ПРИНЦИП ОХРАНЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ПРИНЦИП ОХРАНЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

91

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Дата публикации 27.06.2024

Поделиться

В настоящей статье рассмотрен вопрос реализации прокурором принципа охраны прав личности в стадии предварительного расследования.

Конституция РФ, отражая в национальном законодательстве заложенные в международных стандартах общечеловеческие ценности, закрепила фундаментальные положения, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, непосредственно действующие права человека, определяют, как смысл, так и содержание, и применение законов (ст. 2, 18, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ [1]).

Конституционный принцип охраны прав и свобод человека и гражданина закреплен в ст. 11 УПК РФ [2], положения которого распространяются только на уголовно-процессуальные отношения, поскольку предметом охраны данного принципа выступают исключительно права и свободы участников уголовного судопроизводства. При конструировании содержания принципа законодателем использован термин «охрана права», тогда как в ст. 6 УПК РФ закреплено, что «уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод».

Тем самым, важно разграничивать понятия «охрана права» и «защита права». По данному вопросу в уголовно-процессуальной науке сложились различные подходы. Некоторые ученые отождествляют указанные термины, другие – рассматривают в различных значениях [4, с. 43]. По нашему мнению, законодательное наименование принципа наиболее емко отражает его содержание. Принцип защиты законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства в первую очередь направлен на предупреждение процессуальных правонарушений со стороны должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также других участников уголовно-процессуальных отношений. Однако комплексная защита прав и свобод требует активных действий по их восстановлению в случае нарушения или ограничения, а также мер по устранению причин, препятствующих осуществлению прав.

Из вышеуказанного можно вывести понятие данного принципа. Так, принцип охраны прав человека и гражданина в уголовном процессе – создание благоприятных условий для реализации лицом принадлежащих ему прав в уголовном судопроизводстве.

Важно отметить, что принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в системе принципов уголовного судопроизводства является важным шагом на пути к подлинной заботе о правах человека. Реализация его положений является серьезной гарантией в обеспечении законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства.

Одной из стадий уголовного судопроизводства, где деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее актуальна, является стадия предварительного расследования. Данный тезис подтверждается высоким уровнем формальности уголовного процесса, в том числе применением значительных ограничений прав и свобод личности. Санкции, превентивные и принудительные меры, а также другие ограничения должны применяться в строгом соответствии с действующим законодательством без каких-либо исключений.

Согласно положениям, ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре РФ) [3], одним из направлений деятельности органов прокуратуры служит надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В стадии предварительного расследования прокурором осуществляются две функции: уголовное преследование и прокурорский надзор за органами предварительного расследования.

При этом прокурорский надзор за органами предварительного расследования фактически включает в себя надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что позволяет применять к нему также специальные акты о данных направлениях надзорной деятельности.

Рассматривая надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, важно обратиться к ст. 24 Закона о прокуратуре РФ. В данной статье также отмечается, что обязанностью работников прокуратуры является добросовестное отношение к жалобам, заявлениям об ущемлении прав и свобод лиц, своевременное и грамотное рассмотрение и разрешение обращений, избрание необходимых мер по восстановлению нарушенного законодательства. Данные положения подтверждают взаимозависимость прокурорского надзора за органами предварительного расследования и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Их можно рассматривать как общее и частное.

Необходимо указать на то, что правовые возможности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина на стадии предварительного расследования ограничены и осуществляются в строго определенных формах. Данное обстоятельство предопределено особенностями государственных органов как структур, чья деятельность ограничена формой, определяемой законом. Отпечаток накладывает сущность и назначение Прокуратуры Российской Федерации, а также область общественных отношений. Характерной чертой средств прокурора в данном случае выступает их корреляция полномочиям прокурора как государственного служащего и соответственно связь с оценкой законности, обоснованности, своевременности деятельности определенных субъектов уголовного судопроизводства.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования отражены в ст. 37 УПК РФ, среди которых указываются: утверждение постановлений о прекращении производства по уголовному делу, дача согласия на возбуждения перед судом ходатайства об избрании, изменении или отмене меры пресечения и т. д.

При этом в отдельных статьях УПК РФ можно встретить также иные полномочия, позволяющие защитить права и свободы человека и гражданина. Так, например, в силу положений ст. 136 УПК РФ прокурор может направить в средства массовой информации требования об опубликовании сообщений о реабилитации или же направить письменное сообщение о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его жительства, учебы или работы.

Недостатком УПК РФ в части регулирования правовых возможностей прокурора при защите прав и свобод человека и гражданина является расхождение в понимании отдельных средств с Законом о прокуратуре РФ (в частности, требование в УПК РФ рассматривается скорее, как сам акт, а не его содержание). При этом расхождения могут наблюдаться и в отдельных статьях кодекса (что можно проследить на примере полномочий по согласованию и утверждению). Стоит указать и на то обстоятельство, что деятельность прокурора как участника уголовного процесса регламентируется также специальными организационно-распорядительными актами. В связи с этим многими авторами отмечается необходимость детальной регламентации средств прокурорского надзора (в том числе актов прокурорского реагирования), полномочий прокурора, а также порядка и особенностей их применения [5, с. 90]. Мы полностью согласны с представленной позицией, так как указанный подход к разрешению проблемы позволит разрешить имеющиеся правовые коллизии. В данном случае также стоит учитывать, что функции прокурора не ограничены какой-либо одной стадией процесса, а реализуются они на всех этапах (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, судебное следствие и т. д.), можно прийти к выводу о том, что форма защиты прав и свобод человека и гражданина находится в зависимости от них.

Таким образом, важно рассмотреть надзорную деятельность прокурора, как одну из форм реализации принципа охраны прав личности в стадии предварительного расследования.

Функция уголовного преследования осуществляется прокурором через его надзорные полномочия, которые даны ему законодателем для того, чтобы обеспечить законность изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления, чтобы действия и решения следователей, руководителей следственных органов, дознавателей и органов дознания по осуществлению уголовного преследования соответствовали бы требованиям закона.

Для более плодотворного осуществления надзорной деятельности, прокурору предоставлен ряд прав и обязанностей, полномочных функций. На наш взгляд, самой значимой является возможность требовать у органов предварительного расследования материалы уголовного дела проведения проверки. Так как любое незаконное решение следователя или дознавателя, которое проверяет прокурор в рамках надзора, так или иначе затрагивает права и законные интересы участников процесса.

Осуществляя свои полномочия, прокурор руководствуется рядом положений УПК РФ, например: проверка наличия законных условий, оснований и мотивов задержания (ст. 91 УПК РФ); установления в протоколе задержания наличие всех предусмотренных законом реквизитов (ч. 2 ст. 92 УПК РФ); проверяется вопрос извещения родственники задержанного, а также командование воинской части или консульство, если задержан военнослужащий или гражданин другого государства (ст. 96 УПК РФ); не подавал ли задержанный жалобы на действия органа дознания, следователя или других должностных лиц.

Считаем, что для более качественного и быстро выполнения прокурором надзорной функции, законодатель должен предусмотреть такое правомочие прокурора, как присутствие (нахождение) на оглашении докладной части сотрудниками органов внутренних дел. На таких оглашениях присутствуют и дознаватели, и следователи, а также иные лица, которые докладывают о статусе и непосредственном процессе расследования того или иного преступления. В то же время прокурор, изучая материалы уголовного дела, сможет сформировать более подробную и объективную картину происходящего в ходе расследования преступления, а также своевременно заметить и принять меры по предотвращению нарушений закона, в том числе тех, которые существенно ограничивают права личности в уголовном процессе.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что деятельность прокурора в структуре реализации принципа защиты прав личности в стадии предварительного расследования характеризуется множеством различных выполняемых функций и полномочий. В свою очередь, правозащитная деятельность органов прокуратуры повышает ответственность перед обществом, требует постоянного совершенствования тактики и методики прокурорского надзора, заставляет искать другие способы действий для решения поставленных задач, определяет необходимость оперативного реагирования на нарушения в сфере прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Список литературы

  1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. от 14.03.2020, № 1-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 дек.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СЗ РФ. 2001.№ 52, ст. 4921
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472
  4. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 228
  5. Ястребов В.Б. О деятельности стороны обвинения в уголовном судопроизводстве // Судебная власть и уголовный процесс. 2018. №1 С. 87-96
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее