В последние годы наблюдается стремительный рост популярности лекарственных растений (ЛР) и препаратов, созданных на их основе. Этот феномен обусловлен целым рядом факторов: безрецептурным отпуском, зачастую более демократичной стоимостью (по сравнению с синтетическими лекарственными средствами), использованием ЛР в составе биологически активных добавок (БАД), а также широко распространенным в обществе убеждением в безопасности препаратов растительного происхождения [2].
Наряду с очевидными «плюсами» (отсутствие необходимости в рецепте, привлекательная цена), препараты ЛР не лишены существенных «минусов», связанных со стандартами их качества, безопасности и терапевтической эффективности [3; 4].
Проблема безопасности особенно актуальна в отношении тех ЛР, которые способны вызывать серьезные (вплоть до угрожающих жизни) побочные эффекты, или для которых экспериментально доказаны канцерогенные, мутагенные, эмбриотоксические свойства. Так, согласно имеющимся данным, аир обыкновенный (Acorus calamus), аристолохия (Aristolochia franchi), мать-и-мачеха (Tussilago farfara), окопник лекарственный (Symphytum officinale), центелла (Centella asiatica) относятся к ЛР с потенциальным канцерогенным действием. При этом критерии оценки рисков при использовании этих растений до сих пор не разработаны. Несмотря на то, что токсичные компоненты этих ЛР идентифицированы, отсутствие установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) и внесения этих показателей в нормативные документы (фармакопейную статью или аналитический паспорт) оставляет вопросы безопасности медицинского применения этих ЛР открытыми. Некоторые ЛР, содержащие пирролизидиновые алкалоиды, не рекомендуются для медицинского использования ввиду их выраженного гепатотоксичного действия у человека, а также канцерогенного и мутагенного эффекта у животных: окопник (Symphytum officinale), крестовник (Senicio aureus) и др. [5].
Потенциальную угрозу представляют и некоторые другие ЛР, содержащие эндогенные токсичные вещества. Эти растения часто входят в состав различных фитосборов. Например, в брошюре, описывающей 150 сборов для лечения разнообразных заболеваний, изданной в 2007 году, представлено значительное количество ЛР, содержащих потенциально опасные вещества, свойства которых хорошо изучены, а ПДК установлены (β-азарон, туйон, пулегон, пирролизидиновые алкалоиды и др.). Некоторые сборы включают 2 потенциально токсичных компонента. Например, багульник болотный (содержит ледол) и мать-и-мачеху (содержит пирролизидиновые алкалоиды); некоторые сборы содержат 3 потенциально опасных ЛР: полынь (туйон), аир болотный (β-азарон), мята перечная (пулегон). Указанные токсичные вещества нормируются в БАД, содержащих потенциально токсичные ЛР. В сборах же эти вещества не определяются. Таким образом, потребитель, приобретая фитосбор, может получить, помимо пестицидов и токсичных металлов, еще и эндогенные токсичные вещества. Опасность усугубляется тем, что большинство этих веществ склонны накапливаться в организме, а их токсическое действие развивается постепенно [1].
Проблема безопасности ЛР имеет колоссальное практическое значение, поскольку препараты растительного происхождения в РФ составляют до 30% аптечного ассортимента и, как правило, отпускаются без рецепта. Большинство потребителей препаратов ЛР не обращаются к врачу за консультацией по поводу безопасности и эффективности этих средств [2].
Широкое применение лекарственных растений и отсутствие должного контроля их качества и безопасности представляют серьезную проблему для общественного здравоохранения. Необходима разработка и внедрение четких регламентов, устанавливающих ПДК токсичных веществ в ЛР, включая фитосборы, и обеспечивающих их строгое соблюдение. Важным аспектом является также информирование населения о потенциальных рисках, связанных с бесконтрольным применением ЛР, и необходимости консультации с врачом перед их использованием. Дальнейшие исследования в области токсикологии ЛР и разработка эффективных методов контроля их качества являются приоритетными задачами для обеспечения безопасности и эффективности фитотерапии.
Список литературы
- Рыженко В.И. Сбор лекарственных растений, 2007
- Ших Е.В., Булаев В.М., Демидова О.А. Проблемы оценки безопасности лекарственных растений. Безопасность и риск фармакотерапии. 2015; 2: 23-29
- Holder S. Regulatory aspects of herbal medicine: a global view. Regulatory Review., 2001, v.4, p.13-17
- Kennedy J. Herbal and supplement use in the US adult population. Clinical Therap., 2005, v.27, p.1847-1858
- Roder E. Medicin al plants in Europe containing pyrrolizidine alkaloids. Pharmazie, 1995, v.50, p. 83-98