Введение
Самолетные радиолокационные ответчики предназначены для формирования и автоматической передачи информации с борта ВС, необходимой для АС УВД, в ответ на запросные сигналы, излучаемые наземными или бортовыми вторичными радиолокаторами.
Рис. 1 Внешний вид пульта самолетного ответчика СО-72М
Принцип работы
Бортовой радиолокационный ответчики анализируют принятый запросный сигнал и автоматически вырабатывает ответный сигнал, содержащий небольшую информацию о номере, либо о барометрической высоте, либо об остатке топлива на борту, в зависимости от запросного сигнала.
Содержание ответной информации определяется установленным режимом работы ответчика и видом запросных сигналов, которые излучаются в определенной последовательности наземным или бортовым устройством вторичной радиолокации.
В настоящее время в эксплуатации находятся ответчики разных типов, как отечественные, так и зарубежные.
Виды ответчиков
В зависимости от функционала, самолетные ответчики подразделяются на три типа: ответчики для управления воздушным движением (СО для УВД), ответчики для государственного распознавания и комбинированные ответчики.
Будучи активными, самолетные радиолокационные ответчики повышают точность локализации ВС наземными локаторами по сравнению с использованием пассивного ответа.
Режимы работы
Режим А
Запрашивается информация о присвоенному ВС в текущее время коде ICAO
(squawk).
Режим С
Запрашивается информация о текущей барометрической высоте полета ВС в футах, измеренной по стандартному давлению.
Режим А+С
Ответ кода транспондера в режиме А может быть дополнен ответом на давление по высоте, который затем называется режимом работы C.
Режим S
Ответчик с режимом S отвечает, только тогда, когда запрашивают именно его. Режим S работает постоянно и один-два раза в секунду на отведенной частоте передает в эфир информационную посылку - сквиттер, который содержит код ВС. Сквиттер позволяет обнаружить ВС.
Обращаясь к ответчику по указанному им номеру, радиолокатор может запросить у него дополнительную информацию. При этом ответчики с режимом S, находящихся поблизости других ВС, не отвечают и не мешают.
Информация, которую можно запросить включает опознавательный номер, фазу полета, барометрическую высоту.
Также существует режим S с расширенным сквиттером, который, не дожидаясь запроса, передает в эфир не только номер, но и остальную информацию о ВС: координаты, магнитный курс, скорость, вертикальную скорость, углы крена и тангажа, путевой угол, путевую скорость, заданную высоту эшелона.
Рис. 2 Пульт типового ответчика для ВС иностранного производства
Вывод
В заключение, радиолокационные ответчики на самолетах играют критическую роль в обеспечении эффективной связи и координации между воздушными судами и службами управления воздушным движением. Благодаря этим устройствам, необходимая информация автоматически передается в ответ на запросы, что позволяет контролировать воздушное пространство и обеспечивать безопасность полетов.
Список литературы
- Кучерявый А.А. Авионика. – СПб, Лань, 2016. – 452 с.
- Кульчицкий, В. К. Авиационная электросвязь : учебное пособие / Санкт-Петербург : СПбГУ ГА, 2018. — 208 с.
- Сарайский Ю. Н., Липин А. В., Либерман Ю. И. Аэронавигация. Ч. II. Радионавигация в полете по маршруту: Учебное пособие. /СПбГУ ГА. Санкт- Петербург, 2013. 383 с.
- Н. Г. Зизевский. Радиооборудование воздушных судов : учеб. пособие 2-е изд., доп. – Ульяновск : УИ ГА, 2016. – 181 с.