Современные тенденции развития общества обусловлены формированием IV волны научно-технической революции, для которых характерно массовое внедрение киберфизических систем в производство товаров и услуг. Так, к ключевым технологиям, развивающимся в эпоху IV волны промышленной революции относят: применение больших баз данных для принятия решений, внедрение автономных роботов и технологий 3D-моделирования и облачных вычислений в производственные процессы, усиление контроля информационной безопасности во всех сферах промышленности. Развитие ключевых технологий ускоряется в связи с воздействиями внедрения ограничений, вызванных пандемией. Пандемия, вызвавшая рецессию в экономике, постепенно привела к ускорению четвертой технической революции и изменению стратегий развития отдельных организаций к 2025 году.
По итогам Всемирного экономического форума, проходившегов октябре 2020 года, ожидается, что к 2025 году для работодателей ожидаются следующие перспективные изменения:
- к 2025 году время, затрачиваемое на выполнение текущих задач людьми и машинами, будет примерно одинаковым;
- ускорится процесс исчезновения рабочих мест, замещаемых цифровыми технологиями. При этом процесс создания новых рабочих мест значительно замедлится. Большую востребованность начнут приобретать рабочие места, связанные с обслуживанием искусственного интеллекта и обеспечением роботизации производства;
- применение технологий искусственного интеллекта изменит характер работы для многих других профессий, позволяя работникам сосредоточиться на более важных задачах, требующих большего внимания и межличностного взаимодействия;
- увеличится востребованность таких профессиональных навыков как критическое мышление и анализ, навыков разрешения проблемных ситуаций, а также навыков самоуправления и самодисциплины, обучаемость, устойчивость, общение, отзывчивость, сочувствие стрессоустойчивость и гибкость;
- наибольшую актуальность приобретут процессы переподготовки кадров и повышения квалификации;
- начнет приобретать особую актуальность процессы цифровизации рабочих процессов, включая значительное расширение удаленной работы, с возможностью перевода примерно 40% сотрудников для работы удаленно;
- ожидается, что примерно в четыре раза увеличится количество людей, ищущих возможности обучения в Интернете по своей собственной инициативе, в пять раз увеличится количество работодателей, предоставляющих возможности онлайн-обучения своим работникам, и в девять раз увеличилось количество учащихся, получающих доступ в Интернет;
- наиболее подверженными кризисному влияниями окажутся рабочие места, занятые более низкооплачиваемыми работниками, женщинами и молодым населением;
- увеличится возможность географического охвата трудоустройства работников вне региона присутствия работодателя, а также трудоустройства населения, ранее не имеющего возможности присутствовать на работе лично.
Функциональная особенность интеллектуального труда заключается в развитии и смене производительных сил и производственных отношений, что способствует развитию происходящей в современном мире новой волны технической революции, еще более ускорившейся за последнее время распространением пандемии.
Нынешние трансформационные процессы должны привести к завершающему этапу образования постиндустриального общества. Перемены, постепенно приводят к развитию нового типа наукоемкого производства, базирующегося на интеллектуальном труде. Среди отличительных черт постиндустриальной цивилизации учеными отмечается возрастание роли науки и образования, интеллектуальной собственности, интеллектуализация производственных процессов, превращение ученых и IT-специалистов в доминирующую профессиональную и социальную группу.
Прослеживается прямая связь содержания интеллектуального труда и технической революции. Наука, знания и производство взаимосвязаны: определенный уровень развития науки влияет на уровень развития техники и технологий, применяемых в экономическом производстве. Происходит постоянный процесс взаиморазвития: чем больше знаний накапливается в орудиях труда, тем больше их способность замещать живой труд. При этом, чем более интенсивнее используются интеллектуальные способности человека в обществе, тем более сложными и технически совершенными, и трудоемкими должны быть орудия труда.
Тем самым наблюдается взаимосвязь материального производства и интеллектуальной деятельности. Именно уровень материального производства определяет уровень развития интеллектуального труда: чем лучше развито производство и техника, тем быстрее развиваются технологии, эволюционирует сам интеллектуальный труд. Материальное производство создает своеобразный фонд жизненных средств для работников сферы интеллектуального труда и тем самым определяет, как саму возможность заниматься данным видом деятельности, так и его структуру.
Каждый принцип производства означает переход в рамках всемирно-исторического процесса к совершенно новым, на порядки более производительным системам производства, в итоге перестраивающим всю хозяйственную деятельность и соответствующие ей отношения. Иными словами, речь идет не просто о новых технологиях, способах хозяйствования, но о полной смене форм деятельности в мировых масштабах.
По мере развития общественных процессов и увеличения доли цифровых процессов постепенно растет потребность в людях с высокими интеллектуальными способностями и способностями к интеллектуальному труду. Именно поэтому для улучшения качества результатов интеллектуального труда необходима организация, обеспечивающая эффективное управление трудовыми ресурсами.
В рамках эффективной организации интеллектуального труда современных работников должны решаться следующие задачи, которые еще были определены Питереом Ф. Друкером в работе «Задачи менеджмента в XXI века»:
- постановка производственного задания работнику интеллектуального труда;
- предоставление независимости и ответственности в осуществлении рабочих процессов;
- ответственность за введение нововведений;
- обеспечение возможности учиться и учить;
- определение производительности согласно качеству произведенного продукта;
- взращивание интеллектуального капитала сотрудников в пределах организации, мотивация сотрудников на интеллектуальную работу.
Таким образом, в результате оценки эффективности организации работников интеллектуального труда формируется определение интеллектуального потенциала. Интеллектуальный потенциал человеческих ресурсов отражает потенциальное участие каждого работника организации в производстве с учетом его личностных, психофизиологических и профессиональных возможностей, развивающихся в результате синергетического эффекта взаимодействия, выражающий с количественной стороны возможности по привлечению к участию в производстве не только профессионально подготовленной части персонала предприятия, подотрасли, отрасли, с качественной - скрытые возможности реализации в производстве всех личных качеств и особенностей, формируемых у персонала, прежде всего принятой в отрасли политикой профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, а также социально-экономическими и политическими условиями развития [Найда А.М.].
В данном случает, предприятие, выступает институтом производства является институтом подготовки, развития и потребления интеллектуальных ресурсов.
Исторически сложилось так, что институт производства в Российской Федерации преимущественно был представлен крупными промышленными организациями с уникальной научной и технологической базой и возможностями выполнения значимых для экономики инновационных проектов, которые еще в свое время были сформированы для научного обеспечения военно-промышленного комплекса.
В постсоветский период, в структуру институтов производства входили организации, непосредственно обслуживающие производство. Эту группу составляли большинство отраслевых НИИ, КБ, технологических, проектно-изыскательских и других типов научных организаций. Большая часть их в ходе радикальных экономических реформ претерпела существенную трансформацию, в большей степени деградируя. Только незначительное число организаций этой группы сумело найти свою нишу на рынке.
Помимо этого, структурная перестройка российской экономики в инновационном направлении вызвала к жизни новые, более современные организационные формы, представляющие собой формы объединения научных и производственных сил - организационными формами инновационной деятельности. К отраслевым формам организационно-инновационной деятельности можем отнести отраслевые научно-технические центры - НИИ, КБ, лаборатории, испытательные станции, к региональным - инновационный центр, учредительный центр, центры промышленных технологий, университетско-промышленный центр, промышленный двор, инженерные центры при университетах; к федеральным - научные парки, технопарки, технополисы.
Также выделяют следующие формы организации: внутрифирменные - типовые новаторские образования (временные творческие коллективы, новаторские бригады, венчурные подразделения, венчурные дочерние фирмы, бизнес-инкубаторы); межфирменные - альянсы, консорциумы, совместные предприятия, межкорпорационные предприятия – программно-целевые, научно-технические.
В начале XXI века сложились две группы форм инновационной деятельности, представляющих собой интеграцию науки и производства. К первой группе относят: научно- производственные объединения (НПО); межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК); инженерные центры; временные научно-технические коллективы; специализированные внедренческие организации; региональные научные центры.
Вторая группа организаций представляет собой новые формы организации инновационной деятельности. К ним можем отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы.
Помимо отдельных форм интеграции науки и производства, интеллектуальный труд в непосредственно в процессе производства представлен чаще всего инженерной деятельностью. Инженерная деятельность трактуется некоторыми авторами как «деятельность, направленная на изучение, разработку, эксплуатацию и усовершенствование технических объектов или технологической организации производства, основанной на использовании передовых научно-технических знаний и средств умственного труда» [
Современное понимание инженерного дела охватывает три вида инженерно-технической деятельности: Исследовательская деятельность - прикладные научные исследования, технико-экономическое обоснование планируемых капиталовложений, планирование. Конструкторская деятельность - конструирование, создание и испытание прототипов, макетов, опытных образцов, технических устройств; разработка технологий их изготовления, сооружения, упаковки, перевозки, хранения; подготовка конструкторской и проектной документации. Технологическая деятельность - организационная, консультационная и иная деятельность, направленная на внедрение инженерных разработок в практическую деятельность экономических субъектов с их последующим сопровождением и эксплуатацией по поручению заказчика.
Новейшие процессы развития IV волны промышленной революции характеризуются массовым внедрением киберфизических систем в производство и услуги. Под киберфизическими системами понимается процессы внедрения вычислительных систем и ресурсов в физические и биологические сущности любого вида. К ключевым технологиям, развивающимся в эпоху IV волны промышленной революции относят: применение больших баз данных для принятия решений, внедрением автономных роботов и технологий 3D-моделирования и облачных вычислений в производственные процессы, усилением контроля информационной безопасности во всех сферах промышленности. Таким образом, новая промышленная революция должна привести к повсеместному внедрению цифровых технологий в производительные силы общества.
В ходе работы выявлены следующие основные тенденции развития науки на производстве:
- развитие изучение «больших данных»;
- обучение сотрудников информационной грамотности в области «больших данных» как собственными усилиями, так и с привлечением сторонних специалистов;
- обеспечение автоматизации и оптимизации процессов сбора данных о клиентах;
- разработка ключевых моделей применения искусственного интеллекта на предприятиях;
- применение ключевых моделей на практике, интеграция с бизнес-стратегиями предприятий;
- использование данных о клиентах для стратегии развития компании.
В результате анализа тенденций нами выработана следующая концепция развития управленческих процессов в области регулирования деятельности работников интеллектуального труда: успешное развитие компании и организации зависит от грамотной стратегии, основанной на организации деятельности специалистов по обработке данных, которые понимают общую картину и применяют свои знания в области данных в бизнес-стратегиях, предлагающих индивидуальный подход к потребителю, а также применении искусственного интеллекта в самих производственных процессах.
Список литературы
- Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика. – 2-е изд., - М.: Экономика, 1989. – 383 с. 13 стр
- Гринин Е. Кондратьевские волны: аспекты и перспективы 2012 222–262/
- Гимаева Э.Х. К вопросу о содержании интеллектуального труда/ Э.Х. Гимаева// Европейский журнал социальных наук. 2014. №2(41) том 2, Москва. C. 490-493.
- Гимаева Э.Х. Характеристика функций интеллектуального труда в условиях инновационной экономики /Э.Х. Гимаева// Сборник статей международной научно-практической конференции. Часть 2. Уфа. АЭТЕРНА. 2014.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI. М.,Вильямс, 2017. 453 с.14
- Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М. Academia. Наука. 2018. с.111
- Отчет о будущем профессий 2020. Всемирный экономический форум 2020;
- Сбытов В.Ф. Инженер – ключевая фигура НТП]. М.: Экономика. 1989. – С.52
- Юдина С. Управление интеллектуальным трудом в корпорации. Формирование основ системного подхода. LAP Lambert Academic Publishing/ 2012 стр.4
- Четвертая промышленная революция : Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций. Всемирный экономический форум 2019.
- Data Trends Report by Tableau (2020)