ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

577

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 15.01.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается понятие физической активности, ее значимость для студентов, а также влияющие на нее факторы и пути развития физической активности. Отражены заболевания, связанные с отсутствием физической подготовки, влияние на нервную систему.Представлен ценностный потенциал физической культуры, его составляющие, а также данные о процентном соотношении здоровых студентов с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье.

Организм человека по своему строению предназначен для разнообразного движения. В 1977 году академик Н.М. Амосов утверждал, что здоровый человек, для того чтобы чувствовать себя хорошо и физически и психологически, должен получать физическую нагрузку не менее полутора часов каждый день. А, по некоторым данным, для наилучшего самочувствия необходимо движение по 5–6 часов в день. [4, с. 6]

Физическая активность – это какие-либо движения корпуса, совершаемые с помощью мышц скелета и требующие затрат энергии, в том числе в процессе работы, выполнения домашней работы, игр, а также рекреационных занятий. 

Регулярная физическая активность в значительной мере улучшает здоровье, помогает справиться со стрессовыми ситуациями, снижает темпы старения организма. Человек становится более уверенным в себе и своих возможностях [3].

Бездействие мышц приводит к уменьшению их объема, снижению упругости и эластичности.Ограничения в движениях, пассивный образ жизни приводят к различным патологическим изменениям в организме человека.

Зачастую, понятие «физическая активность» путают с понятием «упражнение». Но данное заблуждение является неверным, так как упражнение выступает структурированным, запланированным, повторяющимся элементом физической активности, действие которого направлено на поддержание или улучшение одного или нескольких компонентов физического состояния человека.

Проблема здоровья студентов остается актуальной всегда и требует особого внимания. Сегодняшние студенты – это будущие командующие кадры науки и производства.[1, с.154]

Проблема ухудшения здоровья студента – вопрос личной культуры обучающегося вуза, на что следует обратить особое внимание. В настоящее время процент студентов, имеющих отклонения в здоровье и освобожденных от занятий физической культуры увеличился, поэтому требуется более эффективная и динамичная работа над собой и своим физическим здоровьем. Данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ свидетельствуют о том, что здоровыми студентами можно назвать лишь 15% от общей массы, функциональные отклонения в здоровье наблюдаются у 50%, а 35% обучающихся имеют приобретенные хронические заболевания. 

На формирование физической активности студентов влияет множество факторов (рисунок 1):

 

Факторы, влияющие на физическую активность

- Условия учебной деятельности

- Местонахождение учебного заведения и способы передвижения к нему

- Расписание занятий

- Организация досуговой деятельности

- Семейное положение

- Особенности темперамента и характера

 

В высших учебных заведениях для студентов созданы все условия формирования и развития физических навыков, в том числе и регулярные занятия физической культурой. Специалисты по физическому воспитанию владеют достаточным количеством знаний и умений для того, чтобы не только поддерживать физическое состояние студентов, но и воспитывать потребность в здоровом образе жизни, а также участвуют в формировании физической культуры личности. Ведь отсутствие подобных навыков порождает низкий уровень физической культуры у студентов, что в результате может привести к возникновению отклонений в состоянии здоровья.

Для формирования физического воспитания студента, важным этапом выступает их информирование о содержании и видах физкультурно-спортивной деятельности, а также о степени их влияния на организм. Ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными обществом [2].

Ценностный потенциал физической культуры можно условно разделить на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные и мобилизационные ценности. Обратимся к их краткой характеристике.

Интеллектуальные ценности представляют собой знание методики и средств физического развития человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни.

К ценностям двигательного характера относятся личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал.

Ценности технологий – это методологические руководства, практические рекомендации, методики тренировок, выработанные специалистами для безопасного и действенного процесса физической и спортивной подготовки.

Ценности интенционного характера  отражают  общественное мнение и  престижность физической культуры в обществе, ее популярность среди людей. По эффективности освоения этих ценностей можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре, а также их действительное отношение к этой сфере культуры.

Особое значение имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемая спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, а также настойчивость в достижении поставленной цели. [5]

Физическое воспитание студентов должно обладать рядом немаловажных факторов:

- эмоциональная насыщенность данного процесса;

- получение полезного результата для студента;

- побуждение студента в удовлетворении потребности в самопознании;

- вызов чувства естественного удовлетворения от двигательной деятельности.

Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование всех имеющихся средств при правильном их соотношении.

Необходимо помнить о том, что недостаточная физическая активность может привести к развитию серьезных заболеваний даже у молодого организма:

1. К числу самых распространенных заболеваний от недостатка физической активности относится ожирение. Ожирение возникает из-за того, что калории, которые поступают во время потребления пищи, не могут полноценно расходоваться и преобразовываться в энергию, тем самым способствуя накоплению жировых отложений.

2. Самым серьезным заболеванием от недостаточной активности является нарушение работы сердечно-сосудистой системы, что приводит к проблемам самого сердца. 

3. Диабет также возникает из-за малой подвижности человека, потому как сахар не достаточно быстро расщепляется и остается в крови, что влияет на поджелудочную железу.

К сожалению, не все ВУЗы вводят методико-практические занятия по физической культуре для студентов, с помощью которых они могли бы получить новые и закрепить старые знания в области физической культуры и спорта.

Не стоит забывать об ответной реакции организма на большие нагрузки. Очень интенсивные тренировки могут привести к состоянию перетренированности, что нередко влечет за собой подавленность, плохое самочувствие, нежелание заниматься более. 

Перетренированность затрагивает не только физическое состояние, но и проявляется в нервном перенапряжении, что негативно сказывается на деятельности студента. Также происходит снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям и простудным заболеваниям. В подобных случаях необходимо снизить продолжительность тренировок, изменить их содержание. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях социальной нестабильности, экономического кризиса, недостаточной эффективности отечественной системы здравоохранения наблюдается ухудшение здоровья, снижение иммунной системы и психофизического потенциала всего российского населения. Но наибольшим образом это затрагивает студенческую среду. Поэтому, все ВУЗы страны должны ставить перед собой задачу приобщения всех обучающихся к нормам и правилам здорового образа жизни. Ведь именно от физического здоровья молодого поколения зависит будущее всего нашего государства в целом. Наряду с этим не стоит забывать об индивидуальных особенностях человека и уровне его начальной физической подготовки.

Список литературы

  1. Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. – М. : Россия, 1997. – 300 с.
  2. Аршавский И. А. К теории индивидуального развития (Биофизические аспекты) // Биофизика. — 1991. — 36 с.
  3. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, -304 с.
  4. Ерёмушкин, М. А. Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура / М.А. Ерёмушкин. - М.: Спорт, 2016. - 184 c.
  5. Лубышева, Л..И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 11–19.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее