Усиление конкуренции заставило компании розничной торговли нацелиться на объединение финансов и расширение деятельности. В секторе розничной торговли, ориентированном на социальные нужды, основными задачами являются улучшение доступности товаров и качества обслуживания для населения. Кроме того, перед компаниями розничной торговли стоят важные государственные задачи по замене импорта, а также необходимость перехода к инновационному развитию и переход торговых сетей к онлайн-формату в условиях пандемии.
Проведенный анализ эффективности управления российскими сетевыми организациями розничной торговли выявил недостатки в их организации и функционировании как с точки зрения принципов формирования, так и использования механизмов, методов и инструментов управления рисками. Существующие подходы к снижению рисков не соответствуют потребностям сетевых организаций розничной торговли из-за недостаточного учета специфических рисков и особенностей, а система управления инновационными программами больше ориентирована на послеосмотровый контроль.
Следовательно, актуальность исследуемой темы определяется необходимостью разработки новых эффективных механизмов, методов и инструментов для уменьшения рисков инновационных проектов и программ сетевых организаций розничной торговли, работающих в сложных экономических, политических и эпидемиологических условиях.
Розничная торговля связана с продажей товаров для использования их в личных и семейных целях.
Такое понимание стадий торговли, на наш взгляд, не совсем корректно, поскольку получается, что оптовая и розничная торговля различаются по своим целям: первая - для целей предпринимательской деятельности, вторая - для целей потребления. На самом деле и розничная торговля есть предпринимательская деятельность, а продажа товара в магазине вовсе не означает, что его дальнейшая перепродажа уже невозможна. Как известно, многие мелкие торговцы закупают товары в розничной сети для их дальнейшей перепродажи в своих небольших магазинчиках.
Ключевым моментом отличия розничной торговли от оптовой во многом является сам способ продажи товара в сочетании с размерами его единичной покупки. Для розничной торговли характерны продажи больших объемов товаров, но совсем небольшими их партиями, определяемыми потребностями семейного питания и прочего потребления членов семьи. Иначе говоря, массовый тип реализации товара сочетается с относительно небольшими размерами каждой покупки (продажи) этого товара.
Массовые продажи однотипных товаров привели к необходимости развития розничной торговли в форме сетевой розничной торговли, основу которой составляют крупные магазины, которые обобщенно называются «супермаркеты». Поскольку крупные магазины требуют и крупных инвестиций, постольку основным способом организации торгового бизнеса стала его организация в форме прежде всего торговых сетей.
Сетевая организация розничной торговли представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов), обеспечивающих реализацию товаров определенного типа и находящихся под единым административным управлением со стороны компании их владельца.
Розничные сети специализируются на определенных типах товаров, исходя из специфики их реализации и типа потребителя. В дальнейшем речь пойдет преимущественно о розничных сетях, реализующих продовольственные и сопутствующие непродовольственные товары массового потребления. Но кроме этих сетей существуют еще и сети других товаров, например, сети здорового питания, аптечные сети, сети по продаже автомобилей, сети дизайнерских модных товаров и т. п.
Общее управление является ключевой характеристикой торговой сети и имеет принципиальное значение для изучения разного рода экономических отношений по поводу развития сетевой организации розничной торговли, поскольку в этом случае возникает необходимость и потребность в корпоративном управлении сетевой организацией розничной торговли, то есть управлении всеми сторонами ее функционирования как единого целого, относительно абстрагируясь от деятельности каждого отдельного торгового объекта (магазина).
Экономической причиной возникновения современной торговой сети как единства сразу многих торговых объектов выступает случайный характер самого розничного рынка, территориально распределенного по достаточно большим территориям государства в соответствии с распределением потребителей (покупателей) товаров народного потребления. Именно развитая (крупная) торговая сеть позволяет усреднять покупки с денежным спросом по территориям, видам товаров и времени покупок и тем самым обеспечивать полноту реализации произведенных товаров при относительно минимальных материальных и денежных потерях.
В настоящее время торговые сети, занимают лидирующие позиции в секторе розничной торговли продуктами питания, их развитие положительно влияет на социально-экономические показатели любой страны мира, в частности, на инфляцию за счет высокой ценовой гибкости, в условиях экономического кризиса сети сдерживают рост цен, а иногда и снижают на социально-значимые товары, способствуя, тем самым, улучшению жизни населения.
В качестве ключевых направлений развития сетевых организаций розничной торговли выступают:
- реализация инновационных проектов и программ, связанных с расширением и оснащением торговых сетей высокотехнологичным оборудованием, осуществлением девелоперских проектов, развитием новых брендов, организацией продаж товаров под собственной торговой маркой, развитием онлайн-бизнеса;
- повышение эффективности риск-менеджмента;
- повышение эффективности корпоративного управления;
- минимизация издержек;
- поддержание стабильности бизнеса.
Основной тренд в торговле в России уже давно связан с технологичностью, интеграционными процессами, позволяющими отслеживать изменения в поведении потребителей и бизнес среде. На рынке появились сверхкрупные розничные сети (X5 Retail Group, Лента, О'Кей) и межотраслевые офлайн-компании (Магнит, Мираторг), которые по-прежнему рассматриваются как розничные сети, хотя они представляют собой межотраслевые системы со сложной внутренней организационно-управленческой структурой и их собственной оптовой и дистрибьюторской инфраструктурой. Учитывая их внутреннюю сложность, с одной стороны, и растущий потенциал, с другой стороны, их дальнейшее развитие во многом определяется внедрением и развитием ноу-хау в области технологий и программного обеспечения. Оптимизация поставок, продаж и взаимодействия с покупателями помогают создать уникальные продажи, предложения и повысить лояльность клиентов.
Для достижения намеченных стратегических целей и задач сетевых компаний в сфере розничной торговли предлагаются следующие этапы увеличения эффективности системы управления компаниями. На первом этапе производится анализ и оценка рынков розничной торговли в Российской Федерации, международных кредитных и фондовых рынков, конкурентов на основе мнений экспертов. На втором этапе проводится анализ и оценка рисков реализации инновационных программ с применением предложенного подхода. На третьем этапе применяется организационно-управленческий механизм снижения рисков внедрения инновационных программ сетевых компаний в розничной торговле. На четвертом этапе проводится оценка стоимости эффективности внедрения инновационных программ на основе полученных данных о прибыли, выраженной в денежных единицах. На пятом этапе осуществляется общая оценка эффективности корпоративного управления на основе данных о долгосрочных перспективах стратегического развития сетевой компании в сфере розничной торговли.
Список литературы
- Ветрова А. Ю. Анализ системы управления инновационными и инвестиционными проектами сетевых организаций розничной торговли // Российский экономический интернет-журнал. 2021. № 3. URL: http://www.e–rej.ru/publications/191 (дата обращения: 22.09.2021). (0,50 п.л.)
- Ветрова А. Ю. Кредитные отношения крупных розничных торговых компаний с участниками финансового рынка // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2013. № 55. С. 008-010. (0,25 п.л.)
- Ветрова А. Ю., Бунич Г. А. Кредитование как направление государственной поддержки организаций торговли // Сибирская финансовая школа. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2018. № 2 (127). С. 63-68. (0,63 п.л. / 0,31 п.л.)
- Ветрова А. Ю., Бунич Г. А. Обзор современного состояния рынка ритейла в России // Экономика и предпринимательство. М.: 2017. № 12–2 (89). С. 914-918. (0,5 п.л. / 0,25 п.л.)
- Ветрова А. Ю. Оптимальные банковские кредитные продукты для крупных предприятий розничной торговли // Сибирская финансовая школа. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2012. № 5 (94). С. 38-40. (0,25 п.л.)
- Ветрова А. Ю. Повышение эффективности использования кредитных инструментов в финансовом менеджменте крупных предприятий розничной торговли России // Экономика и предпринимательство. М.: 2012. № 6 (29). С. 249-254. (0,63 п.л.)
- Ветрова А. Ю., Бунич Г. А. Подверженность показателей финансовой отчетности розничных торговых организаций различным видам рисков и механизмы управления ими // Сибирская финансовая школа. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2018. № 2 (127). С. 82-87. (0,63 п.л. / 0,31 п.л.)
- Ветрова А. Ю. Потребительский кредит как связующее звено между 22 капиталом организаций розничной торговли и финансами населения // Экономика и предпринимательство. М.: 2017. № 11 (88). С. 931-934. (0,38 п.л.)
- Ветрова А. Ю. Проблемы управления кредитными рисками банков при кредитовании крупных предприятий розничной торговли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента», 2012. № 4. С. 93-96. (0,38 п.л.)
- Ветрова А. Ю., Фалько С. Г., Гарнов А. П. Разработка организационно-управленческого механизма снижения рисков инновационных программ // Инновации в менеджменте. М., 2021. № 4. С. 2-9. (0,5 п.л. / 0,15 п.л.)
- Ветрова А. Ю. Современные подходы к управлению рисками инновационных проектов сетевых организаций розничной торговли в условиях пандемии // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2021. Том 10. № 3. С. 12-18. (0,5 п.л.). 1
- Ветрова А. Ю., Гарнов А. П. Специфика корпоративного управления инновационными программами в зависимости от характера и состояния экономической системы сетевой розничной торговли. URL: http://www.e– rej.ru/publications/192 (дата обращения: 22.10.2021). (0,5 п.л. / 0,25 п.л.)