Актуальность темы исследования "Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе" обусловлена несколькими ключевыми тенденциями в современном образовательном пространстве. Современное образование сталкивается с растущей потребностью в интеграции технологий и методов дистанционного обучения в образовательный процесс. Командная работа на расстоянии – это одна из наиболее эффективных форм совместной деятельности в рамках дистанционного обучения. Несмотря на все преимущества этого подхода, он требует специфических навыков и компетенций, как от учащихся, так и от преподавателей. В этом контексте подготовка будущих педагогов к организации и управлению командной дистанционной работой становится одним из важнейших направлений исследовательской и практической деятельности в области образования.
Командная дистанционная работа представляет собой метод обучения, где учащиеся работают вместе над образовательными проектами или задачами, но делают это дистанционно, используя цифровые технологии для коммуникации и сотрудничества.
Она обеспечивает возможность совместной работы над задачами и проектами, поддерживает интерактивное обучение, способствует развитию навыков командной работы и критического мышления.
Педагоги играют ключевую роль в командной дистанционной работе. Они не просто обучают и руководят учащимися, но и структурируют обучение, обеспечивают обратную связь, стимулируют учащихся к обучению и развивают в них навыки, необходимые для эффективной работы в команде.
Таким образом, командная дистанционная работа является инновационной методикой обучения, обеспечивающей активное взаимодействие учащихся и педагогов, а также развитие навыков командной работы, ответственности, самостоятельности и критического мышления у учащихся.
Мы поддерживаем мнение И.О. Нестерова в том, что «для эффективной организации дистанционного обучения необходима специальная подготовка педагогов в области методики и организации дистанционного обучения, а также в использовании коммуникационных средств и технологий работы в информационно-образовательной среде» [3].
По мнению Н.А Кузнецовой, «возможность реализации подготовки педагогов к командной дистанционной работе, обеспечивается готовностью педагогов применять дистанционные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, оценивать потенциал и эффективность дистанционных форм в своей работе и работе с детьми [2].
Однако, существует ряд проблем при организации подготовки будущих педагогов к командной дистанционной работе
1. Недостаток навыков и знаний по использованию технологий. Будущие педагоги могут испытывать трудности в использовании цифровых инструментов, необходимых для организации и поддержания дистанционного обучения.
2. Отсутствие опыта дистанционного обучения. Многие будущие педагоги не имеют опыта дистанционного обучения, что может затруднять их подготовку к работе в этой среде.
3. Трудности в организации эффективного взаимодействия. Командная работа требует особых навыков управления и координации, которые могут быть сложно осваиваемы в условиях дистанционного обучения.
4. Проблемы мотивации учащихся. Поддержание высокого уровня мотивации и вовлеченности учащихся может быть большим вызовом в дистанционном формате.
5. Отсутствие умений саморегуляции и самостоятельности. Командная дистанционная работа требует высокого уровня самостоятельности и саморегуляции со стороны учащихся, чего они могут не иметь.
6. Проблемы оценки и обратной связи. Оценка работы учащихся и предоставление эффективной обратной связи может быть сложнее в условиях дистанционного обучения.
М.В. Корепанова отмечает, что решить проблемы и достигнуть наивысших результатов (прежде всего по качеству обучения) в системе дистанционного обучения можно лишь при создании образовательной среды, обеспечивающей многоплановый доступ обучаемого к мировым интеллектуальным ресурсам [1].
Изучив мнения современных исследований, автор предлагает следующие аспекты решения проблем и организации подготовки будущих педагогов к командной дистанционной работе:
1. Обучение технологиям дистанционного обучения. Необходимо включить в программу подготовки педагогов курсы по использованию инструментов дистанционного обучения и их применению в процессе обучения.
2. Создание практического опыта дистанционного обучения. Будущим педагогам следует дать возможность получить опыт дистанционного обучения, участвуя в нем как в роли учителя, так и в роли учащегося.
3. Обучение навыкам командной работы и управления. Включение в курс подготовки специальных модулей, направленных на развитие навыков командной работы, управления и координации, может помочь студентам лучше адаптироваться к условиям дистанционного обучения.
4. Разработка стратегий мотивации учащихся. Будущие педагоги должны быть обучены тому, как поддерживать и стимулировать мотивацию учащихся в условиях дистанционного обучения.
5. Развитие умений саморегуляции и самостоятельности. В обучение следует включить модули по развитию умений саморегуляции и самостоятельности, которые важны для дистанционного обучения.
6. Разработка методов оценки и обратной связи. Будущим педагогам следует показать, как эффективно оценивать работу учащихся и предоставлять им обратную связь в дистанционном формате.
Подобная комплексная подготовка поможет будущим педагогам быть более подготовленными к командной дистанционной работе и успешно справляться с вызовами этого формата обучения.
Список литературы
- Корепанова М.В. Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе // Вестник науки. 2023. №5 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-k-komandnoy-distantsionnoy-rabote (дата обращения: 27.06.2023).
- Кузнецова Н.А. Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-k-komandnoy-distantsionnoy-rabote-1 (дата обращения: 27.06.2023).
- Нестеров И.О. Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе // Педагогический альманах. – 2023. – URL: https://www.pedalmanac.ru/370085