправленное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
Буллинг свойственен, прежде всего, тем сообществам, в которых люди находятся вынужденно. В добровольных сообществах, таких как спортивные клубы или клубы по увлечениям, буллинг встречается гораздо реже по причине наличия права отказаться от дальнейшего участия в данном сообществе.
Наиболее распространенными сообществами с вынужденным пребыванием являются образовательные учреждения. При этом среди образовательных учреждений наибольшее количество случаев буллинга фиксируется в школах [6, c.75]. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство тем, что в школах обучаются незрелые ещё личности – дети и подростки. В силу своей незрелости они испытывают возрастную психосоциальную потребность принадлежать к чему-то большему, путем объединения против кого-то одного. Л.В. Петрановская отмечает, что потребность в объединении, осознании себя через противопоставление другим объясняется возрастными особенностями детей и подростков.
Большинство исследователей едины во мнении, что буллинг как социальное явление имеет ряд серьезных последствий для детей и подростков. Анализ научной литературы позволяет выделить последствия социального, психологического, педагогического и физиологического (медицинского характера).
У ребенка или подростка, ставшего жертвой буллинга, в первую очередь, начинают проявляться социальные последствия. Среди признаков социальной подавленности жертвы выделяют:
а) излишнюю скрытность, отсутствие желания идти на контакт с родителями, друзьями или учителями;
б) избегание посещения образовательного учреждения, внеучебных мероприятий;
в) потерю коммуникативных навыков;
г) дезадаптацию, дезинтеграцию, девиантное поведение.
Педагогические последствия проявляются в следующих особенностях поведения жертвы буллинга:
а) снижение академической успеваемости;
б) нестабильные оценки;
в) снижение учебной активности.
А.С. Зинцова в своих исследованиях подчеркивает серьезность психологических последствий буллинга для жертв. К психологическим последствиям буллинга относят следующее:
а) снижение самооценки и потеря уверенности в себе;
б) психоэмоциональная нестабильность;
в) чувство тревожности и страха;
г) идея самоубийства, суицидальное поведение.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают влияние буллинга на работу организма жертвы в целом:
а) появление депрессий, стрессов, как следствие - снижение иммунной системы организма;
б) быстрая утомляемость, плохой сон;
в) ухудшение памяти и внимания.
Сложность диагностирования буллинга как социального явления и ряд негативно влияющих на личности детей и подростков, обусловливает необходимость осуществления социальной профилактики буллинга в образовательных учреждениях.
Ряд исследователей определяют социальную профилактику как деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. В узком смысле социальная профилактика представляет собой своевременно предпринимаемые действия, которые направлены на предотвращение возможных проблем у отдельных индивидов групп риска.
По нашему мнению, социальная профилактика буллинга – это деятельность по предупреждению длительного целенаправленного физического или психологического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен себя защитить, или удержанию его на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин.
В научной литературе выделяются три вида социальной профилактики – первичную, вторичную и третичную.
Первичная социальная профилактика направлена на формирование позитивных установок и форм поведения, а также на устранение первопричин нежелательного социального явления.
Первичная социальная профилактика является наиболее приоритетной в сравнении с другими видами, так как осуществляется, когда в обществе еще не произошли существенные социальные изменения, связанные с факторами, которые могут повлечь распространение асоциального поведения и соответствующих последствий. При правильной организации и своевременном применении средств первичной профилактики можно исключить необходимость осуществления более строгих и затратных мер, а также не допустить возникновения социальных изменений, требующих дополнительных усилий и затрат по их нейтрализации.
Вторичная социальная профилактика направлена на изменение негативных форм последствий и создание условий для формирования мотивации к их устранению, а также позитивное развитие личностных ресурсов.
Среди направлений вторичной профилактики выделяют следующее: своевременная реакция на проявления девиантных, аморальных форм поведения, выбор наиболее приемлемых средств; осуществление воспитательно-профилактического воздействия.
Третичная социальная профилактика представляет собой терапию людей, направленную на предупреждение рецидивов и уменьшение риска повторного проявления девиаций, прекращение асоциального поведения и адаптацию к сложившимся обстоятельствам.
Отечественный исследователь И.Р. Сорокина отмечает, что первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Важнейшей задачей первичной социальной профилактики является развитие ответственного поведения. Первичной профилактике в решении проблемы буллинга в образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание, однако именно первичная профилактика способствует устранению первопричин данного явления и помогает создать и обеспечить условия нормативного развития детей и подростков, их успешной социализации, а также исключить возможности возникновения буллинга. В контексте данной проблемы первичная социальная профилактика может быть направлена на формирование нравственных ценностей и просоциальных установок.
В настоящее время в системе образования разработан ряд моделей профилактики буллинга, среди которых выделяют социальную, социально-педагогическую, психолого-педагогическую и медико-психологическую модели.
Социальная модель предполагает работу специалистов социальных служб, ведущих профилактическую работу среди подрастающего поколения. Целью профилактической работы является формирование у детей и подростков нравственных ценностей и просоциальных установок. Роль образовательных учреждений заключается в содействии социальным службам по проведению профилактической работы и стимулировании работы в детских и подростковых коллективах.
Социально-педагогическая модель подразумевает организацию образовательных учреждений разных типов с нарастанием коррекционного воздействия. Основу учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях составляют элементы коррекционного воздействия.
Психолого-педагогическая модель реализуется по следующим принципам:
– главным субъектом профилактического воздействия в работе с детьми и подростками является образовательное учреждение;
– профилактика осуществляется посредством специально подготовленных профилактических и образовательных программ;
– профилактика направлена на организацию групповых форм внеклассной и внешкольной деятельности детей и подростков и их родителей.
Данная модель профилактической деятельности включает в себя проведение индивидуальных, семейных и групповых консультаций, а также психокоррекцию поведения детей и подростков из «группы риска» и психологическую помощь педагогам.
Медико-психологическая модель направлена на создание организаций медицинских служб на плановой основе для проведения профилактики раннего девиантного поведения в образовательных учреждениях.
М.В. Сафронова отмечает, что наиболее перспективным для профилактики буллинга в образовательных учреждениях является сочетание социальной и психолого-педагогической моделей [5]. Для реализации данных моделей требуется разработка программы по социальной профилактике и использование специализированных средств, направленных предупреждение буллинга в образовательных учреждениях. Необходимым условием в рамках сочетания данных моделей является организация взаимодействия и совместной работы специалистов социальных служб и педагогических коллективов образовательных учреждений.
Таким образом, наиболее правомерно и целесообразно осуществление первичной социальной профилактики буллинга в образовательных учреждениях, поскольку внедрение и правильная организация первичной социальной профилактики потребуют меньших усилий, нежели процесс урегулирования открытой фазы буллинга или его последствий.
Список литературы
- New SDG 4 Data on Bullying [Электронный ресурс] / URL: http://uis.unesco.org/en/news/new-sdg‑4-data-bullying. – (дата обращения: 01.06.2022).
- Olweus, D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do / D. Olweus. - New Jersey: Blackwell publishing, 1993. – 140 p.
- Белевич, А.А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде / А.А. Белевич // Известия АСОУ: научный ежегодник. – М.: Академия социального управления, 2015. – Т. 2. – С. 68–82.
- Кривцова, С.В. Школьный буллинг: прояснение понятий / С.В. Кривцова, А.Н. Шапкина, М.П. Малыгина // Вопросы психологии. – 2019. - №3. – с. 3-12.
- Сафронова, М.В. Проблема профилактики буллинга в школьной среде / М.В. Сафронова, Н.М. Моисеева // Ученые записки СПбГИПСР. - 2015. – № 2. – С. 114-121.
- Халикова, Л.Р. Проблема буллинга в образовательных организациях глазами детей и педагогов [Электронный ресурс] / Л.Р. Халикова // Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования». – 2019. - №3 (3). – С. 74-82. - URL: (дата обращения: 01.06.2022).