Использование регионального компонента в формировании гражданско-патриотических качеств обучающихся при организации исследовательской деятельности

Использование регионального компонента в формировании гражданско-патриотических качеств обучающихся при организации исследовательской деятельности

Вопросы формирования гражданско-патриотических качеств человека - всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (3), Январь ‘20

Поделиться

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Обучающимся смогут прививать базовые ценности на уроках и онлайн. Будет усилена воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности.

В настоящее время, основной задачей образовательного учреждения становится раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [1, с. 349].  И здесь следует подчеркнуть особое значение Центра дополнительного образования города Искитима, работающего в системе высококвалифицированных педагогических кадров, преданных своему делу, увлечённых своей работой и творчеством. Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено в данной образовательной области за многие годы, мы пытаемся сегодня находить новые подходы к работе с детьми и подростками, более эффективно выстраиваем процесс патриотического воспитания наших обучающихся, ориентируясь на современную социально-экономическую ситуацию в стране и регионе, активно вовлекаем родителей в свою работу. Ведь наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации обучающегося, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания.

Дополнительное образование организовано на принципах свободного выбора. Оно способно постепенно, ненавязчиво и наиболее эффективно сформировать в ребёнке, такие качества, как ответственность, трудолюбие, самоорганизация, коммуникабельность, уважение к окружающим, дружелюбие и коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка [2, с. 309].

Существует большое разнообразие направлений, по которым работают педагоги нашего Центра. Среди направлений, способствующих формированию гражданско-патриотических качеств личности школьника, можно выделить социально-экономическое, которое реализуется в Экономической школе Центра дополнительного образования через исследовательскую деятельность путем:

  • ознакомления обучающихся с основами исследовательской деятельности;
  • создания коллектива единомышленников, способного решать проблемы исследовательского и гражданского характера;
  • вовлечения родителей через целевые исследовательские домашние задания, которые позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу и, как следствие, исключить глобальные семейные конфликты;
  • повышения интереса к социально-экономическим вопросам города Искитима и Новосибирской области.

Системная социально-экономическая исследовательская работа в области гражданско-патриотического воспитания ведется с обучающимися постоянно, она несет в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития ребят. Далеко не секрет, что происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, в современном обществе подростки так или иначе сталкиваются с такими понятиями как безработица, цена, затраты, инфляция, экономическая политика, экспорт, импорт; из опыта родителей, старших друзей, средств массовой информации ребята получают первичную информацию об экономических процессах, происходящих в стране и регионе. Поэтому, в современных условиях особенно важным становится внедрение в исследовательскую деятельность регионального компонента, так, например, изучаются особенности рынка труда, миграционные процессы, банковскую систему г.Искитима и Новосибирской области и многое другое.  В основе лежит работа с дополнительными источниками информации, статистическими данными и экономическими показателями, с анализом текущих экономических событий и ситуаций, с комплексным использованием ИКТ, широким использованием видеоматериалов, экскурсиями в учреждения и организации нашего города. И все это осуществляется благодаря созданному в образовательном учреждении коллективу единомышленников, способного решать проблемы исследовательского и гражданского характера.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте - вовлечение родителей в работу над исследованием. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого обучающегося свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Изучение особенностей социально-экономического развития своего города всегда вызывает огромный интерес у ребят, многие вопросы, которые были изучены ими теоретически, можно изучить на практике. Ведь подобных исследований в нашем городе не проводилось, например: ребята изучали маркетинг привлекательности территории нашего города, рассмотрели демографические барьеры экономического развития Искитима и Новосибирска, влияние кризиса на социально-экономическую ситуацию города, изучили социально-экономическую дифференциацию заемщиков как фактор развития института образовательного кредитования региона, развитие предпринимательства на территории города Искитима, проблемы выпускников учреждений профессионального образования на современном молодежном рынке труда, миграционные процессы, рассмотрели развитие жилищного ипотечного кредитования, роль супругов в формировании бюджета семьи и даже измерили уровень счастья населения нашего города.

Через участие в исследовательской деятельности реализуются личностно-значимые качества обучающихся. А исследуя те или иные вопросы, касающиеся экономики региона, в каждой работе красной нитью проходит отношение детей к населению города: сопереживание, уважение, стремление помочь, поддержать, разработать практические рекомендации. Так, например, при изучении молодежного рынка труда проанализированы официальные статистические данные Центра занятости населения г.Искитима, Филиала Новосибирского монтажного техникума и Искитимского медицинского техникума, документальные информационные источники Отдела по труду Администрации г.Искитима, а также для сравнительного анализа ситуации были использованы Internet-ресурсы. Выделив проблемы, которые стоят перед выпускниками учреждений профессионального образования, мы попытались дать рекомендации будущим выпускникам профессиональных учебных заведений. Эта информация не стала общедоступной для выпускников школ нашего города, но мы ее представили для того, чтобы они смогли оценить реальную ситуацию, происходящую на современном молодежном рынке труда. Кроме того, представление данной работы на общее обозрение граждан через публикацию в сети Internet и на классных часах ОУ города позволило оценить реальную ситуацию, происходящую на современном молодежном рынке труда, сделать правильный выбор будущей профессии. 

Использование регионального компонента в исследовательской деятельности позволило сделать вывод, о том, что обучающиеся, вовлеченные в данную деятельность, ощутившие радость познаний и достижений, чувствуют себя значимыми в нашем городе, они с уважением относятся историческому прошлому своей малой родины, стремятся решить социальные и экономические проблемы общества, в котором живут. Это ступенька в становлении гражданской позиции человека будущего своего города, региона, страны.

Список литературы

  1. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - № 10 (69). - С. 349-352. - URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/ (дата обращения: 26.01.2021).
  2. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. - С. 308-311.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary