О ПОНЯТИИ «РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ» В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

О ПОНЯТИИ «РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ» В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

169

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 17.05.2024

Поделиться

В статье предпринимается попытка очертить понятие «развлекательно-познавательное мероприятие» в учебной и внеучебной сфере с точки зрения его характеристик и эффективности его проведения.

Данная статья появилась в результате написания автором проектной работы педагогической направленности в 10 классе средней общеобразовательной школы.

В ходе изучения литературы было установлено, что учителя и воспитатели, проводя развлекательно-познавательные мероприятия и публикуя их сценарии, не дают определения этого формата работы. Данное обстоятельство побудило нас рассмотреть среди прочих этот вопрос в своем проектном исследовании. Таким образом, свою задачу мы видим в том, чтобы очертить данное понятие через его существенные характеристики.

Прежде, чем говорить о развлекательно-познавательных мероприятиях, определим суть последнего компонента этого словосочетания. Статья на портале Uroki.net (без указания на авторство) определяет понятие «мероприятия в школе» как важный элемент образовательного процесса. Они представляют собой специально планируемые и проводимые в учебное и внеучебное время активности с целью создания дополнительных условий и психолого-педагогической среды для развития личности учащихся, для укрепления коллектива и для повышения мотивации к обучению. Они могут принимать различные форматы и формы. Прилагаемый к статье список содержит 16 типов мероприятий, которые, в свою очередь, подразделяются на 40 видов [6].

Следует, однако, заметить, что критериев для создания классификации или классификаций на базе этих списков автором не приводится. На трудность составления таких классификаций указывает Н.Н. Данильченко: признаки одной формы мероприятия оказываются присущими другой, размывая границы между ними [2].

Возвращаясь к указанному списку, отметим, что в нем отсутствуют развлекательные или развлекательно- познавательные мероприятия как вид. В проработанной нами литературе мы также не нашли их дефиниции, хотя в интернете представлено большое количество сценариев с таким названием. Некоторые авторы, правда, в этой связи синонимично понятию «развлекательно- познавательный» употребляют слова «досуговый» [4] или «внеурочный» [5].

На наш взгляд, это несколько разные понятия: досуговый/ внеурочный – это то, что относится к сфере досуга (свободного, внеучебного времени). А развлекательно-познавательный – это качественная и содержательная характеристика мероприятия. Последнее может быть проведено как в досуговое время: например, после уроков, в каникулы и т.д., так и в учебное (урочное) время, например, в виде «нестандартного» урока в форме игры [3].

Рабочее определение возможно дать через толкование понятия «развлекательно-познавательный», исходя из значений этих слов. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «развлекательный» трактуется как «доставляющий только развлечение, без глубокого содержания», а «познавательный» как «способствующий познанию, расширению знаний» [9].

По мнению Л. М. Хайрутдиновой, развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность [10].

Другими словами, в развлекательно-познавательном мероприятии развлечение является некой формой, включающей в себя познавательный момент. Последний в литературе трактуется как активность, появляющаяся в связи с познанием, она проявляется в заинтересованном принятии информации, в желании ее уточнить и углубить имеющиеся знания, в самостоятельном поиске ответов на заинтересовавшие человека вопросы, а также в использовании сравнения по противоположности и по аналогии, в желании и умении задавать вопросы, в проявлении элементов человеческого творчества, в умении применять на другом материале усвоенный способ познания [7].

Без указанного аспекта, как считает А. Ганзенко, мероприятия, которые несут в себе только лишь развлечения, могут обернуться снижением общего уровня культуры детей и подростков [1]. В любом случае, описываемые мероприятия, проводимые педагогами, должны быть воспитывающими. С этой позиции, развлекательно- познавательные мероприятия имеют целый ряд характеристик, которые выгодно отличают их от других видов школьной работы:

  • наличие ярко выраженных психологических, физиологических и социальных аспектов;
  • добровольность выбора рода занятий и уровня активности;
  • наличие свободной творческой деятельности;
  • направленность на формирование и развитие личности;
  • способствование саморазвитию, самоутверждению и самовыражению личности через возможность выбрать действия по интересам;
  • стимулирование творческой инициативы;
  • удовлетворение потребностей личности, формирование ценностных ориентиров; 
  • обеспечение хорошего и веселого настроения, удовольствия от проведенного времени как залога хорошего отдыха и сплочения коллектива;
  • организация полилогичного общения педагога и учащихся и создание тем самым   обратной связи от учащихся,
  • возможность для педагога наблюдать за реакцией учащихся;
  • возможность в присутствии всей группы влиять на мнение, поведение отдельных учащихся, ведь высказанное одногруппниками мнение порой важнее мнения учителя/воспитателя;
  • создание условий для улучшения результативности в работе с группой;
  •  создание естественной атмосферы общения (представлено по [1] и [4].

Однако, в любом случае развлекательно - познавательные мероприятия не должны быть назидательными, предупреждает Л.В. Иванова [4].

Как было сказано выше, по своей форме они могут быть самыми различными. Их выбор зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей группы и так далее. Например, в школе можно использовать следующие формы мероприятий: викторины (квизы) по различным областям знаний, КВНы, театрализация, интерактивные игры, тренинги и т.п.  Некоторые из них применимы и на уроках. В качестве примера приведем два формата таких «нестандартных» уроков: урок-шоу и урок-квест [8].

Подведем итог изложенному. Развлекательно - познавательные мероприятия как форма учебной и внеучебной деятельности – это востребованный в последнее время вид в силу своей эффективности и универсальности с точки зрения разнообразия формата его проведения (игра, квиз, инсценировка и т.д.), количества, возраста, обученности участников, времени и места проведения, а также области востребованных знаний. При этом развлекательный характер снимает психологическую напряжённость, свойственную иным формам образовательной деятельности и облегчает восприятие и усвоение информации. С другой стороны, совместное преодоление трудностей при решении предлагаемых сценарием мероприятия задач способствует сплочению участников. Тем самым формируется «командный дух». В целом, стержневым моментом такого рода мероприятий (привлекательным для учащихся и педагогов) является: «Развлекаясь, познаю; а познавая, развлекаюсь».

Список литературы

  1. Ганзенко А. Организация досуговых мероприятий в педагогике // Образовательный портал «Справочник».— [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/organizaciya_dosugovyh_meropriyatiy_v_pedagogike/ (дата обращения: 22.03.2024)
  2. Данильченко Н. Н. Организация и проведение викторин. [Электронный ре-сурс].– Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-i-provedenie-viktorin-2711348.html (дата обращения: 11.04.2024)
  3. Дзюина Е. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 10-11 классы. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/331817/ (дата обращения: 01.02.2024)
  4. Иванова Л. В. Организация и проведение развлекательно-познавательных мероприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-znakomstvo-s-gpd-4197130.html (дата обращения: 08.03.2024)
  5. Иевлева О.В. Внеклассные мероприятия в школе как обязательная составляющая воспитательной работы. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/vneklassnye-meropriyatiya-v-shkole/ (дата обращения: 08.02.2024)
  6. Мероприятия в школе: от целей до написания сценария и проведения - Для учителей и педагогов школ. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.uroki.net/kopilka/kopilka18.htm (дата обращения: 16.03.2024)
  7. Сарапулова Н.Ю. Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. - Выпускная квалификационная работа. – Екатеринбург: 2019 [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10946/2/10Sarapulova.pdf (дата обращения: 08.02.2024)
  8. Старченкова Е. Нестандартный урок: копилка необычных форматов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://repit.online/blog/post/nestandartnyj-urok.html (дата обращения: 08.04.2024)
  9. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/search.php (дата обращения: 11.04.2024)
  10. Хайрутдинова Л. М. Особенности организации досуговых мероприятий [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/17/osobennosti-organizatsii-dosugovyh-meropriyatiy (дата об-ращения: 10.01.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее