Роль семьи в духовно-нравственном развитии личности ребёнка

Роль семьи в духовно-нравственном развитии личности ребёнка

В статье рассматриваются педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей в семье. Сформулировано определение духовно-нравственного воспитания детей, проанализированы возрастные этапы развития ребенка и соответствующие им методы социально-воспитательного воздействия. Разработаны направления по социально-педагогическому сопровождению семей.
         Семья – один из главных факторов, во многом способствующий процессу развития личности, в том числе ее духовности и нравственности. Семья является проводником тех моральных, духовных, этических ценностных убеждений и взглядов, которые в дальнейшем будут определять образ жизни и образ мыслей сегодняшнего ребенка. Однако кризисы, типичные для современной семьи (разрушение основ семейных традиций и семейного воспитания; выравнивание моральных взглядов на брак и семью и традиционных представлений о воспитании детей; многие проблемы детства, часто вызванные нарушением традиции воспитания детей в семье) негативно влияют на воспитание духовности и нравственности детей. Развитие психолого-педагогической деятельности, оптимизация процесса духовно-нравственного воспитания ребенка в семье - цель нашего дальнейшего исследования.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Поделиться

Одной из актуальных проблем не только психологии и педагогики, но и философии, культурологии, социологии, истории и многих других наук была и остается проблема личности.

По мнению Б. Ф. Ломова, личность является продуктом общества, в котором человек живет и с которым он активно взаимодействует. Это общество, общество оказывает непосредственное и зачастую решающее влияние на развитие личности, формирование ее системы ценностей, духовности и этики, морально-этических принципов. Эта идея находит объективное подтверждение в многочисленных исследованиях зарубежных (А. Адлер, В. Джеймс, Дж. Келли, А. Маслоу, Г. Оллпорт и др.) и отечественных (Б. Г. Ананьев, А. А. Томов Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева А. Ф. Лазурский, М. И. Лисин, В. Н. Мясищев и др.) ученых. Но разве общество, окружающая среда положительно влияют на человека? Если бы это было всегда, мы бы не говорили о том, что наше общество переживает моральный кризис, когда люди в значительной степени лишены человека и находятся на грани социальной катастрофы. В подтверждение этого вывода в работе Л.А. Суриковой отмечается, что характерной чертой современного этапа развития нашего общества является обострение кризиса нравственного и духовного развития не только общества в целом, но и каждого члена индивидуально.

Осознание этой проблемы актуализирует поиск средств и способов эффективного влияния не только на процесс развития личности в обществе, но и на трансформацию самого общества, ориентируясь на духовность, нравственность, гуманность и ценностную культуру взаимодействия.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает решение этой проблемы в связи с обеспечением оптимальных условий для развития личности на базовом уровне онтогенеза, то есть в раннем и дошкольном детстве, когда основы личности и людей чувствительны к развитию. социальный опыт, с которым он сталкивается, общаясь с окружающим его миром. Важность развития духовности и нравственности детства подтверждают не только результаты исследований ученых (Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Ф. С. Левин-Шириной, Д. В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева, Л. А. Пениевской, Т. А. Маркова, Е. И. Радина, А. С. Ахманова, так далее.). В качестве одного из приоритетов духовно-нравственного воспитания определен целый ряд нормативных актов, касающихся сферы образования (Закон РФ «Об образовании», Стратегия образования в Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Правительство РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)) и даже разработало Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы - составители Данилюк А.Ю., Кондаков А.М., Тишков В.А.), в котором отмечается « Умножение русского народа с точки зрения повышения качества жизни и труда, укрепления духовности и нравственности, гражданственности и государственности, развития культуры и творчества является важнейшей общегосударственной задачей. Это определяется современным национальным образовательным идеалом - нравственным, творческим, компетентным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как личную, сознательную ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененную в духовных и культурных традициях русского народа ».

Во все времена воспитание в семье являлось основой формирования в человеке духовного и нравственного начала и от того, как протекал процесс семейного воспитания, определялись последующие тенденции в развитии личности.

Изучение темы и ее актуальность

Хотя в настоящее время семья как социально-воспитательный институт общества не справляется с выполнением исторически возложенной на нее функции, все же никакой другой социальный институт не способен подменить ее собой в деле воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствует и статистика: воздействие семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. Оно составляет 40 %, средств массовой информации — 30, школы — 20, улицы — 10 % [4]. В настоящее время налицо тот факт, что российское общество переживает духовно-нравственный кризис [1; 4]. Сложившаяся ситуация является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сведенным к минимуму оказалось также духовно-нравственное воспитание в семье, хотя именно в семье закладываются зачатки духовности, морали, нравственности, понятия об общественных нормах и запретах. Поэтому можно сказать, какой духовно-нравственный фундамент заложен в ребенке в начале его формирования, таково и будет его дальнейшее развитие как личности. Семья — это особого рода коллектив, играющий в духовно-нравственном воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Под духовно-нравственным воспитанием детей в семье понимается процесс целенаправленного воздействия на формирование, становление и развитие духовно-нравственных качеств ребенка, являющихся основой культуры личности [4].

 

Раскрытие основных понятий

Особая роль семьи в духовно-нравственном развитии личности ребенка

Как совершенно справедливо отмечают исследователи (работы Л. М. Аболина, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.), Особая роль в формировании духовности и нравственности личности на этих возрастных этапах развития принадлежит семья. Это семья, самая близкая к людям в этом возрасте - главная связь между ребенком и миром, в котором он живет, обществом, с которым взаимодействует ребенок. Имея непосредственные возможности для включения ребенка в домашнее хозяйство и даже в социальную деятельность взрослых, семья является проводником тех моральных, духовных, этических ценностных убеждений и установок, которые по-прежнему будут определять образ жизни и мышление сегодняшнего маленького и будущего - взрослый человек как полноправный гражданин.

Кризисы современной семьи. Так почему же этого не происходит?

Ответ на этот вопрос мы находим во многих работах ученых, в которых сделан вывод о том, что не только общество, но и современная семья, как важнейший институт социализации, в настоящее время переживает крупные кризисы (исследования Баралгина А.М., Доницкого Л.А., Зеньковского В.В., С.П. Иванова, О.А. Колесникова, О.Г. Прохорова, Л.А. Серикова и др.). Подводя итоги работ этих ученых, а также опираясь на собственные исследования, интересующие нас в данной области, мы выявили следующие негативные аспекты (кризис), характерные для современной семьи. Они, безусловно, негативно влияют на воспитание духовности и нравственности детей.

Разрушение основ семейных традиций и семейного воспитания. В первую очередь это касается нивелирования многовековых складывающихся в истории российской иерархии семейных отношений и традиций семейного образа жизни. Здесь можно говорить о, если не о полном разрушении, о существенном нарушении отношений между поколениями: современное молодое поколение часто перестает уважать старших, уважительно относится к ним, но безоговорочное послушание и послушание родителям - это почти прошлое. При смене активной оппозиции - противостояние между опытным и молодым поколениями, которое нельзя считать положительным влиянием на духовное и нравственное развитие молодежи.

Изменение представлений о семье. Кардинально изменились и не в лучшую сторону моральные представления о браке и семье. Как он пишет в одной из своих работ В.В. Зенковский [2], «бодрящий эффект семьи, не теряемый и не отвергаемый благодатной силой таинства брака, часто остается незамеченным, а иногда останавливается, как будто парализовано, противодействует плохому влиянию на среду несамани ребенка», совершенно верно! В современном мире практически перестали существовать и быть выражением любви, верности, духовного единства отношений между супругами, что объективно приводит к катастрофическому числу разводов. По статистике, распадается более 40% браков [7]. Ценность семьи и брака среди молодежи практически отсутствует [7, 8]. Утрачено и традиционное понятие отцовства. Воспитание детей воспринимается многими людьми как тяжелое и нежелательное бремя. Следствием этих изменений сознания людей становится либо рождение «нежелательных», незапланированных детей, которые часто живут с родителями, либо социальные сироты становятся беспризорными детьми, либо таких детей родители просто избавляют, прерывая беременность, посягая тем самым на жизнь, хотя и не родился, но от человека. В результате почти 60-х годов XX века мы активно говорим о демографической катастрофе, снижении рождаемости. Но никаких социальных программ, которых в настоящее время достаточно много, изменить ситуацию не удалось. Говоря об этом аспекте, мы обсуждаем проблему британского педиатра и детского психоаналитика Д.В. Винникотт [1] предполагает, что, несмотря на тот факт, что родительская любовь является врожденной биологической составляющей, она является культурным и историческим, меняющимся явлением, под влиянием социальных норм и ценностей. Потеряли ценность детства как важного периода в жизни человеческого общества и как объективного следствия - дети перестают быть ценными для своих родителей. И даже до вступления в брак люди не склонны к своему рождению. Стремление многих современных людей ориентировано не на достижение успеха в области воспитания детей, а на успех в реализации плана культа жизни материального благополучия. Но кто не является родителем его заботы, внимания, безоговорочной любви к ребенку, поможет ему понять, что ему нужно, ценно и значимо для них. Особая роль здесь, конечно, принадлежит матери. Однако, как отмечают Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. «Кризис семейных ценностей влияет на родительское отношение и родительское отношение к ребенку, прежде всего, на эмоциональное отношение к матери к ребенку» [10].

Еще одно кризисное явление, характерное для современной семьи, мы выделяем многочисленные и разнообразные проблемы детства. Выравнивание старших духовно-нравственных канонов и норм поведения объективно приводит к значительным нарушениям в области поведенческих проявлений детей: у них не сформировалась система нравственных норм и моделей поведения; а дети не могут и не хотят согласовывать свое поведение с системой правил и моральных норм, существующих в обществе. Хуже всего то, что это часто приводит не только к деформации духовности, нравственности ребенка, многочисленным отклонениям в развитии его эмоциональных и поведенческих сфер, но и к отклонениям в интеллектуальном развитии, вплоть до органических, очень серьезных патологий.

Потеря семейных традиций в воспитании. Традиции воспитания в семье нарушаются. Не желая прислушиваться к советам старшего поколения, рекомендациям бабушек и дедушек, имеющих опыт воспитания собственных детей, молодые родители проявляют удивительное воображение в вопросе воспитания детей. Самое негативное в том, что это влияет на духовное и нравственное развитие детей. Не имея представления о законах, особенностях, механизмах воспитания духовности, нравственности ребенка и прибегая к морализатору, упрекам, нотациям, вместо того, чтобы показывать ребенку пример духовности и нравственности в своих отношениях, семья часто становится просто не в состоянии осуществить этот эффективный процесс. Учреждения народного образования, например, дошкольные образовательные организации, не могут в корне изменить ситуацию и восстановить традиционные семейно-воспитательные ценности и воспитание в семье детей. Не в состоянии решить эту проблему и социокультурное пространство, СМИ. Как отмечает О.М. Потапов [5], медиа-темы образовательного характера, в первую очередь - проблемы воспитания детей в семье, лезут редко и беспорядочно.

Есть ли выход из этой ситуации? Нет сомнений - есть! Первое, с нашей точки зрения, надо сказать, об организации целенаправленной работы по формированию мотивации родительства для тех, кто может и должен физиологически быть родителями. Мы считаем, что только устойчивые усилия, направленные на всестороннее воспитание абсолютной любви к ребенку (даже если это в отдаленной проекции), позволят двигаться к решению этих проблем.

Не менее важным является организация целенаправленной и систематической помощи в вопросах духовно-нравственного становления детей тем семьям, в которых уже есть дети.

 

Разработав и экспериментально апробировав программу для родителей, чтобы помочь им в воспитании духовности и нравственности детей в семейном контексте, мы сами определяем цель нашей будущей деятельности. Акцент будет сделан на духовно-нравственном воспитании детей среднего школьного возраста - возраста перехода от младшего дошкольника к старшему и, с нашей точки зрения, наиболее благоприятного для воспитания души и сердца ребенка.

Список литературы

  1. Винникот Д.В. Разговор с родителями / Пер. с английского. Торговый флот Почукаева, В.В. Тимофеев. - М .: Независимая фирма «Класс», 1995. - 74 р.
  2. Серебрякова Т.А., Фазлы Е.П. Экспериментальное исследование процесса развития ценностей, связанных с семьей, браком и студентами университета // Историческая и социально-педагогическая мысль (Историко-социальные образовательные идеи). - 2015. - ТОМ 7. - № 6. - Часть 1. - Р. 199 - 204.
  3. Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Изучение мотивации родительства в молодом возрасте и результаты его тестирования // Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2016. - № 4. - Р. 83 – 89
  4. Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Влияние эмоционального взаимодействия на материнское отношение старших дошкольников // Журнал Мининского университета. - 2017. - № 1.
  5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, Фонд «Христианская жизнь». - 2002. - С. 6 - 245.
  6. Серикова Л. А. Научно-историческое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания личности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 6 (16) - Р. 136 - 141.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. Данилюк А.Ю., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М .: Образование, 2009. - 24 с.
  8. Ломов Б. Ф. Теория развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М., 1981. - С. 286 - 302. 5. Потаповская О.М. Педагогическая поддержка семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М .: Планета, 2003. - 64 с.
  9. Серебрякова Т.А., Волгина В.С., Хворостинин Н.В. «От младенцев до подготовишек». Система работает по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста: Справочник. - М .: ИНФРА-М, 2017. - 509 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary