Дизайн-мышление и его принципы
Под терминологическим понятием «дизайн-мышление» подразумевается комплексный и итеративный процесс, предназначенный для разработки продуктов путём полного понимания и учёта потребностей, ожиданий и контекста использования пользователей, включающий пятиэтапный цикл мышления: эмпатия, определение, идеализация, прототипирование и тестирование. Каждый из этих этапов имеет свои принципы, такие как фокус на пользователя, многоперспективность, итеративность и коллаборативность. Понимание и применение этих принципов позволяет цифровому менеджеру продукта интегрировать дизайн-мышление на различных этапах разработки продукта.
Первый этап — понимание, где участники команды, включая дизайнеров, разрабатывают глубокое понимание потребностей и проблем пользователей, проводятся исследования, собираются данные и анализируются информация, чтобы получить чёткое представление о том, что именно требуется от продукта.
Второй этап — наблюдение, на котором команда непосредственно наблюдает за пользовательским поведением и контекстом использования, через наблюдение за пользователями в реальной ситуации использования продукта, дизайнеры могут получить ценные инсайты о том, какие сложности и проблемы пользователи могут столкнуться при работе с продуктом.
Третий этап — идеализация. На этом этапе команда выполняет креативный процесс, чтобы сгенерировать множество идей, которые потенциально решают выявленные проблемы и удовлетворяют потребности пользователей, на протяжении этой фазы рождаются инновационные идеи, которые могут привести к улучшению функциональности и опыта использования продукта.
Четвёртый этап — прототипирование, предполагает создание предварительных моделей или прототипов продукта, которые помогают команде проверить и оценить их идеи в действии, а также получить обратную связь от пользователей. Они помогают дизайнерам быстро проверять итеративные изменения и оптимизировать интерфейс и функциональность продукта.
Пятый этап — тестирование. На этом этапе команда предоставляет прототипы реальным пользователям для тестирования и оценки. Этот процесс позволяет выявить слабые места или проблемы продукта с помощью обратной связи от пользователей, что в свою очередь даёт возможность внести соответствующие улучшения перед выпуском на рынок.
Основные принципы дизайн-мышления, которые объединяют все эти этапы, включают в себя эмпатию, коллаборацию, итеративность и экспериментирование. Эмпатия позволяет дизайнерам поставить себя на место пользователей, понять их потребности и проблемы. Коллаборация способствует совместной работе и обмену идеями в рамках команды для получения максимально качественного результата. Итеративность предполагает постоянное повторение этапов, при котором команда вносит корректировки и улучшения на основе обратной связи. Окружение экспериментирования позволяет команде исследовать различные возможности и пробовать нестандартные решения для достижения оптимального пользовательского опыта.
Дизайн-ориентированный подход к управлению продуктом с использованием дизайн-мышления является комплексным и интегрированным процессом, он основывается на глубоком понимании потребностей пользователей, акцентировании внимания на человеке и итеративном прототипировании и тестировании. При соблюдении ключевых принципов дизайн-мышления, компании могут достичь высокого уровня конкурентоспособности и удовлетворения клиентов.[2]
Применение дизайн-мышления на различных стадиях жизненного цикла продукта
Дизайн-мышление может быть применимо на различных стадиях жизненного цикла продукта, включая исследование рынка и конкурентов, определение требований и выявление пользовательских потребностей, разработку прототипов и тестирование. В этой фазе используются методы дизайн-мышления, такие как анализ трендов, целевой аудитории и конкурентов с целью выявления возможностей для улучшения продукта и определения уникальных позиционирований.
1 этап — определение требований и выявления пользовательских потребностей. Здесь дизайн-мышление позволяет внимательно изучить потребности пользователей, их ожидания и проблемы, используя такие инструменты, как моделирование маршрута пользователей и создание типовых персонажей. Маршрут пользователей позволяют продуктовой команде вживаться в роль пользователей и лучше понять их опыт, варианты эмоций и взаимодействие с продуктом. Создание персонажей помогает команде сформировать ясное представление о конкретных типах пользователей, их потребностях, целях и проблемах.
2 этап — разработка прототипов продукта, которая является ключевым этапом дизайн-мышления. Прототипирование предоставляет возможность команде проверить идеи и концепции в реальном времени. Здесь используются различные инструменты, такие как карта эмпатии и дизайн-студия. Карта эмпатии помогает понять потребности, проблемы и мотивации пользователей, а также их эмоциональное состояние при использовании продукта. В дизайн-студии команда проводит совместные мозговые штурмы и идеи генерируются на основе сотрудничества и коллективного творчества.
3 этап — пользовательское тестирование. Здесь прототипы продукта предоставляются реальным пользователям для получения обратной связи и оценки. Пользовательские тестирования позволяют выявить слабые места и проблемы продукта, а также предоставить команде ценные рекомендации для настройки и доработки продукта перед его выпуском на рынок.
В целом, дизайн-мышление на разных стадиях жизненного цикла продукта обеспечивает фокус на пользователя и помогает команде создавать инновационные продукты, отвечающие требованиям и потребностям пользователей и позволяет добиться улучшения пользовательского опыта и повысить конкурентоспособность продукта на рынке. [3,1]
Интеграция дизайн-ориентированных методов в управление продуктом
В контексте интеграции дизайн-ориентированных методов, дизайнеры, разработчики и менеджеры продукта должны тесно взаимодействовать и обмениваться информацией на каждом этапе разработки. Преимуществом такого подхода является синергетический эффект, при котором качества и навыки каждого участника команды компенсируют недостатки других, что в результате приводит к достижению более высоких результатов в разработке продукта. Цифровой менеджер продукта играет ключевую роль в интеграции дизайн-ориентированных методов, ему необходимо создать общую линию продукта, определить его стратегию и удостовериться, что принципы дизайн-мышления внедрены на всех этапах разработки, для этого, менеджер должен проявлять лидерские качества, умение мотивировать команду, а также обладать глубоким пониманием дизайн-процесса и его взаимосвязи с бизнес-целями продукта.
В ходе интеграции дизайн-ориентированных методов, можно использовать различные научные подходы и методологии. Например, системный анализ позволяет рассматривать продукт как сложную систему с взаимосвязанными компонентами и аспектами. Пользовательское исследование позволяет получить полное представление о потребностях, ожиданиях и предпочтениях целевой аудитории, что в свою очередь позволяет лучше адаптировать продукт к их нуждам. Эргономические исследования позволяют оптимизировать интерфейс и взаимодействие пользователя с продуктом, с учётом принципов человеческого восприятия и использования. Дополнительные подходы, такие как эвристическая оценка и нелинейное программирование, могут помочь в оптимизации процесса разработки продукта и принятии обоснованных решений. Эвристическая оценка позволяет выявлять потенциальные проблемы и улучшать производительность продукта, а нелинейное программирование позволяет оптимизировать сложные многофакторные модели, учитывая ограничения и предпочтения.[4]
Консалтинговая компания McKinsey провела исследование с целью оценки значимости дизайна для эффективного корпоративного управления. В рамках данного исследования, коллектив исследователей McKinsey предпринял многолетнее усилие, в течение пятилетнего периода, направленное на анализ дизайнерских методологий в контексте более чем трехсот публичных предприятий, функционирующих в различных географических регионах мира. Исследовательская аттестация включала в себя кропотливые интервью и анкетные опросы корпоративных служащих, включая тех, чья деятельность напрямую связана с разработкой дизайна. Более того, исследование сопровождалось обширной количественной аналитикой, собравшей более двух миллионов финансовых показателей и более ста тысяч результатов дизайн-производственной деятельности.
С использованием методологии регрессионного анализа, были выделены двенадцать основных стратегических инициатив, обладающих высокой степенью корреляции с улучшением финансовых показателей корпоративных структур. Данные инициативы были последовательно систематизированы в четыре ключевые категории, и послужили основой для разработки индекса MDI (Design-Driven Maturity Index), который функционирует как индикатор потенциала предприятия в области дизайна и его воздействия на ключевые показатели бизнес-деятельности. Индекс MDI и его взаимосвязь с финансовыми аспектами компаний были визуализированы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сравнительный анализ показателей роста дохода и прироста компании McKinsey на фоне среднеотраслевых показателей
Таким образом, проработанный алгоритм действий в области дизайна положительно воздействует на объёмы продаж и прибыльность бизнеса. McKinsey подчёркивают, насколько важно уже на начальных стадиях детально прорабатывать сервис, создавать прототипы и осуществлять тестирование различных вариантов взаимодействия с пользователем, иными словами — работать итеративно.
Заключение
Дизайн-ориентированный подход к управлению продуктом является неотъемлемой частью современной разработки цифровых продуктов. Он позволяет учесть факторы, которые влияют на восприятие и использование продукта пользователями, и, таким образом, повысить его конкурентоспособность. В итоге, применение дизайн-мышления в управлении продуктом способствует созданию качественных и инновационных цифровых продуктов и позволяет успешно реагировать на растущие потребности рынка.
Список литературы
- Альмомани Х. Н., Быстрова Т. Ю. Алгоритмы дизайн-мышления: теория и практика //Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2019. – №. 2. – С. 92-97.
- Васильева Е. В., Точилкина Т. Е. Синергия подходов дизайн-мышления и процессной трансформации //Управление. – 2020. – Т. 8. – №. 1. – С. 83-93.
- Васильева Е. В., Хисюков Э. Р. Исследование пользовательского опыта взаимодействия различных целевых аудиторий с интерфейсом портала //E-Management. – 2023. – Т. 6. – №. 2. – С. 61-72.
- Шилехина М. С. Дизайн-мышление как современный подход для создания инновационных продуктов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №. 4. – С. 181-183.
- McKinsey & Company. The Busines Value of Design. - 2018.