Рекомендации для лиц, проходящих спортивную подготовку, с учетом спортивной специализации (вратарь, защитник, нападающий) основаны на общих и специальных закономерностях построения тренировочного процесса. Иными словами, эффективность тренировочного процесса определяется двумя важными составляющими: закономерностями адаптации к психофизиологическим воздействиям и современными методическими принципами и технологиями построения спортивной тренировки в хоккее.
При построении тренировочного процесса хоккеистов с учетом спортивной специализации необходимо учитывать следующие рекомендации:
- на этапе начальной подготовки должны использоваться средства и методы, обеспечивающие приоритет универсализации хоккеистов над специализацией, исключение составляет спортивная подготовка вратарей;
- специализация вратарей начинается с этапа начальной подготовки, с каждым новым сезоном в тренировочном процессе увеличивается объем специализированных средств подготовки;
- 20 определение амплуа и специализации хоккеистов рекомендуется начинать с 11-12-летнего возраста;
- установлено, что с 11-12 до 15 лет антропометрические параметры (масса тела, рост, длина конечностей) оказывают влияние на выбор специализации – защитники обладают более высокими показателями длины конечностей, массы, роста, массово-ростового индекса;
- после 15 лет антропометрические показатели хоккеистов отходят на второй план и уступают место специфическим качествам, определяющим эффективность соревновательной деятельности – оперативности мышления, технической оснащенности, тактической и теоретической подготовленности, психологической устойчивости, игровому интеллекту.
Очевидно, что преимущество одного хоккеиста над другим достигается при более высоком уровне «игровых» качеств и при соответствующем уровне специальной физической подготовленности. Начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства в тренировочный процесс хоккеистов должны включаться упражнения, обеспечивающие техническую, тактическую, а также интегральную подготовку с учетом амплуа.
Применительно к физической подготовке необходимо отметить, что для защитников акцент должен делаться на повышении силовых возможностей. Для нападающих в большей степени необходимы упражнения скоростносиловой направленности. В то же время, принимая во внимание тенденции универсализации соревновательной деятельности в хоккее, необходим рациональный подход к выбору тренировочных средств, принимающий во внимание индивидуальные особенности хоккеиста.
Организация тренировочного процесса включает в себя обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке в порядке и на условиях, устанавливаемых локальными актами учреждения.
Оценка общей физической подготовленности
1. Бег 30 м с высокого старта по звуковому сигналу, направлен на оценку скоростных качеств. Регистрируется и оценивается время пробегания 30-метрового отрезка (с) (даются 2 попытки).
2. Пятикратный прыжок в длину с места направлен на оценку скоростно-силовых качеств. Первый прыжок выполняется толчком двух ног от стартовой линии с последующим приземлением на одну ногу. Второй, третий, четвертый и пятый прыжки выполняются толчками одной ноги, при этом после пятого толчка спортсмен приземляется на две ноги. Оценивается результат по длине пятикратного прыжка в метрах (даются две попытки).
- Бег 400 м направлен на оценку скоростной выносливости. Выполняется с высокого старта по звуковому сигналу. Регистрируется и оценивается время пробегания (с).
- Подтягивание на перекладине. Тест направлен на оценку силовых качеств мышц плечевого пояса и рук. Из и.п. вис на перекладине хватом кистями рук сверху, йоги вместе. Выполняется путем сгибания и разгибания рук в локтевом и плечевом суставах, при этом при сгибании подбородок должен быть выше перекладины, а ноги прямые и вместе. Оценивается количество раз.
- Приседание со штангой. Тест направлен на оценку силовых качеств мышц ног. Из исходного положения штанга весом, равным весу собственного тела хоккеиста, находится на плечах. Выполняется возможно глубокий присед с последующим выпрямлением ног. Оценивается по количеству приседаний.
- Бег 3000 метров направлен на оценку общей выносливости. Оценивается время (мин).
Оценка специальной физической и технической подготовленности
- Бег 30 м на коньках. Оцениваются специальные скоростные качества (с).
- Бег на коньках челночный в стойке вратаря Челночный бег 6x9 м. Направлен на оценку специальной выносливости и специальных скоростно-силовых качеств. Тест выполняется в движении по "коридору" шириной 2,5 м, обозначенному стойками. Хоккеист по сигналу стартует с линии ворот, после прохождения отрезка 54 м на противоположной линии ворот выполняет поворот, касание крюком клюшки лицевого борта и бег в обратном направлении. Финиш после прохождения пятого отрезка. Регистрируется суммарное время прохождения 5-ти отрезков в момент пересечения линии ворот (с).
- Бег на коньках по малой восьмерке лицом и спиной вперед в стойке вратаря.
Тест направлен на оценку техники передвижении на коньках и специальной физической подготовленности. При выполнении теста хоккеист стартует с уса окружности крайней точки вбрасывания шайбы. Осуществляет бег по малой восьмерке лицом вперед, затем на стартовой отметке делает поворот на 180° и проходит восьмерку спиной вперед, финишируя на линии старта. Даются две попытки, оценивается время выполнения теста (с) и техника передвижения.
4. Обводка пяти стоек с последующим броском в ворота (Рис. 2). Тест направлен на оценку техники ведения, обводки и завершающего броска шайбы в ворота и проводится следующим образом. Старт и ведение шайб с линии ворот, в средней зоне обводка пяти стоек, расположенных на прямой линии на расстоянии 4,5 м друг от друга. После обводки пятой стойки выполняется завершающий бросок в ворота, при этом шайба должна пересечь линию ворот надо льдом и в тот момент регистрируется время выполнения теста (с). На выполнение теста даются три попытки.
Рисунок 1. Обводка стоек.
5. Броски шайбы в ворота с места в 7-ми метрах от ворот, разделенных на 4 квадрата. Оценивается техника, точность, сила и быстрота выполнения. Всего хоккеист выполняет 10 бросков, 6 из которых с удобного хвата и 4 с неудобного. Оценивается в баллах и времени (с). Шайба, не попавшая в заданный квадрат, не засчитывается.
Точнее и более объективно можно оценить уровень технико-тактической подготовленности на основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью хоккеистов с использованием четырехрядной шкалы оценок.
Список литературы
- Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. Физическая подготовка: Скорость. // Вестник Федерации хоккея России. 2015. №2. С.55-60.
- Баранов П.Ф. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. - Минск: Вышэйшая школа, 1974. - 94 с.
- Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. / Пособие для тренеров - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 206 С., ил.
- Букатин А.Ю., Колузганов В.М., Иванов В.П. Начальное обучение юных хоккеистов./ Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 231 с.
- Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. / Пособие для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 224 С., ил.
- Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 224 с.
- Гусев А.С., Сергеев Ю.П. Анатомия. С основами гистологии и эмбриологии. - М.: Медицина, 1970. - 296 С., 6 л. ил.
- Гущин С.Н. Мы играем в хоккей. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. - 138 с.
- Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 558 С., ил.
- Волков В.С., Кореньков К.В., Зубков В.С. Подготовка вратарей.
- Этап начальной подготовки 7-10 лет: учеб. пособие. СПб.: НГУ им. П.Ф.
- Лесгафта, Академия хоккея, 2013. 188 с.
- Волков В.С., Кореньков К.В., Зубков В.С. Подготовка вратарей.
- Зайцев, В. К. Теория и практика профессионального спорта. Функционально-силовая подготовка хоккеистов / В. К. Зайцев, А. Н. Филиппенко. — М., 2001. — 151 с.
- Ишматов, Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Ишматов. — СПб. : Акад. хоккея, 2006. — 45 с.
- Мудрук, А. В. Оценка и регистрация индивидуальных технико-тактических действий хоккеистов : учеб. пособие / А. В. Мудрук. — Омск : СибГУФК, 1998. — 15 с.
- Никонов, Ю. В. Соотношение объёмов тренировочных заданий различной интенсивности при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Никонов. — Минск, 1988. — 23 с.