Влияние физической подготовки и спорта на психоэмоциональное состояние студентов

Влияние физической подготовки и спорта на психоэмоциональное состояние студентов

В данной работе освещается вопрос влияния физических нагрузок на организм и психоэмоциональное состояние студента. Рассмотрено, как физические упражнения оказывают влияние на развитие личностных качеств.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Поделиться

Здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезнетворные изменения. Сидячий образ жизни все более и более вписывается в повседневную жизнь студента. Условия жизни становятся всё лучше, совершенствуются технологии, из-за чего физическая нагрузка уходит на задний план. Учеными дaвно докaзaно, что мышцы слaбеют и aтрофируются из-зa отсутствия необходимой физической нaгрузки. Слaбость мышечных волокон и мышечного корсетa человекa скaзывается на рaботе всех внутренних оргaнов и систем организмa человекa сaмым отрицaтельным образом.

В связи с этой проблемой все больше людей приходят к осознанию того, что систематические физические занятия необходимы для сохранения не только своего мышечного тонуса, поддержания веса в норме, сжигания лишних калорий, но и для поддержания здорового функционирования всего организма в целом, а тем более для студента заключается ещё и в положительном воздействии на умственное развитие. Также, занятия физкультурой помогают поддерживать в норме обмен веществ.

Немаловажным аспектом был, и остается факт того, что физические нагрузки, в любых их формах, влияют на психологические и эмоциональные показатели человека. Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья, действительно, без психического здоровья нет здоровья. [1]

Уровень физической aктивности постоянно и в рaзличных формах влияет на центральную нервную систему. Известнo, чтo многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем или лежачем положении, что искусные ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры же предпочитают учить свою роль во время прогулок.

Физические нагрузки оказывают значительное воздействие на человека, формируя не только волевые, но нравственные, психические качества, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет студентам применять их в учебе, труде, социальной и других видах деятельности, а также в повседневной жизни и в семье. К таким качествам относятся дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за результаты своего труда, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание. Активность влияет на выработку таких гормонов, как андрогены, эстрогены, эндорфины, инсулин, тироксин, адреналин, глюкагон. Именно эти биологически активные соединения оказывают такое огромное влияние на все внутренние процессы, регулирующие жизнедеятельность человеческого организма. Они же значительно улучшают эмоциональное состояние. [2]

Рассмотрим влияние физической активности на психическую сферу.

Психология – наука о душе человека. Но с течением времени ученые в этой области науки стали уделять больше внимания не конкретно душе, а ее проявлениям – психическим явлениям.

В психологии выделяются несколько групп психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы отражают развитие психических явлений. С ними связано восприятие окружающего мира, и ими же усваиваются новые знания и навыки. Психические процессы в свою очередь тоже делятся на виды: восприятие, ощущения, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, чувства, воля. Данные виды классифицируют психические процессы. Основные группы классификации: эмоциональные, познавательные, волевые. Они же в свою очередь в своей совокупности составляют психику человека.

Психические свойства – это набор личностных психических качеств человека, отличающих его от других людей, определяющие его индивидуальность. К ним относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психическое состояние – это режим жизнедеятельности человека, определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

В прямой зависимости от определенных психических состояний находятся все психические явления.

Психология физического воспитания – это отрасль психологии, которая изучает процесс развития психики человека в условиях физической активности. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности. [3]

Значительное влияние на формирование личностных качеств человека оказывают систематические тренировки, что дает огромные преимущества студенту в учебе, труде, социальной и других видах деятельности.

Для изучения показателей устойчивости внимания, восприятия у людей, постоянно имеющих физические нагрузки, и тех, кто им не подвержен, проводилось множество исследований. Было выявлено, что стабильность такого параметра как интеллектуальная деятельность находилась в прямой зависимости от степени физической подготовки.

Очевидна связь психической и физической сфер, так как физическая активность проявляет целостное воздействие на организм занимающегося. Основа взаимосвязи этих сфер лежит в единстве физического и духовного развития. [4]

Существуют множество различных мнений о вопросе влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. Прежде всего, выделяется их позитивная роль, заключающаяся в подготовке к трудностям. В подтверждение этого приводятся сведения о том, что систематически тренирующиеся люди имеют более высокую социальную адаптацию и устойчивость к стрессам, чем те, кто не тренируется вовсе. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей осознанно избегают регулярных, систематических физических нагрузок, считая их неприятными.

Множество отечественных, а также зарубежных исследований посвящены изучению связей физических нагрузок с психическими свойствами личности.

При систематических и регулярных физических нагрузках организм истощает энергетические резервы, приводит к снижению трудоспособности. Когда человек отдыхает его израсходованные биохимические и физиологические ресурсы восстанавливаются, трудоспособность приходит к первоначальному уровню.

Если не будет очередной физической активности, то трудоспособность возвращается к исходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается, ниже исходного уровня. Наблюдается явление детренированности организма.

Многие исследования доказывают, что отдых в течение нескольких дней или же уменьшение количества нагрузок на организм не только не снижает уровень мышечной активности, но также могут даже этот уровень пoвысить.

Следует отметить, что развитие физических качеств и формирование двигательных навыков зависит от временного и содержательного компонентов обучения. Правильное решение задач программы физического воспитания обеспечивается совместным использованием всех перечисленных компонентов на каждом занятии физической культуры и спорта.

Действительно, сложность и многообразие персональных факторов не всегда берутся во внимание при составлении программы обучения. Основная программа адаптируется лишь для определенной группы студентов.

В процессе обучения определенной группы могут быть выявлены какие-либо основные особенности, учет которых позволит быстрее достигать поставленных целей.

Двигательные качества нераздельны с типологическими особенностями нервной системы (силой – слабостью, подвижностью – инертностью, уравновешенностью – неуравновешенностью нервных процессов), которые закладываются на генетическом уровне.

Комплексное применение средств психорегуляции более эффективно и результативно в сравнении с отдельно взятым методом. Однако не существует самого эффективного средства психической регуляции, как и не существует универсального средства, подходящего любому человеку.

Большинство методов и средств психологической подготовки, применяемой физической культуре и в спорте, можно использовать для оптимизации психологических условий двигательной активности. [5]

Итак, занятия физической культурой и спортом содействуют положительному прогрессу качеств личности, ее гармоничному развитию, служат барьером на пути возникновения вредных привычек. В процессе тренировок человек учится лучше управлять своими эмоциями, а также использовать навыки саморегуляции в различных сферах жизни. Занятия физической культурой, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, усиливают проявление психической напряженности у студента. На студентов благоприятно влияет малая и средняя физическая нагрузка с применением кругового и равномерного методов тренировки. Так как гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическому проявлению процессов возбуждения и торможения. Также снижение агрессивности у тех учащихся, чья психическая напряженность направлена внутрь, происходит благодаря силовым качествам и силовой выносливости.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. – 2006.
  2. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие для студентов факультета психологии. Куйбышев, 2012.
  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие для ВУЗов. СПб.: Питер, 2006.
  4. Раутман Э. Как преодолеть стресс. М.: ТОО «ТП», 1998.
  5. Учебник Коллектив авторов, Психология физической культуры. – 2017.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary