ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

289

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 22.01.2024

Поделиться

В статье рассмотрены основные методологические и теоретические аспекты оценки качества социального обслуживания. Указываются критерии оценки соцобслуживания в государственных учреждениях. Рассмотрены некоторые особенности проведения оценки. Отмечена важность и актуальность проведения оценки как важного инструмента реализации социальной политики.

Социальное обслуживание является важным ориентиром управления социальным обслуживанием граждан всех возрастов и помощником во многих сферах жизнедеятельности. Система социального обслуживания играет ключевую роль в обеспечении благосостояния общества, а государственные учреждения являются важными звеньями в этой цепи. Независимая оценка качества услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, становится неотъемлемым инструментом для повышения их эффективности и удовлетворения потребностей граждан.

Оценка качества социального обслуживания в государственных учреждениях проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными правовыми актами, регулирующими данную сферу, являются Постановление № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» [2] и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [4].

Под независимой оценкой, согласно Методическим рекомендациям, понимается систематическая и объективная процедура оценки качества услуг, проводимая сторонними независимыми оценщиками или организациями. Это важный инструмент для обеспечения прозрачности, эффективности и качества предоставляемых социальных услуг. Целью независимой оценки является не только выявление проблем и недостатков в работе учреждений социального обслуживания, но и предоставление рекомендаций по улучшению качества услуг и условий их предоставления. [1]

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания проводится на основе общедоступной информации об организациях. Она может включать в себя оценку качества услуг, оказываемых в сфере социального обслуживания, а также оценку качества условий, в которых оказываются эти услуги.

ФЗ №442 определяет ряд критериев оценки социального обслуживания, среди них такие как:

- открытость и доступность информации;

- комфортность предоставления социальных услуг;

- доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;

- качество предоставления социальных услуг. [3]

Касаемо первого критерия следует сказать о важности оценки доступности информации об организации социального обслуживания. Анализируется прозрачность предоставляемой информации, включая права и обязанности клиентов.

Исследование условий и времени ожидания предоставления социальных услуг позволяет оценить оперативность вмешательства и решения проблем населения. Особенно значим данный критерий при оценке таких сфер как ЖКХ, так как именно в этой сфере намечена тенденция ухудшения качества оказываемых услуг населению.

Оценка поведения и отношения персонала организации социального обслуживания важно с точки зрения того, какую репутацию формирует государственное учреждение в глазах граждан. Сбор обратной связи от клиентов о взаимодействии с сотрудниками предоставляет данные о так называемой клиентоориентированности.

Проведение опросов среди клиентов для оценки общей удовлетворенности реализует важный принцип – демократичность. Анализ жалоб и предложений для поиска путей улучшения предоставляемых услуг является важным инструментом, позволяющим регулирующим институтам решать проблемы в сфере социального обслуживания.

Независимая оценка качества услуг в сфере социального обслуживания проводится на государственных и муниципальных учреждениях, а также на организациях социального обслуживания, которые добровольно согласились на проведение такой оценки. К таким относятся следующие учреждения: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков и др.

В случае подтверждения добровольного участия таких организаций в проведении независимой оценки на них распространяются все требования по обеспечению проведения независимой оценки, предъявляемые к государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания.

В целях оценки качества услуг в сфере социального обслуживания могут использоваться различные методы, включая опросы, анкетирование, мониторинг, а также анализ статистических данных.

В результате независимой оценки качества услуг в сфере социального обслуживания выдаются рекомендации по улучшению качества услуг и условий их оказания. Рекомендации могут касаться различных аспектов, таких как организация работы учреждения, квалификация персонала, качество оборудования и материалов, а также уровень удовлетворенности клиентов услугами. Рекомендации могут быть использованы учреждением для улучшения качества услуг и повышения уровня удовлетворенности клиентов.

Граждане имеют возможность подавать жалобы, направлять предложения и отзывы по вопросам качества оказания социальных услуг в соответствующие учреждения. Например, существуют определенные проблемы в сфере здравоохранения: тенденция сокращения коек в медицинских учреждениях, проблемы кадрового характера; имеются проблемы и в сфере образования: в первую очередь, это проблемы состояния жилых помещений детских садов и условий, в которых находятся дети.

Таким образом, оценка качества социального обслуживания в государственных учреждениях является важным инструментом для создания эффективных и клиентоориентированных услуг. Результаты оценки могут служить основой для внесения улучшений, обеспечивая гражданам более качественное и доступное социальное обслуживание.

Список литературы

  1. О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания: приказ Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 30 августа 2013 г. № 391а. [Электронный ресурс]. URL: http: //aksp.ru> otrasl/ files /391.pdf (дата обращения: 11.11.2023).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы и ряда организаций, оказывающих социальные услуги».
  3. Лиджи-Горяева С.Э. Об оценке качества оказания социальных услуг в РК "Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов". https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otsenke-kachestva-okazaniya-sotsialnyh-uslug-v-bu-rk-elistinskiy-dom-internatlsd-dlya-prestarelyh-i-invalidov (дата обращения: 11.11.2023).
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  5. Коваленко Е.А. Модели организации адресной социальной помощи/Е.А. Коваленко, Е.Л. Строкова, О.А. Феоктистова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. 248 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее