Критерии оценки технической подготовленности в спортивной специализации амплуа голкипера у юных хоккеистов

Критерии оценки технической подготовленности в спортивной специализации амплуа голкипера у юных хоккеистов

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

175

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 17.12.2023

Поделиться

Исследовательская работа посвящена одному из ключевых вопросов в практике спортивной тренировки – созданию эффективной технологии построения тренировочного процесса вратарей в хоккее с шайбой на этапе спортивной специализации. Особое внимание уделено методическим особенностям и организационным формам построения тренировочных занятий вратарей в хоккее на этапе спортивной специализации.

Рекомендации для лиц, проходящих спортивную подготовку, с учетом спортивной специализации (вратарь, защитник, нападающий) основаны на общих и специальных закономерностях построения тренировочного процесса. Иными словами, эффективность тренировочного процесса определяется двумя важными составляющими: закономерностями адаптации к психофизиологическим воздействиям и современными методическими принципами и технологиями построения спортивной тренировки в хоккее.

При построении тренировочного процесса хоккеистов с учетом спортивной специализации необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • на этапе начальной подготовки должны использоваться средства и методы, обеспечивающие приоритет универсализации хоккеистов над специализацией, исключение составляет спортивная подготовка вратарей;
  • специализация вратарей начинается с этапа начальной подготовки, с каждым новым сезоном в тренировочном процессе увеличивается объем специализированных средств подготовки;
  • 20 определение амплуа и специализации хоккеистов рекомендуется начинать с 11-12-летнего возраста;
  • установлено, что с 11-12 до 15 лет антропометрические параметры (масса тела, рост, длина конечностей) оказывают влияние на выбор специализации – защитники обладают более высокими показателями длины конечностей, массы, роста, массово-ростового индекса;
  • после 15 лет антропометрические показатели хоккеистов отходят на второй план и уступают место специфическим качествам, определяющим эффективность соревновательной деятельности – оперативности мышления, технической оснащенности, тактической и теоретической подготовленности, психологической устойчивости, игровому интеллекту.

Очевидно, что преимущество одного хоккеиста над другим достигается при более высоком уровне «игровых» качеств и при соответствующем уровне специальной физической подготовленности. Начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства в тренировочный процесс хоккеистов должны включаться упражнения, обеспечивающие техническую, тактическую, а также интегральную подготовку с учетом амплуа.

Применительно к физической подготовке необходимо отметить, что для защитников акцент должен делаться на повышении силовых возможностей. Для нападающих в большей степени необходимы упражнения скоростносиловой направленности. В то же время, принимая во внимание тенденции универсализации соревновательной деятельности в хоккее, необходим рациональный подход к выбору тренировочных средств, принимающий во внимание индивидуальные особенности хоккеиста.

Организация тренировочного процесса включает в себя обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке в порядке и на условиях, устанавливаемых локальными актами учреждения.

Оценка общей физической подготовленности

1. Бег 30 м с высокого старта по звуковому сигналу, направлен на оценку скоростных качеств. Регистрируется и оценивается время пробегания 30-метрового отрезка (с) (даются 2 попытки).

2. Пятикратный прыжок в длину с места направлен на оценку скоростно-силовых качеств. Первый прыжок выполняется толчком двух ног от стартовой линии с последующим приземлением на одну ногу. Второй, третий, четвертый и пятый прыжки выполняются толчками одной ноги, при этом после пятого толчка спортсмен приземляется на две ноги. Оценивается результат по длине пятикратного прыжка в метрах (даются две попытки).

  1. Бег 400 м  направлен на оценку скоростной выносливости. Выполняется с высокого старта по звуковому сигналу. Регистрируется и оценивается время пробегания (с).
  2. Подтягивание на перекладине. Тест направлен на оценку силовых качеств мышц плечевого пояса и рук. Из и.п. вис на перекладине хватом кистями рук сверху, йоги вместе. Выполняется путем сгибания и разгибания рук в локтевом и плечевом суставах, при этом при сгибании подбородок должен быть выше перекладины, а ноги прямые и вместе. Оценивается количество раз.
  3. Приседание со штангой. Тест направлен на оценку силовых качеств мышц ног. Из исходного положения штанга весом, равным весу собственного тела хоккеиста, находится на плечах. Выполняется возможно глубокий присед с последующим выпрямлением ног. Оценивается по количеству приседаний.
  4. Бег 3000 метров направлен на оценку общей выносливости. Оценивается время (мин).

Оценка специальной физической и технической подготовленности

  1. Бег 30 м на коньках. Оцениваются специальные скоростные качества (с).
  2. Бег на коньках челночный в стойке вратаря Челночный бег 6x9 м. Направлен на оценку специальной выносливости и специальных скоростно-силовых качеств. Тест выполняется в движении по "коридору" шириной 2,5 м, обозначенному стойками. Хоккеист по сигналу стартует с линии ворот, после прохождения отрезка 54 м на противоположной линии ворот выполняет поворот, касание крюком клюшки лицевого борта и бег в обратном направлении. Финиш после прохождения пятого отрезка. Регистрируется суммарное время прохождения 5-ти отрезков в момент пересечения линии ворот (с).
  3. Бег на коньках по малой восьмерке лицом и спиной вперед в стойке вратаря.

Тест направлен на оценку техники передвижении на коньках и специальной физической подготовленности. При выполнении теста хоккеист стартует с уса окружности крайней точки вбрасывания шайбы. Осуществляет бег по малой восьмерке лицом вперед, затем на стартовой отметке делает поворот на 180° и проходит восьмерку спиной вперед, финишируя на линии старта. Даются две попытки, оценивается время выполнения теста (с) и техника передвижения.

4. Обводка пяти стоек с последующим броском в ворота (Рис. 2). Тест направлен на оценку техники ведения, обводки и завершающего броска шайбы в ворота и проводится следующим образом. Старт и ведение шайб с линии ворот, в средней зоне обводка пяти стоек, расположенных на прямой линии на расстоянии 4,5 м друг от друга. После обводки пятой стойки выполняется завершающий бросок в ворота, при этом шайба должна пересечь линию ворот надо льдом и в тот момент регистрируется время выполнения теста (с). На выполнение теста даются три попытки.

Рисунок 1. Обводка стоек.

5. Броски шайбы в ворота с места в 7-ми метрах от ворот, разделенных на 4 квадрата. Оценивается техника, точность, сила и быстрота выполнения. Всего хоккеист выполняет 10 бросков, 6 из которых с удобного хвата и 4 с неудобного. Оценивается в баллах и времени (с). Шайба, не попавшая в заданный квадрат, не засчитывается.

Точнее и более объективно можно оценить уровень технико-тактической подготовленности на основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью хоккеистов с использованием четырехрядной шкалы оценок.

Список литературы

  1. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. Физическая подготовка: Скорость. // Вестник Федерации хоккея России. 2015. №2. С.55-60.
  2. Баранов П.Ф. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. - Минск: Вышэйшая школа, 1974. - 94 с.
  3. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. / Пособие для тренеров - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 206 С., ил.
  4. Букатин А.Ю., Колузганов В.М., Иванов В.П. Начальное обучение юных хоккеистов./ Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 231 с.
  5. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. / Пособие для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 224 С., ил.
  6. Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 224 с.
  7. Гусев А.С., Сергеев Ю.П. Анатомия. С основами гистологии и эмбриологии. - М.: Медицина, 1970. - 296 С., 6 л. ил.
  8. Гущин С.Н. Мы играем в хоккей. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. - 138 с.
  9. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 558 С., ил.
  10. Волков В.С., Кореньков К.В., Зубков В.С. Подготовка вратарей.
  11. Этап начальной подготовки 7-10 лет: учеб. пособие. СПб.: НГУ им. П.Ф.
  12. Лесгафта, Академия хоккея, 2013. 188 с.
  13. Волков В.С., Кореньков К.В., Зубков В.С. Подготовка вратарей.
  14. Зайцев, В. К. Теория и практика профессионального спорта. Функционально-силовая подготовка хоккеистов / В. К. Зайцев, А. Н. Филиппенко. — М., 2001. — 151 с.
  15. Ишматов, Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Ишматов. — СПб. : Акад. хоккея, 2006. — 45 с.
  16. Мудрук, А. В. Оценка и регистрация индивидуальных технико-тактических действий хоккеистов : учеб. пособие / А. В. Мудрук. — Омск : СибГУФК, 1998. — 15 с.
  17. Никонов, Ю. В. Соотношение объёмов тренировочных заданий различной интенсивности при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Никонов. — Минск, 1988. — 23 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее