АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БОРТОВЫЕ ОТВЕТЧИКИ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БОРТОВЫЕ ОТВЕТЧИКИ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ

В данной статье рассмотрен самолетный радиолокационный ответчик, принцип его работы, назначение и виды.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 04.12.2023

Поделиться

Введение

Самолетные радиолокационные ответчики предназначены для формирования и автоматической передачи информации с борта ВС, необходимой для АС УВД, в ответ на запросные сигналы, излучаемые наземными или бортовыми вторичными радиолокаторами.

Рис. 1 Внешний вид пульта самолетного ответчика СО-72М

Принцип работы

Бортовой радиолокационный ответчики анализируют принятый запросный сигнал и автоматически вырабатывает ответный сигнал, содержащий небольшую информацию о номере, либо о барометрической высоте, либо об остатке топлива на борту, в зависимости от запросного сигнала.

Содержание ответной информации определяется установленным режимом работы ответчика и видом запросных сигналов, которые излучаются в определенной последовательности наземным или бортовым устройством вторичной радиолокации.

В настоящее время в эксплуатации находятся ответчики разных типов, как отечественные, так и зарубежные.

Виды ответчиков

В зависимости от функционала, самолетные ответчики подразделяются на три типа: ответчики для управления воздушным движением (СО для УВД), ответчики для государственного распознавания и комбинированные ответчики.

Будучи активными, самолетные радиолокационные ответчики повышают точность локализации ВС наземными локаторами по сравнению с использованием пассивного ответа.

Режимы работы
 

Режим А
Запрашивается информация о присвоенному ВС в текущее время коде ICAO

(squawk).

Режим С

Запрашивается информация о текущей барометрической высоте полета ВС в футах, измеренной по стандартному давлению.

Режим А+С

Ответ кода транспондера в режиме А может быть дополнен ответом на давление по высоте, который затем называется режимом работы C.

Режим S

Ответчик с режимом S отвечает, только тогда, когда запрашивают именно его. Режим S работает постоянно и один-два раза в секунду на отведенной частоте передает в эфир информационную посылку - сквиттер, который содержит код ВС. Сквиттер позволяет обнаружить ВС.

Обращаясь к ответчику по указанному им номеру, радиолокатор может запросить у него дополнительную информацию. При этом ответчики с режимом S, находящихся поблизости других ВС, не отвечают и не мешают.
Информация, которую можно запросить включает опознавательный номер, фазу полета, барометрическую высоту.

Также существует режим S с расширенным сквиттером, который, не дожидаясь запроса, передает в эфир не только номер, но и остальную информацию о ВС: координаты, магнитный курс, скорость, вертикальную скорость, углы крена и тангажа, путевой угол, путевую скорость, заданную высоту эшелона.

Рис. 2 Пульт типового ответчика для ВС иностранного производства

Вывод

В заключение, радиолокационные ответчики на самолетах играют критическую роль в обеспечении эффективной связи и координации между воздушными судами и службами управления воздушным движением. Благодаря этим устройствам, необходимая информация автоматически передается в ответ на запросы, что позволяет контролировать воздушное пространство и обеспечивать безопасность полетов.

Список литературы

  1. Кучерявый А.А. Авионика. – СПб, Лань, 2016. – 452 с.
  2. Кульчицкий, В. К. Авиационная электросвязь : учебное пособие / Санкт-Петербург : СПбГУ ГА, 2018. — 208 с.
  3. Сарайский Ю. Н., Липин А. В., Либерман Ю. И. Аэронавигация. Ч. II. Радионавигация в полете по маршруту: Учебное пособие. /СПбГУ ГА. Санкт- Петербург, 2013. 383 с.
  4. Н. Г. Зизевский. Радиооборудование воздушных судов : учеб. пособие 2-е изд., доп. – Ульяновск : УИ ГА, 2016. – 181 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary