Уголовно - процессуальное и уголовно-материальное законодательство второй половины XIX века нуждалось в преобразованиях и кодификации. В рассматриваемый период продолжало действовать Соборное уложение 1649 года и нормативные акты, принятые во время правления Петра I, которые не отвечали существующим реалиям и нуждались в совершенствовании. Одной из важнейших сфер уголовного права, требующей проработки в этот период времени являлся незаконный оборот оружия, получивший высокую степень распространения и порождавший совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Развитие уголовного права в области борьбы с незаконным оборотом оружия и его частей неразрывно связано с появлением новых правовых актов, дополнивших и заменивших устаревшее законодательство. Вторая половина XIX века была периодом долгожданных и значимых изменений, касающихся ужесточением правил оборота оружия на территории страны.
Появление новых нормативно-правовых актов оказало существенное влияние на формирование современного уголовного законодательства Российской Федерации. 15 августа 1845 года указом императора Николая I было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Уложение представляло собой кодифицированный источник уголовного права, объединивший в себе ранее существовавшие правовые акты. По структурированности и содержанию вступивший в силу 1 мая 1846 года нормативно-правовой акт являлся первым уголовным кодексом Российской империи. [1]
Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. определяло понятие преступления - «Преступлением или проступком признается как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что было предписано законом под страхом наказания уголовного или исправительного».[2] Уголовный кодекс Российской империи состоял из 12 обширных разделов, каждый из которых делился на главы, которые разделялись на отделения и отделы, составляющие в сумме 2224 статьи, отражающие составы преступлений из разнообразных сфер жизни.
Статьи 986-987 определяли ответственность за нарушение правил оборота оружия, пороха, взрывчатых веществ и снарядов. Статья 1241 Уложения предусматривала ответственность за самостоятельное изготовление оружия без полученного в соответствующем порядке разрешения, за изготовление оружия, запрещенного к применению на территории страны; тяжесть наказания за совершенное деяние зависела от количества изготовленных предметов вооружения, максимальным наказанием за совершенное деяние являлось нахождение в заточении в крепости до двух лет. Статья 1242 запрещала хранение пороха и запрещенного оружия, наказание представляло собой изъятие находившихся у лица на хранении предметов, а также арест сроком до трех месяцев.
Предусматривалась ответственность не только за активные действия, связанные с нарушением правил оборота оружия, но и за бездействие тех, кто мог сообщить в компетентные органы информацию о нахождении в незаконном владении у кого-либо оружия, но воздержался от информирования, проявив равнодушие. Согласно Уложению, подобное бездействие строго наказывалось арестом от трех до семи дней (ст.1244) так как запрещенное в обращении оружие могло повлечь негативные последствия. Как правило по данной статье к ответственности в основном привлекались лица, профессионально занимающихся ремонтом или изготовлением предметов вооружения.
Нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил обращения оружия, содержались также в разделе, посвященном преступлениям против государственной власти. В статье 271 устанавливался запрет на вооруженный бунт против власти, при этом наказывались как активные участники восстания, так и пособники и подстрекатели, оказавшие помощь в оснащении бунтующих людей предметами вооружения. Статья 275 определяла, что передача оружия во время военных действий противоборствующей стороне означала измену государству и жестоко наказывалась.[3]
Новый правовой акт, появившийся во 1861 году - положение Комитета Министров «О Наставлении военным начальникам в случаях употребления войск для усмирения народных волнений и беспорядков», регламентировал перечень случаев, при которых правоохранительные органы вправе были воспользоваться оружием.[4] Этот документ также становится одним из инструментов борьбы с незаконным оборотом оружия, так как все чаще возникали случаи, когда нарушение установленных правил обращения предметов вооружения замечалось за лицами, работающими в правоохранительной сфере, что приводило к массовым беспорядкам, порождавшим в свою очередь переход оружия в руки третьих лиц и зачастую влекло за собой негативные последствия. Установленные ограничения по использованию оружия правоохранительными органами эффективно повлияло на формирование у сотрудников дисциплины и сыграло существенную роль в дальнейшем формировании законодательства в области борьбы с незаконным оборотом оружия.
Еще одним важным уголовно-правовым актом рассматриваемого периода, в котором имелись положения, связанные с применением и использованием оружия, являлся «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», который был утвержден 20 ноября 1864г. Устав представлял собой сборник правовых актов, отражающих виды общественно-опасных деяний, ответственность за которые устанавливалась мировым судом.[5]
Ответственность за хранение и ношение запрещенного оружия, хранение пороха в количестве, запрещенном законодательством, а также производство выстрелов в запрещенных местах была предусмотрена статьей 117. За данное деяние производилось изъятие запрещенного оружия и пороха, а также налагался штраф размером до 25 рублей. Статья 118 предусматривала ответственность за ненадлежащее хранение заряженного или другого опасного оружия или пороха, а также за ношение оружия в запрещенных местах; за данное деяние был предусмотрен штраф в размере до 10 рублей. Статьи 117 и 118 содержались в главе десятой Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями «О проступках против личной безопасности».
Уголовное уложение 1903г, утвержденное 22 ноября 1903 года являлось важнейшим уголовно-правовым документом, так как представляло собой последний правовой акт уголовного законодательства, принятый в Российской империи.[6] Уложение состояло из 37 глав, которые формировались из 687 статей.
Преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, была выделена глава 10 Уголовного уложения 1903 г: «О нарушении постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность»[7]. Статья 222 Уголовного уложения предусматривала ответственность в виде заключения в исправительный дом за совершение лицом одного из перечисленных деяний: приобретение, изготовление, хранение, сбыт взрывчатых веществ или снарядов. Условием привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания за данное деяние являлось наличие умысла на совершение с помощью данных предметов тяжкого преступления. Предусматривалась ответственность по статье 223 за самодельное изготовление огнестрельного оружия или его частей без специального, установленного законом, разрешения; за изготовление огнестрельного оружия в заводских условиях без установленного разрешения; за незаконное открытие завода по изготовлению огнестрельного оружия или его частей. Статья 225 предусматривала ответственность за ненадлежащее хранение огнестрельного оружия, снарядов, взрывчатых веществ при наличии разрешения на их хранение, в тех случаях, когда количество имеющихся предметов или веществ превышало установленных законом пределов. Эта же статья предусматривала ответственность за продажу или сбыт иным способом снарядов или взрывчатых веществ лицам, не имеющим установленного законом разрешения на их приобретение; также этой статьей был установлен запрет на торговлю огнестрельными или взрывчатыми веществами, а также порохом без надлежащего разрешения.
Уголовное уложение 1903 года содержало еще большее количество норм, связанных с неправомерным приобретением и использованием оружия. В тексте уложения имелись существенные пробелы, например не было специальной нормы о хищении оружия, однако этот документ содержал статьи о других преступлениях, в которых наличие у лица оружия выступало в качестве квалифицирующего признака. В статьях последнего уголовно-правового акта Российской империи прослеживалось понимание опасности незаконного оборота оружия и негативного влияния этого явления на безопасность общества.
Подводя итоги анализу основных уголовно-правовых актов связанных с незаконным оборотом оружия, принятых во второй половине XIX - начале XX века нужно отметить, что исследованные источники права внесли значительный вклад в формирование современного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия и стали отправной точкой для дальнейших изменений, связанных с увеличением количества деяний в области неправомерного использования оружия и его частей, признаваемых преступными и ужесточении уголовной ответственности за их совершение.
[1] Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII - XIX вв.)/ В.Н. Латкин //. - М.: Зеркало. - 2010.
[2] Карпов А.В. Преступление: правовое, отечественное понимание понятия/ А.В. Карпов // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - Сер.: Юрид. науки. - 2014.
[3] Российское законодательство X–XX вв. под общей редакцией О.И. Чистякова. Т.6. М.: Юридическая литература, 1988.
[4] О наставлении военным начальникам в случаях употребления войск для усмирения народных волнений и беспорядков: Высочайше утвержденное 4 сентября 1861 г. положение Комитета Министров // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XXXVI. Отд. 2. № 37389.
[5]См.: Судебная реформа. Т. 8 // Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. М., 1991. С. 388.
[6] Евангулов Г. Г. Уголовное уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. - С.-Петербург, издание юридического книжного склада "Право", типография СПб. акционерного общества "Слово", 1903 г.
[7] История государства и права России; Музыченко П. П.; «Знание» - 2008
Список литературы
- См.: Судебная реформа. Т. 8 // Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. М., 1991. С. 388.
- История государства и права России; Музыченко П. П.; «Знание» - 2008
- Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII - XIX вв.)/ В.Н. Латкин //. - М.: Зеркало. - 2010.
- Российское законодательство X–XX вв. под общей редакцией О.И. Чистякова. Т.6. М.: Юридическая литература, 1988.
- Карпов А.В. Преступление: правовое, отечественное понимание понятия/ А.В. Карпов // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - Сер.: Юрид. науки. - 2014.