В настоящее время развитие мирового сообщества с каждым днём всё более приобретает глобальный и транснациональный характер во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из основных и насущных проблем XXI века является разрастание и ужесточение мировой преступности, осуществления преступных действий распространяются в трансграничном масштабе. Преступления зачастую совершаются на территории одного государства гражданами других стран. Также не менее редким явлением является то, что преследуя цель уйти из-под юрисдикции своего государства и избежать уголовной ответственности, лица скрываются на территории зарубежных стран. Именно для установления правосудия и назначения правомерного наказания за реализацию преступной деятельности, государствами был разработан институт экстрадиции.
Экстрадиция – это базированная на договоре, обоюдности, международной вежливости или национальном праве выдача обвиняемого в осуществлении преступных действий или осужденного за их совершение лица государством, на территории которого это лицо пребывает, другому государству для проведения в отношении него уголовного судопроизводства по действующему законодательству запрашивающего передачи государства либо по нормам международного уголовного права или для реализации приговора, вынесенного судом запрашивающего государства [1].
Несмотря на тот факт, что благодаря экстрадиции было выдано множество преступников для исполнения правосудия, а также укреплено международное правовое сотрудничество по уголовным делам, данный институт имеет множество проблем в нынешних реалиях XXI века. Существует ряд противоречий, который влечёт за собой вынесение отказов в выдаче преступников другим государствам.
- «Правило двойной преступности». Деяние, которое вменяется лицу, должно являться противозаконным как в государстве, на территории которого скрывается лицо, так и в стране, требующей преступника к передаче. Очень часто на деле определённые деяния, носящие особо тяжкий характер в одной стране, в другой не являются преступлением по своей сути [2].
- Принцип «минимального срока наказания». Государство может осуществлять экстрадицию преступника лишь за преступления, наказание за которые представляет собой лишение свободы не менее конкретного срока.
- Запрет в некоторых государствах экстрадиции собственных граждан.
- Не выдаются лица, за которыми осуществляются преследования по дискриминационным основаниям, а также по политическим мотивам.
- В отношении лица была объявлена амнистия.
- Истечение срока давности преступления.
- Большое влияние на отказ в выдаче могут оказать возраст или состояние здоровья лица, которому инкриминируется преступление.
- Лица могут обладать дипломатическим иммунитетом.
- Основанием отказа также может послужить тот факт, что в государстве, которое является инициатором экстрадиции, лицу может угрожать смертная казнь, пытки, жестокое и негуманное наказание [3].
- Известно, что условия содержания под стражей осужденных идут в разрез с установленными нормами международного права.
- Отсутствуют доказательства вины лица.
- Между государствами отсутствует международное соглашение, договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью, а также одно из государств или оба не являются участниками конвенций о международном сотрудничестве (Европейская Конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.).
- Государства являются геополитическими оппонентами на международной арене.
Эти и многие другие основания приводят к многочисленным отказам государств в выдаче преступников для осуществления правосудия. Российская Федерация не является исключением. Необходимо обратить внимание на причины отказа в выдаче лиц как самой Россией, так и по её запросу.
Главный закон государства – Конституция РФ говорит о запрете передачи своих граждан в порядке экстрадиции (п.1 ст.61). Также в законе закреплён запрет передачи лиц, совершивших деяния, не являющиеся преступлениями на территории России (п.2 ст.63) [5]. Также Российская Федерация отказывает в выдаче лиц в связи с истечением срока давности преступления или в связи с предоставлением лицу убежища на территории страны.
Весомое количество государств отказывают России в выдаче преступников. Причины кроются как во внутреннем законодательстве этих государств, то есть государства могут не признавать совершённые деяния за преступления, так и в неучастии государств в международных многосторонних и двусторонних соглашений и договоров о выдаче и о взаимной помощи по уголовным делам [4].
Но, на мой взгляд, в настоящее время основной причиной отказа в экстрадиции является соперничество государств по геополитическим вопросам, конфронтация политических интересов и целей. Среди таких государств по отношению к России можно выделить США, страны Евросоюза, Канаду, Великобританию, которые всеми возможными путями стараются отказать в экстрадиции, выдвигая за главную причину преследование граждан в России по политическим мотивам, а также нечеловеческие условия содержания заключенных.
Среди недавних событий, подтверждающих вышесказанное, можно обозначить отказ Норвегии в экстрадиции депутата курской областной думы, предпринимателя Четверикова Александра, который находится в международном уголовном розыске по делу о хищении 99 млн рублей у омского «ЛК «Зерно Сибири». По словам самого депутата, Норвежский суд нашёл в материалах дела, предоставленных российской стороной, фальсификацию доказательств, а также явную политически мотивированную фабрикацию и направленность. Суд Норвегии отказал России в экстрадиции предпринимателя.
Ряд азиатских государств (Китай, Япония, Сингапур, Лаос, Мьянма, Южная Корея, и другие) также в исключительных случаях осуществляют экстрадицию со своей территории. Бутан и вовсе не имеет с Россией дипломатических отношений, а это исключает экстрадицию как таковую.
Среди государств Ближнего Востока противником экстрадиции по отношению к России выступают Объединённые Арабские Эмираты несмотря на активное осуществление экстрадиции в другие государства.
Ещё одной проблемой в нынешних условиях является планетарное распространение пандемии «Covid-19». В связи с введением определённых мер для борьбы с заболеванием, в том числе и ограничение, а где-то и полная отмена транспортного сообщения между государствами, многие государства не могут получить положительный ответ на запрос об экстрадиции.
Подводя итог и анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что экстрадиция является мощным инструментом международного сотрудничества в борьбе с преступностью, но, к сожалению, не совсем эффективным. Среди поданных Россией запросов на выдачу лиц низок процент удовлетворённых, даже оказание политического давления не всегда приводит к желаемому результату, а зачастую, наоборот усугубляет ситуацию. Для повышения результативности данного института следует искать иные пути взаимодействия с иностранными государствами, расширять правовую базу сотрудничества, стараться вырабатывать компромиссы по политическим вопросам, даже в тех случаях, когда это кажется практически невозможным.
Список литературы
- Бриллиантов А. В. Международное уголовное право, учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2020–327 с.
- Ибраев, И. Б. Институт экстрадиции: проблемы правоприменения / И. Б. Ибраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 205-207.
- Романов А.К., Лысягин О.Б. Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика. Право и политика,- М. Юр. Литература.2005. — №3.
- Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно-практическое пособие. — М., Инфра. 1998. — С. 30.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.