В дополнительном образовании (ДО), не предполагающем профессионального обучения, занятия зачастую проводятся в групповой форме. Так как каждый обучающийся имеет определенные способности и индивидуальные особенности, требуется четко выраженный индивидуальный подход. В данном случае хорошим подспорьем выступают современные технологии.
В данной статье рассмотрены следующие современные технологии в обучении:
- интерактивная табулатура;
- использование облачного хранилища (например, Google Диск), QR коды;
- общение непосредственно с детьми в групповых чатах в популярных мессенджерах (например, ВКОНТАКТЕ, WhatsApp, Viber).
Табулатура – это схематический способ записи нот. Есть 6 линий, обозначающих струны, на линиях пишутся цифры, которые определяют, на каком ладу нужно зажать струну прежде, чем её сыграть (например, цифра 1 на пятой линии означает, что нужно зажать пятую струну на первом ладу, цифра 0 – открытая струна). Широкое распространение получили, так называемые, интерактивные табулатуры – это обычная табулатура, но её можно воспроизвести и послушать, наблюдая за нотами, что упрощает понимание мелодии и ритмики.
Сейчас даже не обязательно покупать, скачивать и устанавливать специальное ПО (Guitar Pro) для компьютера или смартфона, чтобы воспользоваться интерактивной табулатурой. Существуют различные сайты, на которых можно воспроизвести ту или иную табулатуру: songsterr.com, ultimate-guitar.com.
Однако в процессе обучения не всегда используется оригинал композиции, иногда требуется упростить или, наоборот, разнообразить произведение. Чтобы записать табулатуру своей аранжировки, педагогу всё-таки потребуется ПО, но дети также смогут воспроизвести табулатуру, ничего не скачивая. В этом поможет сайт akkordus.ru.
Во время разучивания композиции детям необходимо играть свои партии под аудиозапись, чтобы понять и запомнить мелодию, ритм, темп, расставить ориентиры (например, когда вступать). Нередко в процессе создания аранжировки добавляются и меняются партии, тональность, что делает игру под оригинал невозможной. Чтобы решить эту проблему, педагогу понадобится лишь компьютер с выходом в Интернет, наушники и смартфон с диктофоном.
Порядок действий:
- подключить наушники к компьютеру, надеть их, включить на компьютере метроном;
- включить диктофон, записать партию;
- перенести аудиозапись партии на компьютер любым удобным способом (отправить себе на электронную почту или через USB-провод);
- в случае, если партий две и больше:
- включить первую партию на компьютере, записать вторую и последующие партии на диктофон отдельными записями;
- перенести записи на компьютер;
- совместить записи партий, используя любой доступный видео- или аудиоредактор;
5. зарегистрироваться/авторизоваться в облачном хранилище, загрузить туда получившийся итоговый файл;
6. открыть доступ по ссылке к файлу в облачном хранилище, скопировать ссылку на файл;
7. поделиться ссылкой с обучающимися.
Также весьма полезной может оказаться разработка дидактического материала – сборника песен, табулатур и/или нот. Для этого потребуется компьютер с Microsoft Office Word, принтер, бумага для печати, скобы для степлера, пинцет, швейная игла.
Сначала следует определиться с репертуаром. Например: можно взять 6 песен для закрепления простейших ритмических рисунков – боев и переборов четвёрка, шестёрка и восьмёрка. Порядок песен определить от более легкой к более сложной. Затем выписать в отдельный документ по очереди название, схему ритмического рисунка, текст и аккорды каждой песни.
Дальнейший алгоритм действий:
- создать документ Microsoft Office Word, задать следующие параметры страницы: альбомная ориентация, текст в две колонки;
- в правой колонке титульный лист с указанием, например, названия дидактической разработки, объединения и учреждения ДО, фамилии и инициалов составителя, города, года печати (сборник будет выглядеть как тетрадь, лист бумаги загибается надвое, в следствие чего на поверхности окажется текст правой колонки (Рис. 1), каждая колонка – отдельная страница сборника);
- чтобы не было пустой середины, необходимо создать ещё минимум 8 (далее – 12, 16 и т.д.) колонок. Для этого на последней странице сборника можно добавить табулатуру/ноты какой-либо композиции в качестве дополнительных материалов – на второй странице документа, в левой колонке разместить табулатуру/ноты. Правую колонку можно оставить пустой для подписей и памятных рисунков детей, или добавить содержание сборника;
- следующая страница документа – тексты и аккорды песен. Так как сборник будет небольшой «тетрадью», необходимо использовать двустороннюю печать. В связи с этим в левой колонке 1-ая песня, в правой колонке 6-ая (последняя) (Рис. 2);
- на следующей странице документа в правой колонке уже 2-ая песня, а в левой 5-ая;
- на следующей странице документа в левой колонке 3-я песня, в правой 4-ая;
- сделать аудиозаписи всех песен. Для этого для каждой песни выполнить все шаги алгоритма по использованию облачного хранилища, кроме 7-го;
- создать QR код для каждой аудиозаписи:
- зайти на сайт qrcoder.ru;
- в поле «закодировать» выбрать «ссылку на сайт»;
- скопировать ссылку на файл с аудиозаписью песни, вставить её в поле «введите url:»;
- нажать кнопку «создать код»;
- сохранить изображение полученного QR кода;
9. под текстом и аккордами каждой песни в документе Microsoft Office Word вставить QR код, ведущий к файлу с аудиозаписью данной песни;
10. напечатать 1-ую страницу документа;
11. напечатать 2-ую страницу документа, перевернуть лист так, чтобы следующая страница напечаталась на чистой стороне (табулатура/ноты с последней страницы над 6-ой песней, пустая страница/содержание над 1-ой песней) и положить его в принтер;
12. напечатать 3-ю страницу документа;
13. напечатать 4-ую страницу документа, перевернуть лист и положить его в принтер;
14. напечатать 5-ую страницу документа;
15. согнуть каждый лист напополам и сложить их друг в друга так, чтобы получилась не скрепленная «тетрадь»;
16. пинцетом отделить от общей массы и друг от друга две скобы;
17. открыв сборник на середине, проделать сквозное отверстие в корешке сборника иглой, примерить скобу, сделать второе отверстие, вставить скобу, загнуть концы скобы по направлению друг к другу. Таким же образом вставить вторую скобу.
Преимуществами данного сборника является то, что не нужно каждый раз печатать по одной песне каждому обучающемуся, детям не надо носить с собой ворох бумаг – вместо этого один сборник. Также бывают случаи, когда по каким-то причинам нет интернета или телефона, а ноты и/или аккорды забылись. А сборник всегда под рукой – в чехле для гитары.
Помимо прочего, современные технологии позволяют не только общаться, но и обмениваться различными файлами между собой. Конечно, есть электронная почта, однако, среди детей более популярны социальные сети. Общаясь с детьми не только на занятиях, но и в мессенджерах, можно добиться лучших результатов.
Например, несколько обучающихся пропустили занятие. В чат в мессенджере можно отправлять конспект занятия, табулатуры, ссылку на аудиозапись изучаемой композиции, видео-, аудио-, текстовые сообщения с дополнительными разъяснениями, важные объявления о конкурсах или переносе занятий.
Таким образом, современные технологии упрощают процесс обучения: позволяют добиться лучших результатов в более короткие сроки; экономят время занятия, поскольку нет необходимости раздавать абсолютно все материалы – некоторые можно прислать в чат заранее, обучающиеся будут иметь к ним доступ со своих смартфонов; упрощают и ускоряют процесс формирования и развития музыкальной памяти, процесс разучивания новых произведений.
Несомненно, полезны и QR коды. Вместо того чтобы долго писать ссылку на файл, можно просто навести камеру смартфона на код, и файл тут же откроется.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Список литературы
- Аксенова С. С. Важность применения ИКТ в современной музыкальной педагогике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-3. С. 82-86.
- Белов Г. Г., Горбунова И. Б,, Горельченко А. В.. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). Методическое пособие – СПб: издательство «СМИО Пресс», 2004.
- Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов, 2007. - С. 88-90
- Смирнова О. Н. Методическая разработка на тему: «Использование компьютерных технологий в обучении школьников игре на гитаре». URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuispolzovanie-kompyuternih-tehnologiy-v-obuchenii-shkolnikov-igre-na-gitare-3977615.html (дата обращения 01.07.2021 г.)