Введение
Проблематика жизнестойкости личности довольно широко представлена во многих исследованиях. Отдельной частью проблемы жизнестойкости является ее изучение как ресурса преодоления стресса и профессионального выгорания. Влияние выгорания разной степени испытывают люди в разных сферах деятельности.
Жизнестойкость является системой убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Существует три относительно независимых компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска.
Вовлеченность, контроль и принятие риска развиваются с детства и частично в подростковом периоде, но их возможно развить и позже. Способность развития сильно зависит от взаимоотношений в семье. Необходимы такие вещи, как способность поддержать ребенка, показать, как сильно его любят, что родители одобряют его выбор в жизнь. Особую роль играет разнообразие среды.
Мадди говорит о важности выраженности трех частей для поддержания здоровья и работоспособности.
Жизнестойкость помогает активно преодолевать трудности. За счет жизнестойкости стимулируется забота о здоровье (спорт, здоровое питание и т.д.), благодаря чему стресс, который испытывает человек, не перерастает в хронический и не приводит к психосоматике.
Методы исследования
1. Теоретические (анализ литературных источников, сравнение, классификация);
2. Эмпирические (опрос, анкетирование):
– Опросник профессиональной жизнестойкости Морено Джименез;
– Опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» разработан Зотовой О. А..
3. Методы математической статистки: корреляционный анализ, анализ значимости различий, факторный анализ и обработка данных проводилась при помощи программы SPSS.
Исследование проводилось на базе ФГБУ «Поликлиника № 1».
Выборка среди испытуемых составила 10 человек в возрасте от 27 до 48 лет, все респонденты.
Результаты исследования
В исследовании профессиональной жизнестойкости нами был применен «Опросник профессиональной жизнестойкости» (Occupational Hardiness Questionnaire) Морено Джименез и соавторов.
Опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» разработан Зотовой О. А.
Описательные статистики
|
Вызов |
Контроль |
Обязательство |
Возраст |
Мин |
12 |
13 |
9 |
27 |
Макс |
19 |
18 |
16 |
48 |
сред |
14,7 |
16,2 |
13,8 |
37,1 |
Станд. Откл. |
2,45 |
1,75 |
2,10 |
8,01 |
Корреляции
|
Возраст |
Вызов |
Контроль |
Обязательство |
Возраст |
1,000 |
0,545 |
0,228 |
0,326 |
Вызов |
0,545 |
1,000 |
0,714 |
0,376 |
Контроль |
0,228 |
0,714 |
1,000 |
0,496 |
Обязательство |
0,326 |
0,376 |
0,496 |
1,000 |
На основании предоставленных данных, можем видеть наличие положительной линейной корреляции между шкалами Вызов и Контроль и шкалами Обязательство и Контроль. Факт наличия корреляций между соответствующими шкалами опросника профессиональной жизнестойкости был доказан при его разработке. Исследование, которое проведено, подтверждает вывод о наличии корреляций между шкалами вызова, контроля и обязательства.
Суммарное количество баллов, набранных респондентами по методике «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности».
Возраст |
Сумма |
Интерпретация результатов |
28 |
+4 |
Потребность в безопасности удовлетворена |
36 |
+4 |
Потребность в безопасности удовлетворена |
43 |
+3 |
Потребность в безопасности удовлетворена |
47 |
+10 |
Потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени |
27 |
+11 |
Потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени |
45 |
0 |
Потребность в безопасности удовлетворена частично |
30 |
+6 |
Потребность в безопасности удовлетворена |
33 |
+3 |
Потребность в безопасности удовлетворена |
48 |
+10 |
Потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени |
49 |
+10 |
Потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени |
На основании результатов, которые получили, можем сделать следующий вывод: у всех респондентов потребность в безопасности удовлетворена.
Заключение
После того, как удовлетворяются физиологические потребности на их место в жизни человека встают те, которые мы можем объединить в категорию безопасности.
Уровень безопасности всегда являлся устойчивым показателем состояния общества. Когда люди обсуждают, что опасно, а что безопасно, отражается всегда самосознание, преобладающие ценностные ориентации.
На основании предоставленных данных, можем видеть наличие положительной линейной корреляции между шкалами вызов и контроль и шкалами обязательство и контроль.
Врачи, участвующие в исследовании, показали высокий уровень удовлетворенности потребности в безопасности.
Для поддержания удовлетворенности в безопасности необходимо:
-Помогать врачам соблюдать нормы, позволяющие им укреплять физическое и психологическое здоровье;
-создавать дружелюбную атмосферу в коллективе.
Список литературы
- Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492350.
- Байкова, Л. А. Научные исследования в профессиональной деятельно-сти психолого-педагогического направления: учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11248-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495550.
- Леньков, С. Л. Статистические методы в психологии: учебник и прак-тикум для вузов / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова. — 3-е изд., испр. и доп. — Мо-сква: Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11061-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495037. Дополнительная литература
- Высоков, И. Е. Математические методы в психологии: учебник и прак-тикум для вузов / И. Е. Высоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изда-тельство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11806-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489340.
- Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1. учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 280 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04325-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490990.
- Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 2.: учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04327-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490991.