АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публикации 29.05.2022

Поделиться

В статье автором исследуется влияние пандемии на субъекты малого и среднего предпринимательства. Актуальность проблем в бизнесе в связи с нарастающей пандемией становится все серьезнее. Каждый день экспертное сообщество высказывается о последствиях пандемии. Все они сходятся в одном: современная экономика на спаде. Государству требуется создать для малого и среднего предпринимательства условия для развития и становления. Полный локдаун, самоизоляция, ограничения – все это повлияло на предпринимательство. Малый и средний бизнес имеет наименьший запас прочности, в отличие от крупного, поэтому в период экономического спада именно он терпит большее количество убытков. Также следует отметить состояние покупателей и клиентов. Реальный уровень доходов населения сокращается, покупательная способность снижается. Все это отражается на компаниях, в результате они теряют прибыль. Для развития экономики малое и среднее предпринимательство является ключевым в выстраивании государственной экономической стратегии. В приоритете становится вопрос защиты и поддержки данной сферы.

В настоящее время можно выделить следующие причины нарушения устойчивости субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП): недостаток финансирования, сложности в получении кредитов, отсутствие запаса прочности. За последний год количество субъектов малого и среднего предпринимательства снизилось на 4% по Российской Федерации. Начиная с 2018 г. наблюдается снижение количества субъектов МСП, поэтому был принят ряд стимулирующих мер со стороны государства на 2019– 2020 гг., однако пандемия не позволила реализовать все задуманное.

На развитие компании влияют как внутренние, так и внешние факторы, на основании которых она может выстраивать свою стратегию и работать над реализацией устранения рисков. Однако возникают риски, которые маловероятны, но в итоге наносят сильнейший ущерб компании. Именно пандемия стала таким фактором.

Для постоянного роста компаниям требуется длительный период экономической стабильности. В современном мире бизнесу, государству, покупателям необходимо уметь оценивать риски и выходить из кризисных ситуаций. Пандемия пагубно сказалась на предпринимательстве в целом, что потребовало активной реализации мер государственной поддержки.

В частности, налоговая мера помогла предпринимателям отсрочить выплаты по всем налоговым обязательствам на шесть месяцев, за исключением НДС. Для некоторых льготных категорий предпринимателей были отсрочены страховые взносы. Кроме того, с тридцати до пятнадцати процентов были снижены страховые взносы с заработных плат, превышающих МРОТ. Важным элементом поддержки государства стало освобождение от налогов и взносов во втором квартале 2020 г. некоммерческих организаций, предпринимателей и предприятий, которые больше всего пострадали от последствий пандемии и были внесены в Единый государственный реестр малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим динамику поступлений налогов в бюджет Российской Федерации (таблица).

Таблица 1 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь – октябрь 2019–2020 гг.

Как видно из таблицы, в 2020 г. государство получило меньше налогов. Многие арендодатели пошли навстречу малому и среднему бизнесу: откладывали арендные платежи, делали скидки. Государство приняло решение отсрочить платежи по аренде как государственного, так и муниципального имущества. А бизнес, который больше всего принял на себя удар последствий пандемии, получил дополнительные льготы, например, официальную отсрочку по оплате арендных платежей за коммерческую недвижимость.

Туристский бизнес, который пострадал от последствий пандемии больше других сфер, получил особую поддержку от государства: освобождение от обязательных взносов в резервный фонд «Турпомощь», возмещение туроператорам затрат, связанных с невозвратными билетами, а также расходами на возврат туристов, оставшихся за рубежом.

Встает вопрос: как же оценить эффект, который по-настоящему был произведен мерами поддержки предпринимателей малого и среднего секторов государством? К сожалению, сегодня это сделать достаточно сложно, но в целом, оценивая ситуацию, можно отметить, что малый и средний бизнес потерпел большие убытки, однако они могли быть еще больше, если бы государство вовремя не среагировало, реализуя меры необходимой поддержки.

На сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) дана оценка бизнесом мер, которые предприняло государство в период пандемии, и показано, как реально сказались такие меры на сегменте малого и среднего предпринимательства.

Представителями малого предпринимательства были отмечены определенные ограничения в получении заявленной государственной поддержки. Предприниматели определили непростой алгоритм действий для получения финансовой поддержки собственного дела: например, сохранение полной численности персонала и своевременная оплата труда работников. Вместе с тем они сталкивались с дополнительными сложностями, например, такими, как усложненная отчетность.

Анализируя опрос, который провел РСПП, 61,8% компаний не смогли в полной мере воспользоваться финансовыми инструментами поддержки государства в период пандемии. 17,1% респондентов назвали меры поддержки просто неэффективными.

Следует отметить и более глобальную проблему – отчуждение населения от управления налоговыми отчислениями. Отчуждение населения всей страны от прямого управления своими налогами, которые были получены с помощью налогового механизма Российской Федерации, начинает определенным образом вызывать волну агрессии среди жителей.

Рассмотрим влияние пандемии на аптечный бизнес и, в частности, на субъект малого предпринимательства – ООО «Ставропольские городские аптеки 8».

Момент самоизоляции и период всеобщего карантина стали вызовами для многих компаний и сфер, в том числе и для фармацевтической индустрии. В российском аптечном бизнесе огромное внимание уделялось работе с персоналом. Труднее всего руководителям таких компаний удавалось выдержать бесперебойную работу своих аптек, так как условия пандемии поистине оказались очень сложными. Здесь же выступает фактор риска: не каждый работник готов выходить на работу с учетом возможного заражения.

Ставропольские аптеки подключали для своих сотрудников специальную линию помощи, а также выполняли множество мер по защите и охране их здоровья. Например, была сокращена продолжительность рабочего времени с 12 до 8 часов в день, в помещениях аптек были установлены рециркуляторы воздуха, регулярно проводилась обработка всех поверхностей специальными антибактериальными средствами. Все сотрудники были обеспечены средствами индивидуальной защиты, а в прикассовых зонах установлены защитные экраны, которые дополнительно защищали от лишних контактов.

Каждая такая мера дополнительно влияла на финансовую составляющую компании.

С апреля 2020 г. введена дистанционная реализация медикаментов, которые выдаются без рецептов. В результате появилась возможность совершать покупку и делать предзаказ многих препаратов, которые ранее можно было купить исключительно в отделении аптеки. Этот факт позволил выделить отдельную кассу для подобных покупателей, что позволило снизить длительность нахождения покупателя в помещении и сократить основную очередь.

На рисунке показано, что аптечный бизнес во время пандемии находился не на самом спаде, хотя также потерпел некоторые потери: выручка снизилась, чистая прибыль неимоверно увеличилась в процентах, хотя в 2019 г. она была в минусе на 160%. Этому способствовала постоянная востребованность медикаментов, масок, антисептиков.

Рисунок 1. Финансовые показатели субъекта малого предпринимательства

 

Аптеки начали внедрять доставку, что позволило найти новый ход в ведении бизнеса. В 2020 г. материальные внеоборотные активы увеличились относительно 2019 г. Запасы, денежные средства и эквиваленты, а также баланс выросли в процентном отношении. Финансовые и другие оборотные активы снизились на 43%.

В 2020 г. капитал и резервы в разделе пассивов выросли на 72%, краткосрочные заемные средства снизились на 10%, кредиторская задолженность – на 20%.

Таким образом, можно сделать вывод, что аптечный бизнес в период пандемии стал одним из самых высокоприбыльных.

Множество фармацевтических компаний в период пандемии старались выстроить новые стратегии устойчивого развития бизнеса. Например, стратегия оптимизации затрат позволяет руководству компании компенсировать снижение доходов.

Пандемия коронавируса до сих пор оставляет свой след на малых и средних компаниях. Еще долго ее последствия будут устраняться, и для российского бизнеса нужен реабилитационный период.

Список литературы

  1. Быкова О. Н., Руденко Л. Г. Система поддержки социально ориентированного малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1 (102). – C. 682–686.
  2. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Манасян С. М., Назаренко В. С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – С. 2413–2430.
  3. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Назаренко В. С., Манасян С. М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10. – № 8. – С. 2135–2150.
  4. Зимовец А. В., Сорокина Ю. В., Ханина А. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10. – № 5. – С. 1337–1350.
  5. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения COVID-19. Аналитика Российского союза промышленников и предпринимателей. – URL: http://www.rspp.ru/activity/analytics/-otsenka-biznesom-finansovykh-mer-podderzhki-vusloviyakh-rasprostraneniya-covid-19/
  6. Экономику России ждут пять шоков в результате пандемии коронавируса. – URL: https://www.newsru.com/finance/09apr2020/rus5shocks.html
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее