Административная ответственность за налоговые правонарушения

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Дата публикации 21.11.2021

Поделиться

Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Однако, на практике зачастую лица стремятся уклониться от исполнения возложенной на них обязанности путем совершения либо налоговых правонарушений, либо налоговых преступлений, последние из которых представляют собой особую опасность для общества и государства. В основном именно за счет налоговых поступлений формируются бюджеты различных государств, поэтому, когда юридические лица умышленно уклоняются от исполнения обязанности, возложенной на них законодательством, они оказывают негативное воздействие на экономику страны в целом, подрывая её потенциал.

Понятие «юридическая ответственность за несоблюдение налогового законодательства» включает  комплекс государственных мер воздействия, применяемых к нарушителю в качестве наказания в случае нарушения установленных на законодательном уровне налоговых требований.

Альтернативным определением данного понятия может выступать: обязанность нарушителя налогового законодательства претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате вынесения такого решения уполномоченным государственным органом.

В качестве законодательной базы в налоговой сфере выступают такие нормативно-правовые акты, как Налоговый кодекс Российской Федерации [1], различные федеральные законы, регулирующие порядок уплаты какого-либо конкретного налога, акты Министерств и ведомств, письма от ФНС (Федеральной налоговой службы) и так далее.

В качестве нарушителей налогового законодательства, к которым может применяться соответствующая юридическая ответственность, могут выступать как физические лица в возрасте от 16 лет, так и юридические лица (акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы и так далее).

В качестве признаков юридической ответственности за несоблюдение налогового законодательства можно рассмотреть все признаки, присущие непосредственно юридической ответственности, среди которых: государственно-принудительный характер, осуществление в соответствии с законодательными нормами, влечение за юридической ответственностью негативных последствий для нарушителя.

Однако, в качестве специфических признаков юридической ответственности за несоблюдение налогового законодательства стоит также отметить: основанием наступления ответственности является несоблюдение налогового законодательства, ответственность направлена на уплату неуплаченных налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии со ст. 19 НК РФ признаются физические лица и организации, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В случае неуплаты (неполной уплаты) налогов юридическим лицом налоговую ответственность за нарушение законодательства о налогах и (или) сборах понесет организация-налогоплательщик (ст. ст. 106, 107 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ (статья 10) определяет следующие виды юридической ответственности в сфере налогообложения: административная ответственность (регулируется КоАП РФ), а также уголовная ответственность (регулируется УК РФ).

Налоговую ответственность нельзя отождествлять с административной ответственностью в сфере правонарушений законодательства о налогах и сборах, что подтверждается различным правовым регулированием, в том числе источниками правового регулирования, особенностями субъектного состава правонарушений [5, с. 60].

Налоговая ответственность является одним из видов финансовой ответственности, поскольку предусматривает уплату штрафов и влечет для себя отрицательные имущественные последствия для нарушителя.

Вопросы административной ответственности подробно изучались в трудах проф. Н.М.Конина. Так, под данным видом юридической ответственности им понимается предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций) [2, с. 44].

Административная ответственность в области налогов и сборов и налоговая ответственность помимо различий в законодательном регулировании имеют и различную правовую природу. Так, КоАП РФ [2] предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и административным арестом. Но за нарушения в сфере налогообложения налагается штраф, т.е. к налоговому правонарушению не применимы иные виды административного взыскания.

При привлечении к административной ответственности необходимо, чтобы налоговая инспекция составила протокол; затем суд выносит решение на основании составленного протокола. Причем для привлечения к административной ответственности установлен сокращенный срок исковой давности - один год. То есть вполне может оказаться, что привлечь к налоговой ответственности организацию возможно по причине того, что трехлетний срок привлечения к ответственности еще не истек, а вот привлечь должностное лицо к административной ответственности уже не получится.

В ходе анализа главы 15 КоАП РФ и главы 16 НК РФ можно прийти к выводу, что разграничение составов производится только по видам субъектов при полном совпадении элементов составов правонарушений. Любое производство начинается со стадии возбуждения дела. Дело об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, закреплён в КоАП РФ (ст. 28.3 КоАП РФ) и является исчерпывающим [3, с.53].

Основанием для возбуждения дела являются достаточные данные, указывающие на наличие признаков состава правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). При обнаружении факта совершения налогового правонарушения протокол об административном правонарушении составляется немедленно.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021)// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения: 15.11.2021).
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021)//СПСКонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения: 15.11.2021).
  3. Ермошина Е.Л. Ответственность за неуплату налогов: административная, налоговая, уголовная // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2020. -N 1.- С. 53
  4. Конин Н.М. Административное право России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2021.- 448 с.
  5. Овчарова Е. В. Конституционно-правовые проблемы реализации административно-правового статуса субъектов налоговых правоотношений при применении мер административного принуждения // Конституционное и муниципальное право. -2018.- № 5. -С. 60
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее