ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

219

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Дата публикации 27.02.2022

Поделиться

В статье освещаются проблемы формирования развития критического мышления. Одним из путей интенсификации этого процесса является использование приемов мнемотехники на занятиях по иностранному языку, которые способствуют овладению обучающимися достаточно большим количеством новой лексики, расширяют их лингвистический кругозор, тем самым облегчая понимание информации, рассмотренной в рамках учебной темы.

Изучение работы мозга и особенностей мыслительных процессов является не только важным достижением психологии, но и предметом исследования таких наук как социология, философия, педагогика и многих других.

Критическое мышление, являясь мышлением самостоятельным и рефлексивным, присуще людям со сформированными умениями анализа информации и синтеза собственных идей и умозаключений. Наличие критического мышления является универсальной компетенцией человека, и требования к его формированию прописаны в рамках ФГОС.

Родоначальником идеи развития критического мышления является американский психолог Д. Халперн. В своем труде «Психология критического мышления», автор определяет критическое мышление как творческое [5]. В этой работе сущность критического мышления раскрывается с точки зрения развития умения и навыков человека решать задачи. Данное действие делится на следующие стадии: подготовка к ознакомлению, выработка решения, принятие решения и его оценка, инкубация. Д. Халперн предлагает не только один вариант решения как жизненных, так и профессиональных задач, но и множество стратегий решения. Идеи данного подхода можно сравнить с идеями развивающего обучения, так как оба процесса учат мыслить рационально.

Критическое мышление является свободным мышлением, главным условием которого является самостоятельность. Природа человеческого интеллекта должна не только охватывать большое количество знаний, но и уметь вычленять важное из этих знаний [1].

Мы понимаем, что в развитии критического мышления большую роль играет умение решать задачи, ведь с помощью этого проходит активный мыслительный процесс в усвоении информации. Отметим, что критическое мышление и чувства человека взаимодополняют друг друга, благодаря чему мы приходим к правильному умозаключению, полученному при личном контакте человека с потоком информации, самостоятельном осмыслении и применении на практике.

Однако, основным отличием человека с сформированным критическим мышлением является объективность оценки окружающей действительности. Под влиянием чувств и эмоций невозможно дать адекватную оценку своей деятельности и ее результатов.

Таким образом, критическое мышление — это сложный рефлексивный процесс мышления, который состоит из следующих компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция.

Актуальность формирования критического мышления определяется огромными потоками информации, получаемыми человеком в нашем стремительно глобализующемся мире. Следовательно, применение технологии развития критического мышления становится обязательной частью образовательного процесса.

Данная технология включает в себя три стадии. На стадии «Вызов» происходит постановка проблемы и актуализация имеющихся у обучающихся знаний по теме. На стадии «Осмысление» происходит работа с информационными источниками, ищутся пути решения поставленной проблемы. На стадии «Рефлексия» происходит анализ проделанной работы, синтез умозаключений, оценка результатов собственной деятельности и деятельности других.

Поскольку развитие критического мышления должно происходить на каждом этапе образовательного процесса, нам представляется важным рассмотреть способы применения технологии развития критического мышления при формировании всех навыков овладения иностранным языком, и особенно при развитии лексического навыка обучающегося.

Поскольку способ представления и запоминания лексических единиц оторванным от контекста списком не является достаточно эффективным, мы считаем, что развитие критического мышления при работе с лексическим навыком можно реализовать в рамках применения мнемотехники.

Мнемотехника – это способ запоминания информации, основанный на построении ассоциаций [4]. Применение мнемотехники происходит в четыре этапа. Первый этап – «Кодирование в образы». В рамках этого этапа происходит актуализация информации и представление нового умозаключения в простых зрительных образах. Второй этап – «Соединение образов». В рамках этого этапа происходит создание ассоциации между словом и его образным отображением. Третий этап – «Запоминание последовательности ассоциаций и представление ее целиком». В рамках этого этапа происходит финальное запоминание ассоциации. Четвертый этап – «Закрепление в памяти и применение в речи», сопровождающееся многократным мысленным повторением [2;3].

Таким образом, связь между стадиями технологии развития критического мышления и этапами применения мнемотехники представляется нам очевидной. Стадии «Вызов» соответствует этап «Кодирование в образы». Стадии «Осмысление» соответствуют этапы «Соединение образов» и «Запоминание последовательности ассоциаций и представление ее целиком», а стадии «Рефлексия» соответствует этап «Закрепление в памяти и применение в речи».

Определив связь между данными двумя технологиями, мы подобрали приемы мнемотехники, которые можно применять на различных стадиях формирования критического мышления.

На стадии «Вызова» нам представляется уместным использовать мнемокарты или интеллектуальные карты, позволяющие актуализировать лексические знания обучающихся. Более того, можно использовать прием «созвучия», который позволяет обучающимся вспомнить изученные ранее слова в рамках работы с темой занятия.

На стадии «Осмысления» допустимо использовать прием «Рифмовка». Обучающиеся должны сами написать короткие стихотворения, способствующие запоминанию лексических единиц в рамках работы с темой занятия.

На стадии «Рефлексии» возможно использование приема «буквенный код». В рамках этого приема обучающиеся составляют собственную систему ассоциативных символов, позволяющих шифровать несколько лексических единиц.

Проанализировав применение мнемотехники в рамках развития критического мышления, мы выявили следующие положительные аспекты:

- упростилось запоминание лексических единиц обучающимися;

- повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка в целом, и лексических единиц в частности;

-применение мнемотехники способствовало развитию творческих способностей обучающихся.

Несмотря на явные плюсы применения мнемотехники, мы выявили серьезные недостатки применения данной технологии в рамках развития критического мышления.

Во-первых, полноценное применение мнемотехники возможно только при условии наличия достаточно развитых умений анализа информации и синтеза умозаключений, что является показателем среднего уровня развития критического мышления. Во-вторых, применение приемов «Рифмовка» и «Созвучие» увеличивает интерференцию родного языка, что усложняет процесс изучения языка.

Таким образом, нам кажется целесообразным применение технологии мнемотехники в рамках развития критического мышления на уроках иностранного языка, однако приемы мнемотехники выступают лишь одними из многих средств развития критического мышления. Применять их следует умеренно, не перегружая учебный процесс.

Список литературы

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – Москва. : Просвещение, 2004. – 173 с.
  2. Зиганов М.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов. – Москва : Школа рационального чтения, 2000. – 11 с.
  3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко. – Москва : [б. и.], 2007. – 219 с.
  4. Лапшина Г.А. Использование мнемотехнических приёмов при изучении иностранного языка (на материале спецкурса) : учебно-методическое пособие / Г. А. Лапшина. – Елец : ЕГУ им. Бунина, 2008. – 59 с.
  5. Халперн Д. Психология критического мышления / Дайана Халперн; [Пер. с англ. Н. Мальгина и др.]. - 4. междунар. изд. - СПб. : Питер, 2000. - 503 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее