ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (129), Август ‘23

Дата публикации 12.08.2023

Поделиться

В данной статье рассмотрены особенности тренировочного процесса юных дзюдоистов. Актуальность статьи обусловлена необходимостью оптимального формирования физической и технической подготовки детей и подростков в спортивной дисциплине «дзюдо», так как данный аспект особенно важен для здоровья, качественного спортивного роста и развития спортивного резерва. Адаптация к современным требованиям, наряду с научно обоснованной методологией тренировки помогут создать основу для будущих спортивных достижений. В статье производится анализ биомеханических действий, так как правильно поставленный тренировочный процесс позволяет снизить травматизм в процессе тренировок у юных спортсменов. Приводятся методики, позволяющие сделать тренировку наиболее эффективной. Таким образом, выявлено, что применение оптимальных технических действий и методов тренировки способны повысить в целом эффективность занятий в спортивных школах по «дзюдо». В результате предпринятого исследования выявлено, что процесс оптимизации тренировочного процесса предполагает учет технических, но и физиологических параметров спортсмена, а также использование новейших, инновационных техник в аспекте обучения дзюдо, которые были бы способны снизить травмирование юных спортсменов.

Тренировочный процесс юных дзюдоистов нередко характеризуется некоторыми особенностями, приоритетным аспектом которых, является обеспечение оптимальногофизического и психологического развития, формирование навыков и нравственных качеств у юных спортсменов.

Рассмотрим основные особенности, которые могут возникнуть в процессе тренировок дзюдо:

- Возрастные особенности, так как тренировочный процесс дзюдоистов требует учета физиологических и психологических особенностей возраста, потому что спортсмены находятся в активном процессе роста и развития.

- Важно формировать фундаментальную разностороннюю подготовленность, включая физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку.

- Необходимо построение системы обучения, учитывающей последовательное освоение техники, тактики и стратегии в соответствии с возрастными этапами.

- Следует добиваться баланса между тренировочными нагрузками и реабилитационными мерами, чтобы избежать перетренированности и травматизма.

- Особенно важно обеспечить юным дзюдоистам доступ к качественной спортивной инфраструктуре, тренерским кадрам и необходимой экипировке.

- На более поздних этапах тренировок следует переходить к специализированной технической и тактической подготовке, подходящей для будущих соревнований.

- Требуется сбалансированный подход к увеличению интенсивности и объема тренировок с учетом развития юных спортсменов.

- Учет индивидуальных особенностей каждого спортсмена, их физических возможностей и психологических особенностей.

- Особенно важно организовать участие юных спортсменов в соревнованиях, чтобы развивать спортивные навыки и психологическую устойчивость.

- Юные дзюдоисты должны находиться в поддерживающей и позитивной атмосфере, способствующей развитию лидерских качеств, дисциплине и уважению.

На начальном этапе подготовки юных дзюдоистов основной упор делается на развитие физических, технических и моральных аспектов спорта. Важно создать прочную основу для дальнейшего развития и сформировать правильные привычки и навыки.

К основным задачам подготовительного  этапа юных дзюдоистов относятся: [3]

1. Физическая подготовка, так как юным спортсменам необходимо развивать силу, гибкость, выносливость и координацию движений, что впоследствии сможет помочь им развить силовые способности и  выполнять технику наиболее эффективно и уверенно.

2. Овладение техникой является также основополагающим моментом, так как особое внимание уделяется овладению базовым приемам дзюдо: «броски», «захваты», «дуэли». Особенно важно научить спортсменов правильной технике выполнения и пониманию механики движений.

3. Техника «Дзюдо» требует точной и детальной координации движений, а также отличного равновесия. Упражнения, направленные на улучшение и координацию с равновесием, смогут помочь юным спортсменам развить точные навыки выполнения техники. Также на данном этапе детей обучают базовым спортивным навыкам, к которым относят: «реакцию на соперника», «адаптацию к различным ситуациям на дуэли», а также «понимание тактики ведения боя». Моральные ценности, к которым относят:  уважение, честность, дисциплину, терпимость, также играют немаловажную роль, наряду с взаимоуважением к сопернику. На данном этапе спортсмены могут уже начинать  участвовать в соревнованиях. Применение на практике накопленных навыков помогает и учит справляться с эмоциональной нестабильностью и стрессом.

Работа тренеров зачастую не соответствует требуемым стандартам начальной подготовки юных спортсменов дзюдоистов. Причины такого расхождения могут быть разными. Некоторые тренеры стремятся достичь быстрых результатов, не уделяя должного внимания долгосрочной перспективе. Другие, особенно начинающие тренеры, могут не обладать достаточным практическим опытом, либо ихопыт ограничивается. Также среди тренеров можно выделить тех, кто со временем ограничивает разнообразие тренировочных заданий, используя узкоспециализированные и однообразные упражнения.

Данный аспект способен привести к нежелательным результатам, таким как:

- Ранняя специализация – дети, выполняющие интенсивные упражнения, которые не соответствуют их физическим особенностям и возрасту, что влечет за собой риски для их здоровья и долгосрочного развития.

- Преждевременная фокусировка на технической и тактической подготовке – молодые спортсмены могут быть лишены достаточного времени и возможностей для овладения необходимыми техническими и тактическими навыками, которые станут важными на более продвинутых этапах их спортивной карьеры.

Данные аспекты приводят к несоответствию между тренировочной практикой и основными принципами долгосрочной подготовки в спорте для детей. Для достижения более эффективных результатов и сбалансированного развития юных дзюдоистов требуется тщательное планирование тренировок, с учетом индивидуальных физических и возрастных особенностей, в том числе, соблюдение принципов устойчивой и долгосрочной подготовки.

Часто результатом данной тренировочной практики является то, что спортсмены  совершенно не могут достичь высших мастерских уровней [2]. Для эффективной тренерской работы необходимо постоянно внедрять и пересматривать техники и методы тренировочного процесса. Необходимо тщательно планировать весь процесс тренировки юных дзюдоистов, с применением эффективной, заранее распланированной модели ежедневной тренировки.

Модель тренировок позволяет выявить ориентиры учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, оптимизировать учебную программу и долгосрочный план спортивной подготовки, и повысить эффективность деятельности спортивных школ дзюдо. [4].

Разработанная модель ведения тренировочного процесса юных дзюдоистов представляет собой  перспективное направление в спорте, которое помогает добиться в результате поставленных достижений. (рис. 1)

Из огромного числа средств, которые относятся к специальной и физической подготовке, с использованием технико-тактических методов, наряду с восстановительными процедурами, можно выделить наиболее действенные и оптимальные подходы, способствующие перспективной разработке модели занятий дзюдо.

В спортивных школах дзюдо как правило существует 2 подготовительных этапа – начальный этап, который занимает от двух до трех лет, и в том числе учебно-тренировочный этап – на протяжении 4-5 лет, который включает в себя разнообразные элементы обучения, тренировок и игровых моментов. Данный этап направлен на углубление знаний и навыков, развитие физической подготовки и формирование спортивных качеств. На нем продолжается углубленное изучение базовых и дополнительных техник дзюдо, юным дзюдоистам предоставляется возможность улучшать свою технику, осваивать с пониманием механику движений и работать над деталями выполнения бросков, удержаний и дуэлей. Тренера учат юных дзюдоистов анализировать ситуации на татами (спортивной площадке) и принимать эффективные решения во время поединков, изучая различные стратегии и тактики в зависимости от соперника и ситуации, продолжая развитие физических качеств - силы, гибкости, выносливости и скорости и т.д.

В целях наиболее оптимального и эффективного процесса поставленных тренировочных целей применяются соответствующие средства и методы, которые должны соответствовать каждому этапу. Нагрузки в дзюдо распределяются согласно определенным нормативам, которые устанавливаются для определенных спортивных школ.

 

Рисунок 1. Модель многолетней тренировки юных дзюдоистов [5]

 

Тренировочные программы по дзюдо содержат конкретные требования и методы, включая те, которым должны соответствовать юные дзюдоисты. В целях обеспечения наиболее эффективной технической и тактической подготовки, данные требования включают средства контроля за овладением техническими и тактическими действиями, соответствующими модельным характеристикам наиболее опытных и успешных спортсменов-дзюдоистов. Данная востребованность подтверждается результатами долгосрочных наблюдений за процессом развития технико-тактических навыков у спортсменов. Разработанная модель позволяет наиболее системно и целенаправленно формировать навыки и качества юных дзюдоистов, при этом, обеспечивая наиболее точное соответствие их подготовки образцам стандартов лучших представителей дисциплины дзюдо. [5]. На начальных этапах соревнований по дзюдо, спортсмены ограничены применением узкого набора технических действий, данное ограничение способно в результате стать значительной проблемой на более поздних этапах, особенно когда дзюдоистам необходимо расширить свой арсенал технических навыков, перейдя в категорию взрослых спортсменов.

Следовательно, предлагаемая концепция долгосрочной подготовки юных дзюдоистов состоит из нескольких последовательных этапов: начальной физической подготовки, начальной спортивной специализации и углубленной подготовки.

Основные цели, стоящие перед этими этапами, включают укрепление физической формы, стимулирование интереса к физической активности и спорту, формирование обширной базы навыков как основы для будущего успеха, а также развитие способности применять индивидуальные особенности в конкурентной среде. Достижение этих целей обеспечивается за счет выполнения задач в различных аспектах обучения, использования соответствующих инструментов и методов, адекватного объема тренировочных нагрузок и их оптимального соотношения.

Представленная модель подготовки юных дзюдоистов является основой для оптимизации учебно-тренировочного процесса. Модель подготовки юных дзюдоистов представляет собой систему этапов и методов, целенаправленно разработанную для обеспечения всесторонней и успешной подготовки будущих спортсменов, а также является сбалансированной системой, которая включает в себя не только физическую подготовку, но также и развитие психологических качеств, технических навыков и тактического мышления. Успешная подготовка молодых дзюдоистов требует учета их уникальных физических, психологических и спортивных особенностей. Тренеры должны адаптировать программы тренировок, учитывая потребности каждого спортсмена. Модель характеризуется четкими целями и ожидаемыми показателями успеха, а также применяет последовательный и управляемый подход, отражает последовательность этапов. [5]

Таким образом, модель подготовки юных дзюдоистов способна создать  фундамент для успешной карьеры в спорте, предоставляя не только технические и физические навыки, но и ценности, которые способствуют их развитию как спортсменов и личностей. Эффективная реализация данной модели требует тщательной работы тренеров, индивидуального внимания и понимания потребностей каждого юного дзюдоиста.

Список литературы

  1. Аккуин Д.Ю. Модель построения тренировки юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки. https://cyberleninka.ru/article/n/model-postroeniya-trenirovki-yunyh-dzyudoistov-na-nachalnyh-etapah-podgotovki (дата обращения: 09.08.2023)
  2. Дзюдо : учебная программа для учреждений дополнительного образования / авт.-сост. И. Д. Свищев [и др.]. – М. : Советский спорт, 2019. – 112 с
  3. Дебердеев М.П. Методика тренировки юных дзюдоистов на основе моделирования двигательной деятельности в вероятностных условиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. / Дебердеев Мурат Петрович. - Таганрог, 2018. - 143 с.
  4. Филин В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта / В. П. Филин // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 2. – С. 25-31.
  5. Яковлев А.С. Организация учебно-тренировочной деятельности юных дзюдоистов. https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebno-trenirovochnoy-deyatelnosti-yunyh-dzyudoistov (дата обращения: 09.08.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее