Тенденции развития моды в России

Тенденции развития моды в России

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

164

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 30.09.2023

Поделиться

Статья посвящена теме развития моды в России. Цель исследования: проанализировать тенденции развития рынка модной индустрии в социально-культурном контексте и описать существующие инновационные решения.

Исторически Россия имела прочные связи с миром моды:  роскошная мода в царскую эпоху, обилие модных домов в дореволюционной России, мода способствовала поискам идеологии патриотизма, стремлению женщин к эмансипации. В советскую эпоху Россия имела ограниченный доступ к международным модным тенденциям. После распада Советского Союза российская индустрия моды пережила возрождение. В этот период появилось много талантливых дизайнеров, таких как Вячеслав Зайцев, открывший эпоху современной моды в России, Валентин Юдашкин, Ульяна Сергеенко. Москва и Санкт-Петербург стали центрами моды в России. Российские недели моды, такие как Mercedes-Benz Fashion Week Russia и Aurora Fashion Week, предоставляют местным дизайнерам платформу для демонстрации своих коллекций. Объём рынка моды в России на 2020 год – 1,1 трлн рублей, на 2021 – 1,85 трлн рублей.

Уход западных брендов

Крупные мировые бренды приостановили свою деятельность в России, вследствие этого шопинг стал затруднительным. Однако есть и положительные стороны, например, 2022 и 2023 года можно назвать временем возможностей для малого бизнеса в сфере моды, который имеет все шансы на развитие в нашей стране. Настало время для объединения российской модной индустрии, потому что появилась общая цель «создать своё».

Уход глянца из России

Ключевые глянцевые журналы заявили о своем уходе с российского рынка. Сейчас важную роль в формировании модного ландшафта в России играют блоггеры, инфлюэнсеры. Силой целого поколения локальных марок стало развитие продаж через социальные сети.

Почему у нас следуют трендам, а на Западе эти тренды создают?

Проблема отечественной моды заключается, во-первых, в нецентрализованности управления и отсутствии образования. Во-вторых, российская индустрия моды сталкивается с такими проблемами, как ограниченность ресурсов (сложно осуществить полный цикл производства), отсутствие инфраструктуры и трудности с получением финансирования. Отечественная продукция слабо представлена на мировых рынках, экспорт одежды растет, но недостаточными темпами.

Ключевые тенденции российской моды:

  1. Появление российских модельеров. Российские дизайнеры оставили свой след на мировой модной арене: Гоша Рубчинский, который сотрудничал с такими модными домами, как Comme des Garcons и Burberry, Vetements Демны Гвасалии, Александр Терехов, Игорь Чапурин, Вика Газинская, Расида Лакоба, Юлия Янина. На рынок вышло молодое активное поколение предпринимателей, глубоко ориентирующееся в запросах и предпочтениях ровесников. Модные бренды — 12 Storeez, Ushatava, Avgvst, Monochrome, Alena Akhmadullina — также способствуют развитию «отечественного производителя».
  2. Локализация. Индустрия моды трансформируется от глобализации к локализации и восстановлению местных экосистем. «Фабрика мира» Китай сосредоточилась на собственной индустрии моды и больше не является выгодной площадкой размещения заказов.
  3. Устойчивая мода. Как и в других странах, в России растет спрос на устойчивую и экологически чистую моду с использованием органических материалов и внедрением этических производственных практик (использование вторично переработанного сырья).
  4. Смесь традиционного и современного стилей. Традиционные русские элементы, такие как сложная вышивка, народные узоры и традиционные ткани, сочетаются с современным дизайном в русской моде, демонстрируя российское культурное наследие.
  5. Интерес к модным коллекциям ручной работы. Корпорации сотрудничают с камерными игроками, направление завоевало симпатии рынка своей социальной значимостью (обеспечение работой на местах). Бренд Alena Akhmadullina включил труд мастериц ручного вязания. Рома Уваров, Никита Калмыков тоже используют старинные ручные кружева в создании коллекций.
  6. Электронная коммерция. Как и во многих частях мира, в индустрии моды в России наблюдается сдвиг в сторону онлайн-покупок, так в 2021 году чистый оборот маркетплейса Wildberries вырос на 93% и составил 884 млрд рублей.
  7. Роботизация производства. 3D-принтеры используются в печати подошв для кроссовок, ювелирных изделий и фурнитуры для одежды.
  8. Лица российской виртуальной моды. Приложение виртуальной примерки — Cappasity; проекты цифровых инфлюенсеров — Malivar; запуск платформ продаж виртуальных коллекций — Replicant; платформы NFT-коллекций — Artisant.
  9. Использование искусственного интеллекта. ИИ используется модельерами, так как может генерировать варианты дизайна.

В заключение хочется сказать, что России необходимо продолжать развивать отечественную моду, научиться правильно позиционировать свои бренды одежды  и заниматься качественным импортозамещением.

Список литературы

  1. Седых И. А. Индустрия моды. М.: НИУ ВШЭ, 2019
  2. Жигач А. «30 fashiontech-проектов за год»: технологии в индустрии моды отвоевывают рынок в России // Деловой Петербург, 2018.
  3. https://elibrary.ru/item.asp?id=47716245
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее