К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАПРОСА О ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАПРОСА О ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (93), Ноябрь ‘22

Дата публикации 23.11.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются проблемы такого института по борьбе с преступностью, как международная правовая помощь, а именно отдельные аспекты осуществления и исполнения запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам. Подробно раскрывается влияние внешнеполитической обстановки на сроки осуществления запросов о производстве соответствующего процессуального действия на территории иностранного государства, а также возможность реализации запросов в целом. Выделяются проблемы Российской Федерации во взаимодействии с другими странами по данному вопросу, а также делается вывод об эффективности данной международно-правовой категории.

Российская Федерация уделяет особое внимание аспекту международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, так как борьба с преступностью – это сфера, которая должна находиться вне политических рамок. Однако, в определенных случаях вследствие тяжелой мировой политической ситуации не всегда запросы об оказании правовой помощи могут быть реализованы.

Запрос о производстве процессуальных действий вносится лицом, осуществляющим производство по уголовному делу (дознавателем, следователем, руководителем следственного органа, прокурором или судьей). Главное содержательное ограничение запроса о правовой помощи заключается в том, что он не может быть направлен на принятие процессуальных решений по уголовному делу. В частности, как отмечают исследователи, подобные запросы могут быть направлены на собирание доказательств, вручение документов [2]. Содержанием запроса о правовой помощи может быть ознакомление лица с постановлением о привлечении в качестве потерпевшего, однако нельзя запросить признать лицо потерпевшим и вынести соответствующее постановление. Данные вопросы при любых обстоятельствах находятся вне компетенции органов иностранных государств. Содержание запроса о правовой помощи по уголовным делам можно рассмотреть и в рамках других практических вопросов.

Запрос о правовой помощи имеет ряд аспектов, которые обеспечивают гарантию прав лиц, в отношении которых необходимо произвести процессуальные действия. К.Д. Муратов и Э.Ю. Ренатова отмечают, что это заключается в следующих аспектах:

  • во-первых, лица, которых необходимо вызвать для производства процессуальных действий, могут быть вызваны лишь с их согласия;
  • во-вторых, лица могут быть вызваны исключительно с целью производства соответствующего процессуального действия и только для этого;
  • в-третьих, на территории Российской Федерации лица обладают иммунитетом и не могут быть подвергнуты взятию под стражу, привлечению в качестве обвиняемых или подвергнуты иным ограничениям на основании приговоров, которые были вынесены до пересечения лицами Государственной границы Российской Федерации [3].

То есть запрос о правовой помощи имеет определенные границы в своей реализации, так как Российская Федерация не берет на себя ответственность за излишнее ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. Отсутствие возможности распространения в подобных случаях своей юрисдикции на данных граждан не даёт для российских правоохранительных органов гарантий законности привлечения лица в качестве обвиняемого, взятия под стражу или иных ограничений прав и свобод иностранных граждан или лиц без гражданства.

Существуют и иные препятствия в реализации запроса о правовой помощи по уголовным делам. В частности, в случае изменения государственных границ изменяется и реальная возможность реализации запроса о производстве соответствующего процессуального действия на территории иностранного государства. С подобным осложнением сталкиваются и территориальные следственные органы при реализации своего запроса о правовой помощи.

В случае направления территориальным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации запроса о производстве процессуального действия на территории иностранного государства каждый подобный запрос проходит через управление международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации. Анализ запроса о производстве процессуального действия, помимо изучения его на соответствие требованиям действующего законодательства и международных договоров Российской Федерации, предполагает также и анализ возможности его реального исполнения компетентными органами и должностными лицами иностранного государства. Особенно ситуация осложняется при возникновении определенных политических потрясений. В частности, в 2020 году следственному отделу Следственного комитета Российской Федерации было отказано в направлении запроса в компетентные органы Украины об оказании правовой помощи по уголовному делу в отношении С., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 338 Уголовного кодекса РФ [5]. Управление международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации отказало в направлении данного запроса, ссылаясь на то обстоятельство, что необходимое процессуальное действие должно было производиться на территории Луганской Народной Республики, которая на тот момент уже объявила о своей независимости и не находилась под юрисдикцией компетентных органов Украины [1]. Следовательно, компетентные органы Украины не имели возможности в действительности исполнить запрос Российской Федерации о производстве процессуального действия. Данное обстоятельство учло управление международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации, хотя подобное основание отказа в направлении запроса о правовой помощи отечественным законодательством и международными договорами Российской Федерации не предусмотрено.

Представляется, что отсутствие в правовых нормах указания на необходимость анализа возможности реального исполнения запроса о производстве процессуального действия является упущением законодателя. Е.В. Попаденко отмечает, что влияние сложившихся международных связей и действующей внешнеполитической обстановки на возможности реализации запроса Российской Федерации о правовой помощи колоссально [4]. Дело в том, что заключенные международные соглашения, как правило, не имеют эффективного механизма гарантий их исполнения. Соответственно, реализация международного соглашения о взаимном обязательстве исполнения запросов о производстве процессуального действия по соответствующей просьбе иностранного государства так или иначе косвенно строится на взаимоотношениях государств друг с другом.

Важным аспектом, свидетельствующим о необходимости анализа реальности исполнения запроса о правовой помощи, является принцип разумного срока уголовного судопроизводства. Формальный подход в вопросе направления запроса Российской Федерации о производстве процессуального действия на территории иностранного государства находится в противоречии с указанным принципом, так как нарушается постулат о необходимости учёта достаточности и эффективности действий следователя, дознавателя или прокурора в целях своевременного осуществления уголовного преследования и рассмотрения уголовного дела, что следует из содержания статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ [6]. Направление запроса при наличии достоверных данных о том, что данный запрос не будет исполнен в условиях действующей внешнеполитической обстановки, является затягиванием процесса, что противоречит и постулату принципа процессуальной экономии.

УПК РФ закрепил централизованный порядок направления запроса об оказании правовой помощи компетентными органами и должностными лицами иностранного государства. Данный централизованный порядок можно также назвать принципом субординации, который заключается в том, что запросы о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства направляют из территориальных следственных отделов в управления по субъектам Российской Федерации, а затем в управление международного сотрудничества. Соответственно, механизм направления запроса Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам построен на принципе субординации, то есть перед направлением запрос анализируется управлением международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации или иным аналогичным структурным подразделением Министерства Внутренних Дел России или Федеральной Службой Безопасности России. Представляется, что проверка запроса на реальную возможность его исполнения также должна осуществляться указанными структурами.

Исходя из изложенного, можно заключить, что отражение аспекта реальности реализации запроса о правовой помощи по уголовным делам является необходимым для более сущностного, а не формального подхода к рассматриваемому правовому средству. С одной стороны, формальный подход может предопределить более единообразное правоприменение, однако оно в некоторой степени снижает эффективность запроса о правовой помощи как особого правового механизма взаимодействия. Если существуют достоверные данные об отсутствии реальной возможности реализации запроса, то процессуальная необходимость его направления отсутствует. Анализируя данное обстоятельство относительно состояния мировой внешнеполитической обстановки и отдельных международных связей государств, управление международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации должно заключить – является ли направление конкретного запроса о производстве процессуального действия на территории иностранного государства необходимым и эффективным в данных реалиях.

Таким образом, в условиях нестабильной внешнеполитической обстановки появляется необходимость анализа возможности реального исполнения компетентными органами и должностными лицами иностранного государства запроса Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам. В связи с этим действующее уголовно-процессуальное законодательство необходимо дополнить частью 5 статьи 453 УПК РФ следующего содержания: «5. Запрос о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства направляется лишь в случае реальной возможности его осуществления. Возможность реального осуществления запроса о производстве процессуальных действий проверяется компетентными органами Российской Федерации на основании положений международных договоров Российской Федерации, состояния отношений между Российской Федерацией и иностранным государством и действующей политической обстановки в данном иностранном государстве».

Список литературы

  1. Вирясова Н.В., Аванесян А.В. О некоторых проблемах исполнения компетентными органами иностранных государств запросов о правовой помощи по уголовному делу // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования. 2021. С. 50.
  2. Курс уголовного процесса / под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко (автор главы – М.А. Михеенкова). М., 2021. С. 1306.
  3. Муратов К.Д., Ренатова Э.Ю. Правовые коллизии при производстве запроса о правовой помощи в сфере защиты прав потерпевших, находящихся на территории Российской Федерации // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 513.
  4. Попаденко Е.В. К вопросу о методике направления запросов о правовой помощи по уголовным делам // Актуальные вопросы деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе: проблемы и перспективы. 2019. С. 115.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее