Одним из главных вопросов современности, с которым сталкиваются предприятия, является контроль качества продукции и степень ее совершенствования. В современных условия превышения спроса над предложением, борьба за внимание потребителя является очень важным и влияет на всю экономическую ситуацию страны в целом, в связи с тем, что он выдвигает жесткие требования к товарам, которые покупает и потребляет. Потребителя интересуют ценность и полезность вещи, как ключевые показатели. В условиях конкуренции необходимо, чтобы каждый работник понимал важность потребителя так как, они являются источником жизненной силы любого бизнеса, ее наиболее ценным достоянием. Вследствие чего, проблема управления качеством товаров и услуг приобретает особую актуальность.
Качество производимых товаров — это важнейший показатель деятельности и конкурентоспособности предприятия. Повышение качества товаров в значительной степени определяет положение предприятия на экономическом рынке; рациональное использование всех видов ресурсов, используемых на предприятии; рост эффективности производства. [1]
Любой товар будет оставаться востребованным и пользоваться спросом до тех пор, пока не появятся новые, еще более усовершенствованные товары. Данный процесс обусловлен постоянным техническим и научным прогрессом, исходя из этого компании должны стараться улучшать и совершенствовать качество, а не только поддерживать его на приемлемом уровне.
За последние десятилетия в мировой экономике были отмечены значительные изменения: выросла доля сферы услуг и уменьшилась доля сферы производства, на смену «рынка продавца» пришел «рынок потребителя», также выросла роль глобализация. Все это обостряет конкуренцию и повышает требования к качеству продукции.
Мировая практика предлагает множество вариантов стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции. Рассмотрим наиболее значимые из них [2]:
1. Стратегии, направленные на соответствие документации определенным нормам и требованиям.
При использовании данных стратегий, контроль качества регламентируется определенной нормативно-технической документацией, которая устанавливает определенные характеристики и свойства продукции. Примером таких документов служат государственные стандарты России (ГОСТы), международные и региональные стандарты, стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП). Также на предприятии могут быть приняты собственные стандарты качества. [3]
Однако данные стратегии имеют ряд недостатков: они не всегда могут отражать интересы потребителей так как, их желания подвержены частому изменению. Более того, через определенное количество времени нормативно-техническая документация организации, может устареть из-за технического прогресса и влияния инноваций. Вследствие чего организация может не успеть адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и утратить конкурентоспособность.
2. Стратегии, направленные на удовлетворение запросов и желаний покупателей.
Согласно данным стратегиям показатели, характеризующие качество продукции можно разделить на несколько групп[4]:
- Потребительские свойства –это совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания и др. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле.
- Технологические свойства – это совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов. Технологические свойства наиболее присущи сырьевым товарам (сырью, материалам, полуфабрикатам). Например, крупа, мука, мясо, предназначенные для кулинарной обработки, имеют технологические свойства, эти свойства принято называть кулинарными.
- Эстетические свойства – это уникальные свойства товара, которые удовлетворяют эстетические потребности человека. Например, красиво сервированные блюда в ресторане. Данные показатели, имеют большое значение в обеспечении конкурентоспособности продукта
Также можно добавить показатели надежности, показатели унификации, эксклюзивности продукта; экологические показатели продукта; показатели безопасности.
3. Стратегии, направленные на соответствие качества продукта, ожидаемым требованиям потребителей.
Соответствие качества продукта ожидаемым требованиям потребителей. Ожидаемые требования потребителей продукта весьма просты и однозначны: высокое качество продукта или услуги, а также низкая цена продукта или услуги.
Также производителям необходимо стараться снизить собственные издержки на производство продукта, но при этом не терять качество предлагаемого товара или услуги.
Соотношение спроса и предложения на рынке, согласно законам конкуренции, устанавливает на каждый вид продукции наилучший уровень качества и стоимости. В данных условиях, наиболее успешными являются организации, показывающие наибольшую эффективность при наименьших затратах и соответственно предлагающие продукцию с хорошим качеством по более низким ценам. Такой подход позволяет получать наибольшую прибыль чем у конкурентов.
Таким образом проблема управления качеством продукции на Российских предприятиях имеет большое значение для укрепления конкурентоспособности. В современных условиях компаниям сложно конкурировать с зарубежными аналогами из-за нестабильной экономической ситуации и высоких издержек. Это мешает производителям выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителями. Решение проблемы требует системного подхода и ответственного отношения производителей к управлению качеством. Для этого требуется перенимать зарубежный опыт в управлении качеством и внедрять новые технологии.
Список литературы
- Управление качеством [Электронный источник]:Режим доступаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Качество_ – с экрана, свободный. (Дата обращения 12.05.2020г.)
- Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений [Электронный источник] Режим доступа https://blog.iteam.ru/strategiya-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-osnovnye-sostavlyayushhie-i-napravleniya-strategicheskih-reshenij/ – с экрана, свободный. (Дата обращения 13.05.2020г.)
- Основные виды нормативных и технических документов, регламентирующих качество товаров [Электронный источник] Режим доступа — URL: https://blog.iteam.ru/strategiya-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-osnovnye-sostavlyayushhie-i-napravleniya-strategicheskih-reshenij/– с экрана, свободный. (Дата обращения 13.05.2020г.)
- Свойства и показатели качества [Электронный источник]: Режим доступа – https://tovaroveded.ru/lektsii-tovarovedenie/305-svojstva-i-pokazateli-kachestva– с экрана, свободный. (Дата обращения 13.05.2020г.)