По результатам международных исследований Правительству Российской Федерации поручено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (Указ Президента РФ от 07.05.2018). Меняется запрос на качество общего образования. Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой становится приоритетной целью в системе общего образования РФ.
Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать технологии, которые будут инструментами в ее развитии. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становиться технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно-коммуникационная технологии. Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность школьников. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы, проектная технология создаёт условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа». Актуальность проектной деятельности заключается в том, что школьники в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку.
Функциональная грамотность и работа над проектами на уроках технологии имеют очень много точек соприкосновения.
1) компетентностный подход (познавательных и коммуникативных )
2) развитие критического ( нестандартного мышления)
3) групповая форма работы
4) взаимообучение
5) самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности
6) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.
Компетентный подход строится с учетом определенной мотивационной сферы :
- изучать;
- искать;
- думать;
- сотрудничать;
- приниматься за дело;
- адаптироваться;
-отстаивать свою точку зрения.
Метод проектов возник давно. Строится он по принципу пяти правил: проблема, информации, проектирование, продукт, презентация.
Рассмотрим, как развивается функциональная грамотность в процессе проектной деятельности на уроках технологии. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия.
Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности на уроках технологии.
Список литературы
- Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4.
- Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.