Каждый из случающихся время от времени финансовых кризисов подталкивает государства к разработке новых финансовых инструментов, позволяющих снизить риски их возникновения, а также стабилизировать экономику страны. Финансовые кризисы, а также нарастание государственного долга, которые наблюдались во многих странах в конце ХХ века, способствовали возникновению такого инструмента бюджетной политики, как бюджетное правило.
По своей сути бюджетные правила следует рассматривать в качестве совокупности ограничений на определенные параметры бюджета или же указанные пределы определенных бюджетных агрегатов [3]. Целью применения со стороны государства бюджетных правил является снижение рисков долговых кризисов, основной причиной возникновения которых является мотивированные с политической позиции расходы бюджетов, при отсутствии достаточных темпов роста экономики и доходов.
Первым государством, где были приняты бюджетные правила, стала Япония, которая ввела их в 1981 г. Затем данный опыт был использован США, принявшим их в 1985 г. В дальнейшем бюджетные правила получили свое широкое распространение и были приняты множеством стран мира. Естественно, что в каждом государстве введены свои бюджетные правила, которые адаптированы именно к принятой в нем модели экономики [1].
Российская Федерация традиционно является государством, где основной статьей экспорта является сырье. Поэтому применительно к нашей стране бюджетное правило рассматривается в качестве механизма, обеспечивающего перераспределение доходов от экспорта сырья [2]. Сущность его применения заключается в том, чтобы обеспечить снижение влияния цен на российскую экономику. Также следует отметить, что в нашей стране бюджетные правила применяются для того, чтобы защитить бюджет государства от влияния колебаний цен на нефть.
При бюджетном правиле власти определяют уровень цен на сырье, на который ориентируются при планировании бюджета. Принятый уровень цен носит название «цена отсечения». В ситуации, кода стоимость экспортной нефти превосходит цену отсечения, возникают излишки, которые используются для формирования государственных накоплений.
Получается, что в такие периоды государство за счет сверхдоходов, получаемых от экспорта сырья, накапливает существенные средства, что называется «на черный день». Если вдруг случится такое, что в какой-то период времени в будущем бюджету будет не хватать средств от экспорта сырья, то таковые могут быть взяты государствам из уже сделанных ранее накоплений.
В качестве инструмента бюджетной политики бюджетные правила в России начали применяться с 2004 г. и действуют по сегодняшний день. Основными субъектами, ответственными за установление данных правил в нашей стране, являются Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) и Банк России.
Действующее в России бюджетное правило связано главным образом с аккумулированием сверх доходов в суверенном фонде, коим является Фонд национального благосостояния. Благодаря в том числе и данном фонду снижена зависимость бюджета от внешних факторов, колебаний цен на нефть, что является также свидетельством устойчивости государственных финансов страны.
В период с 2004 по начало 2022 гг. в России было разработано четыре версии бюджетного правила [3]:
- с 2004 по 2007 гг. В данный период времени был создан Стабилизационный фонд, источником средств которого стали нефтегазовые доходы, полученные от экспорта, свыше цены отсечения;
- с 2008 по 2012 гг. За этот промежуток времени состоялось разделение Стабилизационного фонда на два отдельных, которыми стали Резервный фонд (РФ) и Фонд Национального Благосостояния (ФНБ). Также была установлена предельная величина не нефтегазового дефицита бюджета;
- с 2013 по 2014 гг. РБ и ФНБ продолжили свое дальнейшее развитие, причем, расширив возможности управления и использования многолетней цены на нефть, при этом ограничив расходы;
- с 2015 г. по начало 2022 г. Данная версия предполагала покупку валюты в ФНБ при ценах на нефть Urals выше цены отсечения 40 долл. США за баррель. Ее ежегодно индексировали на 2%, и в 2022 г. она была 44,2 долл. США за баррель. В случае же если Urals ниже этих значений и бюджет недополучает доходы, валюту следовало продавать.
В 2021 г. нефтегазовые сверхдоходы, которые были получены при Urals выше базового уровня, превысили ₽3 трлн. Эти средства использовались для покупок иностранной валюты, в том числе евро, британских фунтов и японских иен.
В 2022 г. перечисленные валюты стали недружественными, накопленные нефтегазовые доходы в них были заморожены западными странами. В конце 2022 г. Минфин исключил евро, иены и фунты стерлингов из состава валют ФНБ. Было установлено, что до 60% средств ФНБ будет в юанях и до 40% — в золоте. В рамках бюджетного правила Банк России получил право покупать и продавать юани на Мосбирже [2].
Естественно, что данная ситуация вызвала необходимость разработки новой концепции бюджетного правила. Новая концепция предполагает, что в 2023 – 2025 гг. базовые нефтегазовые доходы будут ежегодно составлять ₽8 трлн. Кроме того, каждый год с 2026 г. эта сумма станет индексироваться на 4%. Эту сумму бюджет, согласно расчетам, будет получать при Urals по 60–75 долл. США за баррель и объеме нефтедобычи в 9 – 10 млн баррелей в день [4].
Но уже в 2024 году применение бюджетного правило связано с ценой на нефть, что позволяет также успешно пополнять ФНБ.
Таким образом, применение бюджетного правила в России показало свою эффективность. За прошедшие годы в нашей стране была сформирована прекрасная «подушка безопасности» в виде ФНБ, которая может быть использована государством в случае надобности.
Список литературы
- Быкова К.В. Бюджетное правило: новые ориентиры / Вектор экономики. – 2022. - №7. – [Электронный ресурс] // Экономика. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2022/7/financeandcredi
- Бюджетное правило [Электронный ресурс] // Инвестиции. URL: https://www.rbc.ru/quote/news/article/63be8a839a79478a60e73436
- Власов С., Хажгериева А. Модификация бюджетного правила: от консерватизма к мягкости // Аналитическая записка / Департамент исследований и прогнозирования 2022 Официальный сайт Банка России: www.cbr.ru
- Гайрабекова З.Н. Бюджетное правило в России // Электронная наука. – 2022. - [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnoe-pravilo-v-rossii
- Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов / Минфин России. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/