Изучение окружающего мира начинается в первом классе. Дети знакомятся с такими понятиями как: солнце, воздух, земля, родина.
В начальной школе у детей преобладает наглядно-образное мышление. Именно поэтому приобщение к окружающему миру следует осуществлять путем наблюдений, опытов. Помимо наблюдений есть еще другие методы ознакомления с окружающим миром – рассказ, беседа, игры, наглядные пособия.
Отличительная особенность окружающего мира – урок-экскурсия. Проводятся экскурсии с детьми, так учащиеся знакомятся с различными растениями, животными, узнают об особенностях природы. Экскурсии носят сезонный характер, необходимо проводить их в одном и том же месте, чтобы дети могли понять, что изменилось. Например, на одном дереве весной будут появляться листки, а уже осенью эти листки будут падать. Такое явление необходимо объяснить школьникам, наблюдая, они сами смогут сделать выводы.
Экскурсии также могут проводиться по школе, в магазин, к памятнику, в музей. Детям в младшем школьном возрасте свойственно задавать много вопросов, учитель должен постараться выслушать и ответить на все их вопросы.
Наблюдения проводятся за сезонными и погодными изменениями, за сменой времени суток, за домашними животными и т.д.
Для начальной школы утверждены 3 образовательные системы:
- традиционная;
- система общего развития (Л. В. Занкова);
- система развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова).
Традиционная система применяет ход учения от частного к общему, а также от общего к частному. Включает в себя такие программы как:
- «Зеленый дом» А. А. Плешаков;
- «Природа и люди» З. А. Клепинина;
- «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова;
- «Мир и человек» А. А. Вахрушев;
- «Окружающий мир» О. Т. Поглазова.
«Зеленый дом» Плешакова состоит из двух частей. Первая часть, которая называется «Мир вокруг нас» изучается в 1-2 классах, содержит в себе сведения о природе и социологии. Здесь широко дается материал о космосе и т.д.
Первая часть учебника Клепининой называется «Я и мир вокруг». Она предназначена для изучения в первом и во втором классах. Детьми изучаются основные процессы в окружающей среде.
Система общего развития младших школьников состоит из двух вариантов:
- «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева;
- «Окружающий мир» И. П. Товпинец.
С первого класса вводится обществоведческая информация, рассматриваются экологические проблемы, культура поведения человека в природе.
И последняя, система развивающего обучения. Данный курс представлен одним вариантом: «Окружающий мир» Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. В основе обучения лежат – наблюдения, опыты. Информация представляется с помощью таблиц, схем, графиков.
Так как дети этого возраста все еще предпочитают обучение в игровой форме, то необходимо иногда проводить именно так. У учащихся появляется интерес к учебе, они лучше усваивают материал.
В 1-ом и 2-ом классе повторяются и последовательно усложняются три основные темы:
– «Мир людей»,
– «Мир природы»,
– «Здоровье».
Все перечисленные темы интегрируют знания в системе «человек – природа – общество». Содержание материала основано на жизненном опыте ребенка. Изучение материала происходит путем непосредственного восприятия окружающего мира. Учебник «Я и мир вокруг» содержит только внетекстовые компоненты (вопросы, задания, иллюстративный материал). Основные тексты в учебнике отсутствуют. Если в начале 1-го класса такая структура учебника оправдана, то в дальнейшем это создает трудности в обучении.
При ознакомлении с окружающим миром учеников в начальной школе используются различные методы, но все они взаимосвязаны между собой.
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - , 2005. - 240с.
- Клепинина З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.72-76
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение» , 2015. - 95 с.