Геноцид в современной системе международных отношений

Геноцид в современной системе международных отношений

Статья посвящена рассмотрению геноцида в рамках международных отношений. Рассмотрены особенности некоторых прецедентов. Определено понятие «геноцид» и процесс его формирования.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Поделиться

На протяжении всей истории геноцид являлся инструментом государства, необходимым для построения системы господства, применяемую к коренным народам в войнах, направленное на их уничтожение или же разрушение их суверенитета. Впервые понятие «геноцид» было сформировано Рафаэелем Лемкиным(1944), толчком которому послужил массовый геноцид армян, позже этот термин был включен в Текст «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» ООН(1948). Итак, «геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям Организации Объединенных Наций».[1] Криминализация геноцида так же отражала послевоенное единое мнение союзных держав о том, что преступления, совершенные их врагами должны быть объявлены вне закона.

Если же рассматривать геноцид в более широком смысле, так он является частью сложного комплекса международных тенденций: военных, политических, культурных и правовых. наука о геноциде развивалась довольно протяженно и долго, под воздействием вышеперечисленных тенденций, более того недавние события: политика бывшей Югославии, Руанды и т.д. оказали глубокое влияние на международное восприятие геноцида в целом. И в силу этого, как утверждает Мартин Шоу, большинство исследований геноцида основано на предположениях – под влиянием представлений исторических режимов и современной политики, которые сужают рамки исследования геноцида и смягчают международное понимание.[2] 

Парадокс в том, что геноцид – это явление внутренней политики, однако приобретшее в силу противоречия международному праву, аналогичное, международное, значение. Об этом пишет и ученый Роберт Мэлсон, ссылаясь на геноцид армян и холокост, включая и искоренение цыган,…уничтожение кулаков и камбоджийский «автогеноцид».[3] Геноцид рассматривается как модель насилия со стороны одного «преступника» - государства или режима против одной «жертва» - группы населения.

Одним из наиболее крупных и систематически изученных актов геноцида является уничтожение европейских евреев, более того оно наиболее детально изучено. Тема холокоста не раз подверглась исторической и юридической оценке, т.е. она изучалась на различных уровнях. Одним из главных аспектов здесь является недостаточная попытка возмещения ущерба. Многие преступники были арестованы и осуждены после войны. Хотя уничтожение данной нации является не первым геноцидом в истории, но данный состав преступления отсутствовал в международном праве. Таким образом, исходя из принципа nulla poena sina lege (без закона нет наказания), возможным оказалось только наказание за военные преступления. Конвенция ООН об геноциде вступила в силу лишь в 1951, а в Германии проработка вопроса началась лишь в 1958, во время Ульмского процесса айнзатцгруппами, и продолжилась в ходе процесса по делу Айхмана в Иерусалиме и Франкфуртских процессов против палачей Освенцима.

В европейских и американских доктринах выделяются ряд теорий или же «монотеорий», раскрывающих содержание понятия «геноцид», цель которых поиск главного фактора объясняющего стремление тех или иных человеческих групп к физическому уничтожению других. Однако этот подход не всегда приемлем, как показывает случай с Руандой. И в отношении Руанды исследователями выдвинута «политеория», согласно которой причинами являются: 1) этническая иерархия народ, появившаяся в период колониализма; 2) экономический кризис, который привел к объединению «зажиточных» слоев населения; 3)массовое возвращение изгнанных беженцев народа тутси; 4) внутреннее и внешнее воздействие «демократизации» общественных отношений.[4] Таким образом, народ хуту «был испуган потерей своего превосходства» , а источником всех бедствий «был объявлен» народ  тутси, он же объект данного преступления. 2 сентября в 1998 году Международный трибунал по Руанде вынес первый в истории приговор за геноцид.[5]

После Холодной войны, в новый период мира и согласия, геноцид становится частью конфликтов на территории многих регионов, хотя и крупных случаев вроде Руанды все меньше. Причиной тому ряд процессов, к примеру: находящиеся под угрозой распада государства (СССР, Югославия); возможность проявления геноцида в гражданских войнах (Югославия, Руанда); рост идеологии экстремизма и вооруженные конфликты с оттенком геноцида.

  Таким образом, геноцид определяется насильственными отношениями между вооруженными организациями и гражданской группой, что по существу является вовлечением во внутренние отношения, однако в силу того, что состав данного преступления предусмотрен нормами международного права, то и отношения носят международный характер.

Список литературы

  1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года
  2. Melson R. Revolution and genocide.Chicago: University of Chicago Press, 1992.
  3. Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. // Действующее международное право.
  4. Shaw M. From comparative to international genocide studies: The international production of genocide in 20th-century Europe. European Journal of International Relations. 2012;18(4):645-668. doi:10.1177/1354066111400926
  5. Мартиросян Александра Сергеевна Изучение геноцида в современной зарубежной доктрине международного уголовного права // Общество и право. 2014. №2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-genotsida-v-sovremennoy-zarubezhnoy-doktrine-mezhdunarodnogo-ugolovnogo-prava (дата обращения: 14.04.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary