Детское экспериментирование как средство воспитания самостоятельности у детей пятого года жизни

Детское экспериментирование как средство воспитания самостоятельности у детей пятого года жизни

Повышенное внимание к проблеме воспитания самостоятельности отмечается в науке достаточно длительное время. Самостоятельность является качеством, которое в системе других личностных качеств в большей степени определяет способность человека направлять твою активность, свои знания, умения и навыки на решение разнообразных задач, что является жизненно важным.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публицакии 23.05.2022

Поделиться

Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий воспитания самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в детском экспериментировании.

Теоретический анализ литературы показал, что самостоятельность принято рассматривать как личностное свойство, проявляющееся в независимости действий и суждений, способности принимать решения без посторонней помощи, нести ответственность за свои поступки.

Содержательные основы системы дошкольного образования в современных условиях определяются с учетом целей, поставленных в Федеральном государственном образовaтельном стандарте дошкольного образования. Одним из основных принципов организации процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста считается поддержка самостоятельности и инициативности детей, и это не случайно. Успехи ребенка в различных видах деятельности, его самовосприятие, самооценка и социальная приспособленность зависят от уровня развития самостоятельности, инициативы, ответственности как субъектных качеств.

Повышенное внимание к проблеме развития самостоятельности отмечается в науке давно. Самостоятельность – это качество, которое в системе других личностных качеств в большей степени определяет способность человека вести собственное дело, его знания, навыки и умение решать различные задачи, что является жизненно важным.

Самостоятельность как личностное качество характеризуется способностью человека самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать действия по достижению цели, добиваться результатов и оценивать их. Выполнять действия без посторонней помощи или с небольшой помощью взрослого.

Проведенный нами анализ проблемы самостоятельности показал, что в работах отечественных учёных данное понятие раскрывается следующим образом. По мнению С.Л. Рубинштейна, самостоятельность представляет собой способность ставить перед собой цели и задачи и успешно достигать их без чьей-либо помощи [5].

И.С. Кон считает самостоятельность личностным свойством, на основе которого осуществляется принятие решений человеком независимо от внешнего воздействия, проявляется ответственность за решение и поступки, исходя из понимания человеком того, что его поведение социально приемлемо, нравственно правильно [1].

В концепции О.А. Конопкина при рассмотрении осознанном саморегулировании произвольной активности подчеркивается, что саморегуляция является целостной системой, с помощью которой субъект также проявляется целостно. В этой системе субъект представляется через совокупность ряда характеристик, к числу которых относятся инициативность, осознанность, ответственность, самостоятельность, активность. Способность выражать произвольную, осознанную активность является очень важной в формировании личностной незрелости [2].

В.И. Моросанова также рассматривает самостоятельность в контексте особенностей саморегуляции человека. Она указывает, что проявления саморегуляции у людей отличаются и складываются в определенный стиль саморегуляции [4]. В.И. Моросанова под самостоятельностью понимает структурную составляющую индивидуальных особенностей саморегуляции и выявляет ее при анализе стиля саморегуляции [4].

А.И. Савенков в структуре самостоятельности выделяет три компонента: независимость суждений и действий; способность без посторонней помощи реализовывать важные решения, ответственность за свои поступки и их последствия; внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [6].

А.С. Микерина рассматривает самостоятельность в дошкольном возрасте, как сложное качество, состоящее из интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов, которые в совокупности и обеспечивают саморегуляцию поведения, которое проявляется в самостоятельности действий [3].

Экспериментальная работа проводилась нами в один этап - констатирующий. Данный этап был организован на базе МБДОУ детский сад №180. В нем приняли участие дети среднего дошкольного возраста, условно разделенные на контрольную и экспериментальную группу в количестве по 15 человек в каждой. Кроме детей в исследовании принимали участие педагоги в количестве 13 человек и родители детей среднего дошкольного возраста, общее количество которых составило 44 человека.

Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня самостоятельности детей среднего дошкольного возраста и педагогических условий ее воспитания.

На основе анализа научно-методической литературы и выделенных компонентов мы определили методики для диагностики самостоятельности дошкольников в детском экспериментировании: методика «Сахар» (Л.Н. Прохорова), «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова), «Перевертыши» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева).

В ходе проведенного диагностического обследования дошкольников получили следующие данные (рис 1).

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням проявления самостоятельности

 

Результаты, представленные на рис. 1 показывают, что всего у 22% дошкольников высокий уровень самостоятельности. Для этой группы дошкольников характерно то, что они способны ставить цель деятельности, умеют планировать деятельность. Дети проявляют уверенность в себе при выполнении заданий, а также устойчивый интерес к познанию нового. Присутствует стремление решать задачи деятельности без помощи участия других.

Средний уровень проявления самостоятельности выявлен у 46% дошкольников среднего возраста. У этих детей присутствует желание ставить цель деятельности, планировать деятельность при обращении к взрослому за помощью. Дети проявляют неуверенность в себе при выполнении заданий, интерес к познанию нового недостаточно устойчивый. Присутствует стремление реализовывать задуманное и достигать результат.

У 32% дошкольников выявлен низкий уровень проявления самостоятельности. У них отмечается неустойчивое желание ставить цель деятельности, планировать деятельность при обращении к взрослому за помощью. Дети проявляют неуверенность в себе при выполнении заданий, интерес к познанию нового недостаточно устойчивый. Присутствует стремление реализовывать задуманное и достигать результат.

На базе дошкольной организации мы провели исследование педагогических условий воспитания самостоятельности средних дошкольников, для чего использовали ряд диагностических методик определения состояния педагогических условий. Для выявления готовности педагогов к воспитанию средних дошкольников нами было проведено анкетирование, с помощью которого выявлен уровень когнитивно-рефлексивного и деятельностно-практического компонентов готовности педагогов. В диагностике принимали участие 13 педагогов, что помогло нам определить уровень сформированности познания.

В ходе проведения экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы мы проанализировали, оснащен ли Центр экспериментирования разными видами материалов. В ходе анализа вначале мы определили общий уровень оснащенности, а затем провели качественный анализ, в ходе которого установили, насколько соответствует наполнение Центра экспериментирования актуальной теме недели, насколько соответствует материал центра возрасту детей, насколько он разнообразен, интересен, сменяем.

Таким образом, определив уровень самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в детском экспериментировании, мы можем сделать вывод о том, что проявления самостоятельности у детей являются неустойчивыми и ситуативными, наблюдается недостаточное владение способами экспериментирования, что будет нами учитываться при разработке планирования образовательной деятельности педагога с детьми, а также мероприятий с родителями воспитанников.

Список литературы

  1. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст] / О.А. Конопкин// Вопросы психологии. – 1995. –№ 1. – С. 5-12.
  2. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 490 с.
  3. Микерина, А.С. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / А.С. Микерина, С.Д. Кириенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 10. – С. 64-70.
  4. Петров, А.В. Личность и самостоятельность [Текст] / А.В. Петров // Мир науки, культуры, образования. 2016. – № 3 (58). – С. 167-171.
  5. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 368 с.
  6. Теплюк, С. Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 67–71.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary