Качество в производстве

Качество в производстве

В статье рассмотрены проблемы обеспечения качества продукции в условиях острой конкурентной борьбы на современном рынке. В ходе работы были рассмотрено понятие управления качеством производимых товаров и проанализированы современные стратегии повышения качества на производстве.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Поделиться

Одним из главных вопросов современности, с которым сталкиваются предприятия, является контроль качества продукции и степень ее совершенствования. В современных условия превышения спроса над предложением, борьба за внимание потребителя является очень важным и влияет на всю экономическую ситуацию страны в целом, в связи с тем, что он выдвигает жесткие требования к товарам, которые покупает и потребляет. Потребителя интересуют ценность и полезность вещи, как ключевые показатели. В условиях конкуренции необходимо, чтобы каждый работник понимал важность потребителя так как, они являются источником жизненной силы любого бизнеса, ее наиболее ценным достоянием. Вследствие чего, проблема управления качеством товаров и услуг приобретает особую актуальность.

Качество производимых товаров — это важнейший показатель деятельности и конкурентоспособности предприятия. Повышение качества товаров в значительной степени определяет положение предприятия на экономическом рынке; рациональное использование всех видов ресурсов, используемых на предприятии; рост эффективности производства. [1]

Любой товар будет оставаться востребованным и пользоваться спросом до тех пор, пока не появятся новые, еще более усовершенствованные товары. Данный процесс обусловлен постоянным техническим и научным прогрессом, исходя из этого компании должны стараться улучшать и совершенствовать качество, а не только поддерживать его на приемлемом уровне.

За последние десятилетия в мировой экономике были отмечены значительные изменения: выросла доля сферы услуг и уменьшилась доля сферы производства, на смену «рынка продавца» пришел «рынок потребителя», также выросла роль глобализация. Все это обостряет конкуренцию и повышает требования к качеству продукции. 

Мировая практика предлагает множество вариантов стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции. Рассмотрим наиболее значимые из них [2]:

1. Стратегии, направленные на соответствие документации определенным нормам и требованиям.

При использовании данных стратегий, контроль качества регламентируется определенной нормативно-технической документацией, которая устанавливает определенные характеристики и свойства продукции. Примером таких документов служат государственные стандарты России (ГОСТы), международные и региональные стандарты, стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП). Также на предприятии могут быть приняты собственные стандарты качества. [3]

Однако данные стратегии имеют ряд недостатков: они не всегда могут отражать интересы потребителей так как, их желания подвержены частому изменению. Более того, через определенное количество времени нормативно-техническая документация организации, может устареть из-за технического прогресса и влияния инноваций. Вследствие чего организация может не успеть адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и утратить конкурентоспособность. 

2. Стратегии, направленные на удовлетворение запросов и желаний покупателей.

 Согласно данным стратегиям показатели, характеризующие качество продукции можно разделить на несколько групп[4]: 

- Потребительские свойства –это совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания и др. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле. 

- Технологические свойства – это совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов. Технологические свойства наиболее присущи сырьевым товарам (сырью, материалам, полуфабрикатам). Например, крупа, мука, мясо, предназначенные для кулинарной обработки, имеют технологические свойства, эти свойства принято называть кулинарными.

- Эстетические свойства – это уникальные свойства товара, которые удовлетворяют эстетические потребности человека. Например, красиво сервированные блюда в ресторане. Данные показатели, имеют большое значение в обеспечении конкурентоспособности продукта

Также можно добавить показатели надежности, показатели унификации, эксклюзивности продукта; экологические показатели продукта; показатели безопасности.

3. Стратегии, направленные на соответствие качества продукта, ожидаемым требованиям потребителей. 

Соответствие качества продукта ожидаемым требованиям потребителей. Ожидаемые требования потребителей продукта весьма просты и однозначны: высокое качество продукта или услуги, а также низкая цена продукта или услуги.

Также производителям необходимо стараться снизить собственные издержки на производство продукта, но при этом не терять качество предлагаемого товара или услуги. 

Соотношение спроса и предложения на рынке, согласно законам конкуренции, устанавливает на каждый вид продукции наилучший уровень качества и стоимости. В данных условиях, наиболее успешными являются организации, показывающие наибольшую эффективность при наименьших затратах и соответственно предлагающие продукцию с хорошим качеством по более низким ценам.  Такой подход позволяет получать наибольшую прибыль чем у конкурентов. 

Таким образом проблема управления качеством продукции на Российских предприятиях имеет большое значение для укрепления конкурентоспособности. В современных условиях компаниям сложно конкурировать с зарубежными аналогами из-за нестабильной экономической ситуации и высоких издержек. Это мешает производителям выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителями. Решение проблемы требует системного подхода и ответственного отношения производителей к управлению качеством. Для этого требуется перенимать зарубежный опыт в управлении качеством и внедрять новые технологии. 

Список литературы

  1. Свойства и показатели качества [Электронный источник]: Режим доступа – https://tovaroveded.ru/lektsii-tovarovedenie/305-svojstva-i-pokazateli-kachestva– с экрана, свободный. (Дата обращения 13.05.2020г.)
  2. Управление качеством [Электронный источник]:Режим доступаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Качество_ – с экрана, свободный. (Дата обращения 12.05.2020г.)
  3. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений [Электронный источник] Режим доступа https://blog.iteam.ru/strategiya-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-osnovnye-sostavlyayushhie-i-napravleniya-strategicheskih-reshenij/ – с экрана, свободный. (Дата обращения 13.05.2020г.)
  4. Основные виды нормативных и технических документов, регламентирующих качество товаров [Электронный источник] Режим доступа — URL: https://blog.iteam.ru/strategiya-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-osnovnye-sostavlyayushhie-i-napravleniya-strategicheskih-reshenij/– с экрана, свободный. (Дата обращения 13.05.2020г.)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary