В последние несколько лет в России сложилась непростая социально- экономическая ситуация, обусловленная рядом неблагоприятных факторов как внутреннего, так и внешнего характера. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid – 19) ситуация в стране еще более осложнилась.
В связи с этим особую актуальность приобретает изучение муниципальных финансов как самостоятельного явления и отдельной экономической категории.
Усиление самостоятельности муниципальных образований в сфере использования денежных средств не исключает поддержки государства, в частности при финансировании расходов местного бюджета за счет республиканского и федерального бюджетов. Немаловажным источником денежных средств для органов местного самоуправления являются финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также страховых, кредитных, инвестиционных, фондовых и иных структур, которые возможно привлечь с помощью муниципальных займов.
Кроме того, нужно учесть, что на территории муниципальных образований расположены частные фирмы, предприятия и компании, которые ведут хозяйственную деятельность. Поступающие от них финансово-денежные ресурсы также могут пополнить казну муниципального образования.
К проблемам финансирования местного самоуправления можно отнести:
- дисбаланс в доходной и расходной частях бюджета, что не позволяет большинству муниципальных образований в полной мере решать поставленные перед ними задачи;
- большая часть муниципальных образований в нашей стране не имеет устойчивой финансовой основы своих бюджетов, а значит, проведение мероприятий, направленных на развитие социальной сферы и установление экономической стабильности соответствующих поселений, становится более сложным.
Исследуя недостатки установившейся в нашей стране бюджетной системы, можно выделить следующие:
- нет стимулов для увеличения доходов местной казны муниципальных образований и улучшения качества управления финансовыми ресурсами;
- отсутствуют специальные муниципальные программы и методическая поддержка при реализации стратегий финансирования местного бюджета;
- реализация программ и планов местного самоуправления зависит от внешнего финансирования;
- муниципальный инвестиционный потенциал очень слаб и т.д.
Стоящие перед местными органами управления проблемы отличаются от проблем, решаемых органами государственного управления, а методы их решения не проработаны в достаточной мере. Структура органов муниципального управления не всегда соответствует ставящимся перед ними задачам. Это обусловлено недостаточным развитием самого института местного самоуправления.
Не имея возможности сделать свои бюджеты сбалансированными, муниципалитеты вынужденно проводят политику выборочного исполнения возложенных на них обязательств. При этом накапливаются задолженности без надежды на их выплату. В таких условиях у местных властей нет мощных стимулов к улучшению качества бюджетных услуг, проведению ответственной финансовой политики, привлечению инвестиций в общественную инфраструктуру, эффективному управлению расходами. Таким образом, бюджет муниципального образования превращается в так называемый «транзитный счёт» - просто осуществляется передача денежных средств из федерального бюджета в муниципальный и далее - потребителю.
На текущий момент система межбюджетных отношений внутри регионов для экономики Российской Федерации характеризуется некоторыми негативными факторами, а именно: бюджеты большинства поселений дотационные; имеют место устойчивые конфликтные ситуации между руководством муниципальных округов и руководством региона; высок удельный вес финансовой нагрузки муниципалитетов; имеются значительные дефициты муниципальных бюджетов без источников их обеспечения, а также так называемые «скрытые дефициты»; связь между местными бюджетами и другими составляющими финансово-экономической базы слаба.
В настоящее время для большей части органов местного самоуправления России характерен реактивный метод управления финансовыми ресурсами, то есть управленческие решения принимаются на основе реакции на текущие проблемы.
Отсутствие положительного баланса между доходами и расходами в муниципальных бюджетах, наличие неурегулированной и просроченной задолженностей по расчётам за газоснабжение и энергоресурсы, финансовая зависимость от субъектов РФ - в таких условиях на сегодняшний день управляет своими финансами значительная часть органов местного самоуправления. В данной ситуации для повышения управляемости муниципального сектора требуется планомерное ведение управленческого учета, разработка перспективного финансового плана и системы бизнес- планирования на муниципальных предприятиях и учреждениях.
Анализ эффективности менеджмента муниципальных финансов помогает выделить проблемы управления финансово-денежными ресурсами местного бюджета. К числу таких проблем могут быть причислены следующие:
- неэффективное расходование бюджетов муниципальных поселений;
- имеющиеся факты нецелевого использования денежных средств;
- отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами;
- недостаточная развитость финансовой статистики в муниципальной сфере;
- нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.
Также актуальной в настоящее время является проблема координации межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации — муниципальные образования. Возникает необходимость разработки теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики в сфере муниципальных финансов. В данный момент отсутствует общая концепция и ясная перспектива, касающаяся расширения полномочий и дальнейшего усовершенствования института местного самоуправления в нашей стране, его места и роли в государстве и обществе. Между тем без ясно сформулированной доктрины государственной политики в области местного самоуправления все иные мероприятия не дадут системного результата.
Собственные источники занимают всё меньшую долю в доходах бюджетов муниципальных образований, которыми могут самостоятельно распоряжаться органы местного самоуправления, и все большую долю - различные формы целевых трансфертов. В некоторых субъектах Российской Федерации у муниципалитетов вообще нет своих финансовых органов, а есть структурные подразделения региональных органов, работники которых являются государственными служащими. Как следствие, у муниципалитетов отсутствуют стимулы для социально-экономического развития поселений и расширения их собственной доходной базы, ведь связанные с этим налоговые поступления отправляются в бюджеты других уровней.
Из вышеизложенного можно заключить, что в условиях крайне напряженной финансовой ситуации в стране прямое наращивание финансовой поддержки местного самоуправления государством является хоть и желательным, но весьма проблематичным. Поэтому требуется принять меры по изменению текущей фискальной политики государства по отношению к муниципалитетам на политику, которая стимулировала бы их наращивать собственную доходную базу.
Список литературы
- Кривоносова Н.Я. Сущность местных (муниципальных) финансов: теоретико-методологический аспект / Сибирская финансовая школа. 2017. № 4. С. 77.
- Нуртдинов Р.М., Нуртдинов А.Р. Совершенствование финансовых основ местного самоуправления как условие развития // Ученые записки Казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". 2017. Т. Том XIII. С. 385.
- Саакян М.А., Павлов Н.В. Проблемы развития и совершенствования финансовых основ местного самоуправления // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 6 (22). С. 426.
- Святкина Е.А. Повышение уровня финансовой самостоятельности местных бюджетов в условиях нестабильной экономической обстановки // Системное управление. 2015.№ 4. С.19