ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАГАЗИНАХ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАГАЗИНАХ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Дата публикации 14.02.2022

Поделиться

Автором данной статьи рассматривается определенная закономерность, а также основные перспективы развития организаций розничной торговли на примере Свердловской области. Анализируются такие тенденции развития, как интеграция и диверсификация розничной торговли в рассматриваемом регионе. В статье проведен анализ статистических данных об оборотах организаций розничной сети в Свердловской области, а также рассматривается уровень конкурентоспособности неспециализированных магазинов региона. В конце работы автором предлагаются пути решения проблем и основные варианты развития организаций розничной торговой сети в неспециализированных магазинах Свердловской области.

На данный момент мы можем наблюдать активное развитие экономики в России, когда большинство предпринимателей открывают новые способы ведения бизнеса и расширяют свои горизонты. Стоит отметить, что государство, в связи с пандемией коронавируса, стала по-особому вести контроль над торговлей и частным сектором. Условия для розничной торговли несколько изменили свой привычный облик.

Также изменения коснулись и неспециализированных магазинов. Сегодня в любом торговом зале можно отметить указатели и современное оборудование для комфорта покупателей. Также поменялось качество, и культура обслуживания. В некоторых магазинах можно увидеть места отдыха и общественного питания, для того, чтобы люди моли выбирать то, что им нужно и при этом, никуда не торопиться [3]. Тенденции развития розничной торговли в неспециализированных магазинах представляют собой состав и количество организаций, которые участвуют в процессе продажи необходимой продукции конечному покупателю.

Свердловская область административно относится к Уральскому федеральному округу. Численность населения области составляет 4 290 067 человек, плотность населения 22,18 чел/км2, городское население составляет 84%. По национальности преобладают русские, на втором месте татары.

Средняя заработная плата по Свердловской области составляет 41 649 рублей (по данным за 2020 г.) [2].

Наибольшие темпы роста по отраслям представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Наиболее высокие темпы роста заработной платы в области по отраслям (в %) (по сравнению с 2019 г.) [5]

 

Проанализировав данные диаграммы, необходимо отметить, что конкурентоспособность будет зависеть от изменений в характере спроса на рынке розничной торговли, на что значительно влияет уровень дохода населения по отраслям.

Очевидно, что широкий ассортимент рынка розничной торговли предоставит возможность для повышения цен на виды товаров повседневного спроса. Это обусловлено тем, что, исходя из классификации потребительского населения России, в отраслях, в которых наблюдается рост уровня доходов, находится целевая аудитория неспециализированных магазинов розничной торговли.

Это уровень, находящийся немного выше условного «среднего класса», с широкими потребностями и уровнем доходов не ниже среднего по региону. При этом, рынок товаров широкого потребления является одних из самых конкурентных, предоставляющим большие возможности по способам продвижения товара.

Средний уровень доходов в розничной торговле в 2020 г. по региону составляет 33,038,6 рублей, темп роста отрасли составляет 107,2% (по отношению к 2019 г.) [10]. Среди других отраслей региона данный показатель роста является средним.

Свердловская область занимает лидирующие позиции по объему оборота организаций розничной торговли. Так, по данным 2019 г., среди областей Уральского федерального округа (УФО), Свердловская область заняла 1 место, а среди субъектов России – 5 место [8]. Важно отметить, что прослеживается достаточно положительная динамика показателя оборота розничной торговли в неспециализированных магазинах в целом в номинальном выражении. В 2020 г. оборот розничной торговли равнялся 1035,8 млрд. руб., что на 3,7% больше этой отметки 2019 года, в сопоставимых ценах на 11% ниже [11]. На рисунке ниже отражена динамика изменения оборота организаций розничной торговли в неспециализированных магазинах в Свердловской области (Рис. 2).

 

pastedGraphic.png

Рисунок 2.  Динамика оборота организаций розничной торговли Свердловской области, млрд руб.

 

Стоит отметить, что в последнем периоде динамика сложилась так, из-за экономической конъюнктуры, которой присущи сокращение реальных денежных доходов, понижение потребительского спроса и общая оптимизация расходов населения на основе увеличения склонности к экономии. Но развитие торговли в среднесрочном периоде напрямую зависит от активного воздействия общеэкономических факторов: продление санкций со стороны других стран, ответных санкций России, а также сохранение слабого курса рубля. Данные факторы обуславливают динамику показателя инфляции, что является главной характерной чертой как потребительского рынка, так и экономики в общем.

Так, необходимо выделить ряд проблем, которые встречаются в работе организаций розничной торговли в неспециализированных магазинах, находящихся на территории Свердловской области [6]:

  • проблема активного увеличения темпов роста издержек обращения;
  • нехватка оборотных средств;
  • низкий уровень платежеспособности обширных слоев населения;
  • проблема товарного ассортимента;
  • неравные экономические условия как для больших, так и для малых организаций розничной торговли;
  • сильное экономическое давление на организации розничной торговли со стороны местных органов власти;
  • проблема ипортозамещения.

С целью решения данных проблем в первую очередь необходимо использовать маркетинговые инструменты, при учете благоприятной ситуации, которая складывается на рынке для их развития.

Так, главной тенденцией развития розничной торговли в неспециализированных магазинах Свердловской области является усиление процессов интеграции. Объективной ее основой можно считать большое количество организаций розничной торговли на данной территории, а также их непосредственная и близкая связь с потребителями и производителями. По мнению автора, интеграция в розничной торговле выступает в качестве добровольной связи двух и более самостоятельных организаций под единым началом, установление крепкой взаимосвязи между ними, их совместное взаимодействие, расширение предприятий для достижения синергетического эффекта и оптимизации технологических торговых процессов.

Особенностью интеграции в розничной торговле является тот факт, что, начавшись позже в других отраслях, она все же получила широкое распространение и имеет множество направлений и видов. Например, два основных из них, которые особенно актуальны сегодня – это диверсификация и концентрация.

Так, концентрация в розничной торговле в неспециализированных магазинах является характером экономических отношений, который заключается в наращивании и сосредоточении все большей массы трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов, массы прибыли, объемов продаж отдельных торговых организаций. Целью концентрации можно считать результативное взаимодействие между объектами и субъектами управления в ходе оптимизации и организации рынка.

Концентрация в розничной торговле Свердловской области имеет свои характерные особенности (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Характеристики концентрации розничной торговли Свердловской области

 

Автором данной статьи диверсификация рассматривается в качестве расширения или преобразования торговой деятельности из-за смены вида ценовой и ассортиментной политики, формы торгового обслуживания, торговой площади, расположения организации розничной торговли в целях увеличения уровня результативности деятельности. Целью диверсификации следует признавать формирование определенных условий для сохранения позиции на рынке розничных субъектов в момент неожиданных потерь методом распределения ссужаемых или инвестируемых капиталов между разными объектами вложений [7].

Конкурентоспособность розничной торговли в таких условиях значительно зависит от способов продвижения товаров широкого потреблений в неспециализированных магазинах. Для ее поддержания существует Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области, предоставляющий услуги разного рода для розничного предпринимательства. Согласно официальной статистике портала, ежегодно он финансово помогает до 800 компаний, общая сумма займов составляет 1,2 млрд рублей. Количество участников фонда составляет около 12,212 человек [9].

Всего в Уральском федеральном округе действует 518,391 компаний малого и среднего бизнеса, в которых занято около 1,301,336 человек, производящих 548 видов продукции [8].

В Свердловской области зарегистрировано 205,385 малых и средних предприятий, в которых занято 519,679 человек, производящих 208 видов продукции. Согласно этим данным, можно предположить, что роль фонда поддержки МСП здесь недостаточно высока в плане меры регулирования конкурентоспособности: фонд финансирует менее 1% от всех компаний региона, доля участников фонда от общего числа занятых в малом и среднем бизнесе составляет 2,93% [10].

Стоит отметить рост числа неспециализированных магазинов, которые относятся к сетевым структурам разного уровня. Так, по данным Министерства экономики и территориального развития Свердловской области в регионе функционирует около 8,5 тысяч сетевых магазинов, а это на 4 процента больше чем в 2019 г. [4]. Основные изменения за 2018-2020 гг. отражены на рисунке ниже (Рис. 4).

 

Рисунок 4.  Структура сетевой розничной торговли в Свердловской области, %

 

Изучив структуру сетевых организаций, целесообразно сделать вывод о том, что местные неспециализированные магазины занимают большую часть. Но это не искореняет развитие и существование других областных и федеральных торговых сетей. Особенно большая концентрация таких структур присутствует на территории г. Екатеринбурга.

По данным проведенного анализа проблем и тенденций развития организаций розничной торговли в неспециализированных магазинах Свердловской области можно определить положение этого сектора экономики в рассматриваемой области и выделить основные направления его последующего развития.

Учитывая проявление негативных аспектов определенно возрастает роль государства, которое должно стать своеобразным «мостом» между «самозанятыми» гражданами, местными производителями и торговыми розничными сетями. Это позволит обеспечить сбыт для товаров местного производства, а также поддержит предпринимательскую активность, как это раньше делали небольшие торговые розничные неспециализированные предприятия.

В данном случае государство может повлиять на жесткость цен, убеждая центральные офисы обеспечивать большую самостоятельность управляющим торговых розничных организаций сети в удаленных территориях. Это может быть достигнуто путем налаживания связей между местными производителями и торговыми сетями.

Дальнейшее направления развития – применение современных технологий. В больших городах деятельность организаций розничной торговли имеет больший потенциал активного роста по причине внедрения инновационных технологий. То есть не только переход на современный формат розничной торговли (метод самообслуживания уже достаточно активен в Свердловской области – 43 процента), но и активное введение передовых технологий.

Огромное значение в конкуренции организаций розничной торговли будет иметь развитие инновационных способов ведения торговой деятельности, прогнозирования и планирования спроса в ближайшие годы. Понимание возможных перспектив в данной сфере – сильный мотив для увеличения объема инвестиций.

По итогам проведенного анализа, можно сделать соответствующий вывод о том, что Свердловская область по части розничной торговли и экономики, даже в суровых условиях нестабильной экономической конъюнктуры, удерживает свою позицию и активно развивается на одном уровне со страной.

Таким образом, по данным проведенного анализа необходимо отметить главные направления развития организаций розничной торговли в неспециализированных магазинах Свердловской области, имеющие особый потенциал для роста в среднесрочной перспективе:

  1. Внедрение достижений научно-технического прогресса,
  2. Активное развитие федеральных сетевых организаций розничной торговли,
  3. Объединение местных производителей и организаций в одно логистическое пространство.

Для решения имеющихся проблем организаций розничной торговли Свердловской области необходимо развивать мобильные и дистанционные форматы торговли, внедрять специализированные ярмарки, повышать социальную ориентацию торговли (с учетом инклюзивного тренда), а в малочисленных небольших населенных пунктах края повышать привлекательность торговой розничной деятельности, развивать сети региональных компаний, шире использовать фермерскую (экологически чистую) продукцию и усиливать поддержку малых форм торгового бизнеса.

Все это в целом позволит повысить конкурентоспособность торговых розничные организаций, работающих в регионе, увеличить их товарооборот и степень удовлетворения жителей области.

Список литературы

  1. Постановление от 28 июня 2019 года N 387-ПП «Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года».
  2. Башина О.Э. Статистика торгового бизнеса // О. Э. – Изд-во «Поволжский торгово-экономический журнал». – №6. – 2021. – С. 32-42. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17219676& (дата обращения: 09.02.2022).
  3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. – Официальный портал Федеральной Налоговой службы. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?mode=map (дата обращения: 08.02.2022).
  4. Информация о среднемесячной заработной плате в Свердловской области в январе-мае 2020 года. – Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.midural.ru/content/informaciya-o-srednemesyachnoy-zarabotnoy-plate-v-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-mae-2020 (дата обращения: 07.02.2022).
  5. Ионова Г. А. Основные понятия и принципы конкурентных отношений в сфере розничной торговли // Г. А. Ионова. – Изд-во. «Транспортное дело России». – 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-i-printsipy-konkurentnyh-otnosheniy-v-sfere-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 09.02.2022).
  6. Карх Д.А., Гаянова В.М., Фадеева З.О. Розничная торговля Свердловской области: проблемы логистики и интеграции // Управленец. 2019. - № 5(69). – С. 104–111. – Режим доступа: https://ekb.rbc.ru/ekb/freenews/615c579f9a79477755fb9176 (дата обращения: 08.02.2022).
  7. Кондратьева К.В. Состояние и перспективы развития розничной торговли в России / К. В. Кондратьева. – Текст: непосредственный // [Электронный ресурс] Молодой ученый. – 2019. - № 50 (236). – С. 150-153. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/236/54703/ (дата обращения: 06.02.2022).
  8. Лескова Ю.Е. Оценка конкурентноспособности в розничной торговле неспециализированных магазинах в Свердловской области // [Электронный ресурс]. – 2021. - №22 (24). – Режим доступа: https://scilead.ru/article/600-otsenka-konkurentnosposobnosti-v-roznichnoj-to (дата обращения: 07.02.2022).
  9. О Свердловском областном Фонде поддержки предпринимательства. – Официальный сайт «Мой бизнес» (Свердловская область) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sofp.ru/o-nas/ (дата обращения: 09.02.2022).
  10. Программа по развитию и среднего предпринимательства в Свердловской области. – Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://66msp.ru/informatsiya/ofitsialnaya-informatsiya (дата обращения: 06.02.2022).
  11. Селезнева Е.Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития // [Электронный ресурс] Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. - №10 (72). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roznichnaya-torgovlya-problemy-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-1 (дата обращения: 06.02.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее