Ознакомление с окружающим миром учащихся I-II классов начальной школы

Ознакомление с окружающим миром учащихся I-II классов начальной школы

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

167

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (46), январь ‘21

Дата публикации 02.01.2022

Поделиться

В статье рассматривается изучение курса «Окружающий мир» в первом и во втором классах. Подробно описываются все три системы.

Изучение окружающего мира начинается в первом классе. Дети знакомятся с такими понятиями как: солнце, воздух, земля, родина.

В начальной школе у детей преобладает наглядно-образное мышление. Именно поэтому приобщение к окружающему миру следует осуществлять путем наблюдений, опытов. Помимо наблюдений есть еще другие методы ознакомления с окружающим миром – рассказ, беседа, игры, наглядные пособия.

Отличительная особенность окружающего мира – урок-экскурсия. Проводятся экскурсии с детьми, так учащиеся знакомятся с различными растениями, животными, узнают об особенностях природы. Экскурсии носят сезонный характер, необходимо проводить их в одном и том же месте, чтобы дети могли понять, что изменилось. Например, на одном дереве весной будут появляться листки, а уже осенью эти листки будут падать. Такое явление необходимо объяснить школьникам, наблюдая, они сами смогут сделать выводы.

Экскурсии также могут проводиться по школе, в магазин, к памятнику, в музей. Детям в младшем школьном возрасте свойственно задавать много вопросов, учитель должен постараться выслушать и ответить на все их вопросы.

Наблюдения проводятся за сезонными и погодными изменениями, за сменой времени суток, за домашними животными и т.д.

Для начальной школы утверждены 3 образовательные системы:

- традиционная;

- система общего развития (Л. В. Занкова);

- система развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова).

Традиционная система применяет ход учения от частного к общему, а также от общего к частному. Включает в себя такие программы как:

- «Зеленый дом» А. А. Плешаков;

- «Природа и люди» З. А. Клепинина;

- «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова;

- «Мир и человек» А. А. Вахрушев;

- «Окружающий мир» О. Т. Поглазова.

«Зеленый дом» Плешакова состоит из двух частей. Первая часть, которая называется «Мир вокруг нас» изучается в 1-2 классах, содержит в себе сведения о природе и социологии. Здесь широко дается материал о космосе и т.д.

Первая часть учебника Клепининой называется «Я и мир вокруг». Она предназначена для изучения в первом и во втором классах. Детьми изучаются основные процессы в окружающей среде.

Система общего развития младших школьников состоит из двух вариантов:

- «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева;

- «Окружающий мир» И. П. Товпинец.

С первого класса вводится обществоведческая информация, рассматриваются экологические проблемы, культура поведения человека в природе.

И последняя, система развивающего обучения. Данный курс представлен одним вариантом: «Окружающий мир» Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. В основе обучения лежат – наблюдения, опыты. Информация представляется с помощью таблиц, схем, графиков.

Так как дети этого возраста все еще предпочитают обучение в игровой форме, то необходимо иногда проводить именно так. У учащихся появляется интерес к учебе, они лучше усваивают материал.

В 1-ом и 2-ом классе повторяются и последовательно усложняются три основные темы:

– «Мир людей»,

– «Мир природы»,

– «Здоровье».

Все перечисленные темы интегрируют знания в системе «человек – природа – общество». Содержание материала основано на жизненном опыте ребенка. Изучение материала происходит путем непосредственного восприятия окружающего мира. Учебник «Я и мир вокруг» содержит только внетекстовые компоненты (вопросы, задания, иллюстративный материал). Основные тексты в учебнике отсутствуют. Если в начале 1-го класса такая структура учебника оправдана, то в дальнейшем это создает трудности в обучении.

При ознакомлении с окружающим миром учеников в начальной школе используются различные методы, но все они взаимосвязаны между собой.

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - , 2005. - 240с.
  2. Клепинина З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.72-76
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение» , 2015. - 95 с.