При нарушении сенсорной интеграции мозг работает неэффективно и в нём нарушено естественное течение процессов. В результате ребёнок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается на поведении и обучении. Отстаёт эмоциональное развитие.
Зачастую ребёнок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются. Также нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребёнка по-разному.
Для преодоления сенсорной интеграции необходимо использовать разнообразные упражнения.
Цель упражнений на сенсорную интеграцию — это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой. Упражнения могут использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком-либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции. Так и в комплексе, направленные на общую суммацию сенсорных стимулов.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребёнку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности гиперактивного ребёнка можно во время занятия укрыть утяжелённым пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребёнка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжелённую подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребёнка.
При высокой сенсорной чувствительности:
- всегда предупреждать ребёнка, что до него собираются прикоснуться, приближаться к нему только спереди;
- постепенно знакомить детей с различными текстурами;
- используются игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжёлые предметы, прыгать;
- ощупывать руками разные поверхности, ходить по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами;
В работе для преодоления тактильной дисфункции используются традиционные виды сенсорных игр, такие как:
- игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом;
- игры с песком, природным материалом;
- игры с тканями и бумагой;
- игры с сенсорными баночками;
- игры со стеклянными шариками, гидрогелем.
Все описанные игры дают ребёнку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорное восприятие. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребёнка.
Вестибулярная дисфункция.
При высокой сенсорной чувствительности необходимо разделять деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки для обозначения финишной линии.
При низкой сенсорной чувствительности:
- поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы - лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;
- использовать традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);
- применять на занятиях игры с большим мячом (фитболом);
- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.
Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве организационных моментов или динамических пауз.
Проприоцептивная дисфункция.
При низкой сенсорной чувствительности:
- размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;
- обозначать границы с помощью яркого скотча на полу;
- прививать правило «вытянутой руки» для других людей.
При высокой сенсорной чувствительности:
- использовать все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.
Также можно использовать такие упражнения:
- поочерёдные движения правой и левой руки;
- синхронные движения обоих рук;
- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
- учить детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
Обонятельная дисфункция.
При низкой сенсорной чувствительности рекомендуется применение ароматерапии и веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов.
При высокой сенсорной чувствительности рекомендуется использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей.
Специальные упражнения по привлечению внимания ребёнка к дифференциации запахов:
- игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с проведением гигиенических процедур: запахи мыла, шампуня, пены, зубной пасты, ароматизированных салфеток, крема, лосьона т.д.;
- игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с приёмом пищи: ароматы принимаемой пищи, жидкостей;
- игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с приемом лекарственных средств;
- игры и упражнение на развитие обоняния с помощью эфирных масел;
- игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений с использованием растений.
Зрительная дисфункция.
К дидактическим играм для коррекции зрительной дисфункции у детей с ОВЗ относятся:
- игры, формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приёмам классификации, сериации, дифференциации по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действительности на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различных сенсорных анализаторов;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации.
Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Найди путь исследования».
В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки, дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах класса, на столе, в шкафу, использование звучащих мячей погремушек, бубнов стимулируют двигательную активность ребёнка.
Слуховая дисфункция.
Приёмы коррекционной работы по развитии слухового восприятия у детей с ОВЗ:
- привлечение внимания к звучащему предмету;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний;
- знакомство с характером звучащих предметов;
- определение местонахождения и направленности звука;
- различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
- запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;
- выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;
- реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;
- совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.
Вкусовая дисфункция.
Пример дидактических игр, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений:
«Определи на вкус». Ребёнок с завязанными глазами кончиком языка пробует солёный огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
«Вкусовые банки» Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, солёный, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребёнок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнаёт, что жидкости бывают различного вкуса.
Использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их применение максимально востребованным:
- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребёнка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Список литературы
- Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006
- Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
- Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
- Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
- Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуздидактика» 2006