ТЕОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ СОЮЗОВ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, СТОРОННИКИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ТЕКУЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ТЕОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ СОЮЗОВ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, СТОРОННИКИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ТЕКУЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

147

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (209), Февраль ‘25

Дата публикации 19.02.2025

Поделиться

Существование таможенных союзов и как формы международной экономической интеграции, и как исключения из принципа взаимности в торговле представляется противоречивым. Таможенные союзы предстают как институты, нарушающие режим наибольшего благоприятствования, устанавливаемый на взаимной основе для всех стран-участниц ВТО, так и соглашения, содействующие созданию более благоприятных условий для развития торговых отношений. В рамках данной статьи автором изучены некоторые теории таможенные союзов и проведен анализ отдельных положений Генерального соглашения по тарифам и торговле. В качестве примера формирующегося таможенного союза был взят Евразийский экономический союз.

При разработке национальной торговой политики необходимо определить ее характер: способствуют ли используемые инструменты либерализации внешней торговли или направлены на повышение конкурентоспособности участников внутреннего рынка. Однако эти две противоположные формы политики могут быть объединены при формировании таможенных союзов между двумя или более государствами, представляющих наднациональный уровень регулирования. Согласно статье XXIV:8a Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ), таможенный союз определяется как замена двух или более таможенных территорий единой таможенной территорией, так что: (i) пошлины и другие ограничительные правила торговли отменяются в отношении практически всей торговли между территориями, составляющими союз, или по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, произведенными на таких территориях, и (ii) практически одни и те же пошлины и другие правила торговли применяются каждым из членов союза к торговле с территориями, не входящими в союз [1]. Другими словами, таможенный союз можно понимать как интеграционное соглашение, состоящее из двух или более таможенных территорий, основанное на взаимном устранении тарифных и нетарифных барьеров в торговле товарами, а также на единой торговой политике в отношении третьих стран.

 

Теория таможенных союзов как одного из этапов международной экономической интеграции стала мейнстримом научных исследований в области торговой политики во второй половине XX в. Одним из ученых, благодаря которым эта теория получила свое развитие, является американский экономист Дж. Винер. В своей книге «Проблема таможенного союза» (1950) Винер рассматривает таможенные союзы как одну из многих договоренностей по снижению тарифных барьеров между политическими единицами при сохранении барьеров для импорта из других регионов и утверждает, что «идеальный таможенный союз» можно определить как соглашение, в котором применяются следующие принципы: полная отмена тарифов для стран-участниц, установление единого внешнего тарифного регулирования и расчет таможенной стоимости в соответствии с согласованной методологией [6, с. 9]. Он утверждает, что таможенные союзы, как правило, действуют скорее в направлении свободной торговли, чем в протекционистском направлении, что приводит к расширению масштабов международной специализации и разделения труда, повышению уровня конкурентоспособности товаров, продаваемых внутри союза, за счет отмены тарифов, дифференциации удельных затрат в отраслях, находящихся под защитой, и т.д. Таким образом, таможенный союз не представляет угрозы принципу наибольшего благоприятствования (далее – НБ) в международной торговле.

 

По словам Винера, уровень либерализации торговой политики зависит от ситуации в странах (предположим, что их три – A, B и C), заключающих соглашение в отношении производимых товаров. Таким образом, Винер выделяет два статичных эффекта формирования таможенного союза: создание торговли, что подразумевает переход с рынка с более высокими ценами на рынок с более низкими издержками, и переориентация торговли, что указывает на противоположное направление изменений. Эта теория применима главным образом к ситуации, когда страны-участницы производят взаимодополняющие товары и торгуют ими в фиксированных пропорциях независимо от условий торговли.

 

Другой исследователь, Р. Г. Липси, в своих работах «Теория таможенных союзов: диверсия торговли и благосостояние» (1957) и «Теория таможенных союзов: общий обзор» (1960) подробно рассматривает проблему таможенных союзов, обращаясь к более конкретным торговым эффектам, таким как производственный эффект (изменение издержек и место производства) и эффект потребления (изменение полезности и места потребления), переходящий к так называемый «анализ благосостояния» [5, с. 40]. Он утверждает, что с созданием таможенного союза благосостояние имеет тенденцию к снижению, поскольку страны часто переключаются с производителей с более низкими ценами на производителей с более высокими ценами, но после определенного периода времени и отмены импортных пошлин благосостояние повышается из-за корректировки внутренних цен и цен в рамках таможенного союза. Таким образом, страны сталкиваются с неоднозначными последствиями своего решения заключить соглашение, которые также могут быть названы «эффектами замещения» как для производителей, так и для потребителей на внутренних рынках и за пределами мира. Негативные результаты формирования таможенного союза должны быть доведены до оптимального уровня, полностью или частично; впоследствии, Липси сформулировал общую теорию второго порядка, которая подразумевает, что при невозможности компенсировать потери от изменения цен на все товары, торгуемые в рамках таможенного союза., компенсация некоторых изменений могла бы стать лучшей альтернативой.

 

В этой области исследований есть последователи Винера и Липси, которые также внесли большой вклад в теорию таможенных союзов, и это лишь некоторые из них. Например, Ф. Герельс (1957) говорит о межстрановом и межтоварном замещении: первое просто объясняет создание торговли и переориентацию торговли при переходе от одного производителя к другому, тогда как второе работает при изменении цен при переходе с одного продукта на другой [4, с. 501–504].  Джей Э. Мид (1956) характеризует расширение и сокращение торговли на пределе и утверждает, что, как правило, благосостояние со временем повышается даже при преобладании торговых диспропорций, вызванных созданием таможенного союза [4, с. 504–507].  Б. Баласса (1961) определяет динамические эффекты таможенных союзов, основываясь на статистическом подходе Винера, и утверждает, что при заключении соглашения происходят следующие изменения: усиление конкуренции между странами-членами, выгоды от эффекта масштаба, быстрое распространение технологий, изменения в условиях торговли и другие [3, с. 54].

 

Перейдем к рассмотрению деятельности государства в области международных экономических операций. В рамках таможенного союза суверенитет национальных государств частично передается наднациональным институтам, таким как, например, Евразийская экономическая комиссия. Таким образом, решения принимаются этими органами на основе плюрилатеральных переговоров государств-членов, и такой уровень взаимодействия имеет большее значение, чем многосторонний. Последнее утверждение вытекает исключительно из пункта 3 статьи 6 Договора о Евразийском экономическом союзе: «В случае противоречия между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором преимущественную силу имеет настоящий Договор» [2]. Другими словами, законодательство этого таможенного союза имеет примат над многосторонними соглашениями.

 

Таким образом, необходимо определить ограничения теории таможенных союзов, которые появляются в настоящее время. Наиболее важный вопрос, который возникает, – это соотносимость таможенных союзов и принципов международной торговой системы. Согласно статье XXIV ГАТТ, таможенный союз и зоны свободной торговли рассматриваются как исключение из принципа НБ, и многосторонние соглашения под эгидой Всемирной таможенной организации (далее – ВТО) не должны противоречить положениям этой статьи. Членам таможенных союзов разрешается вводить пошлины и применять правила, которые «не должны быть выше или более ограничительными, чем соответствующие пошлины и правила торговли, действовавшие на этих территориях до образования таможенного союза» [1].

 

Однако, зная природу таможенных союзов, в частности, единую торговую политику, применяемую к третьим странам, нельзя с уверенностью сказать, что даже при консультативном уровне регулирования таможенный союз в первую очередь ориентирован на невмешательство, а не на протекционизм. Такие соглашения, как правило, частично подрывают принцип взаимности: как следует из статьи I ГАТТ, «любое преимущество, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому продукту, происходящему из любой другой страны или предназначенному для нее, должны немедленно и безоговорочно распространяться на аналогичный продукт, происходящий из любой другой страны или предназначенный для нее, для территорий всех других договаривающихся сторон» [1]; в случае таможенных союзов это не работает. Например, если после создания таможенного союза импорт из пункта А в пункт В значительно возрастет, что, предположительно, усилит конкуренцию на внутренних рынках, защитные меры применяться не будут. В то же время, когда в торговле странами А или В со странами С наблюдается значительный рост импорта, что создает существенные угрозы для их внутренних рынков, могут быть использованы меры предосторожности, чтобы защитить пострадавшие отрасли от изменений в конкуренции, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю. Следовательно, производители из A и B пользуются более благоприятными условиями, чем производители из страны C.

 

Таким образом, действительно ли таможенные союзы ‘пролиберальны’ или нет? Точного ответа нет. Принимая во внимание определенные несоответствия между основной идеей таможенных союзов, изложенной Винером, и протекционистскими решениями в рамках соглашения, рассмотренного Липси, таможенный союз указывает на сложность объединения двусторонних/плюрилатеральных соглашений о либерализации торговли и многосторонних обязательств членов ВТО в соответствии с требованием недискриминации. Таможенные союзы действительно позволяют своим членам либерализовать взаимную торговлю, одновременно проводя дискриминацию в отношении третьих стран, даже если соглашения о свободной торговле заключаются от имени таможенного союза с некоторыми представителями внешнего мира.

Список литературы

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Депозитарий Секретариата ВТО, 1986
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе. Евразийская экономическая комиссия, 2014
  3. Jošić, H. Static and Dynamic Effects of Customs Union Creation / H. Jošić, M. Jošić // Economic Integrations, Competition and Cooperation. Conference Proceedings. – 2013. – P. 53-64
  4. Lipsey, R. G. The Theory of Customs Unions: A General Survey / R. G. Lipsey // The Economic Journal. – 1960. – Vol. 70 No. 279. – P. 496-513
  5. Lipsey, R. G. The Theory of Customs Unions: Trade Diversion and Welfare / R. G. Lipsey // Economica. New Series. – 1957. – Vol. 24 No. 93. – P. 40-46
  6. Oslington, P. Contextual History, Practitioner History, and Classic Status: Reading Jacob Viner’s The Customs Union Issue / P. Oslington // Journal of the History of Economic Thought. – 2013. – 35(04). – P. 1-32
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее