Особенности психологического портрета семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Особенности психологического портрета семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (111), Апрель ‘23

Дата публикации 04.04.2023

Поделиться

Данная работа направлена на изучение особенностей психологического портрета семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются психологические типы родителей, родительские установки родителей, воспитывающие ребенка с ОВЗ.

Рождение в семье запланированного ребенка сопровождается всегда радостными эмоциями со стороны родителей, однако при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья радость сменяется на сильное эмоциональное потрясение, переживания, тревожность, чувство вины и другие негативные психологические эмоции. Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья может привести к структурно-деформирующим изменениям внутрисемейного климата. Исследования в этой области указывают на то, что у родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, присутствуют нарушения в таких сферах, как: эмоциональная, коммуникативная, наблюдается повышенная конфликтность с окружающими людьми, сниженная самооценка и развиваются соматические нарушения [1].

Перечисленный комплекс нарушений, психологи определяют, как родительский кризис. Степень его выраженности напрямую зависит от степени выраженности нарушений у новорожденного, это могут быть только физические или только ментальные нарушения, а в худшем случае, это сочетанный вариант. Также большую роль играет оказание родителям поддержки от родственников, профильных специалистов, социальных служб и др. С родителями, у которых родился особенный ребенок, происходят кардинальные изменения на психологическом уровне, которые крайне тяжело преодолеть без специализированной психологической помощи [4]. В большинстве случаев родители пытаются находить в себе ресурсы, обращаются за помощью к психологу, проходят терапию, после чего возвращаются к повседневной жизни и начинают заниматься развитием и воспитанием особенного ребенка.

Но как показывают исследования в данной области, пережитый ранее родителями стресс может возвращаться в виде различных переживаний, в худшем случае, в виде нервных срывов, депрессии, что в свою очередь крайне негативно влияет на внутрисемейный климат, а также на общение с окружающими. В.В. Ткачева выделяет следующие психологические типы родителей [3]:

Авторитарный тип родителей. Такой тип родителей предполагает проявления растущего стремления преодолевать возникающие проблемы, связанные с особенным ребенком. Таким родителям свойственно направлять все свои усилия на различные виды лечения ребенка, поиск лучших врачей, специалистов и медицинских организаций. Также такому типу родителей свойственна строгая форма взаимодействия с ребенком, к ребенку предъявляются завышенные требования, часто не соответствующие его психическим и физическим возможностям.

Невротический тип родителей. У данного типа родителей преобладают тревожно-мнительные и депрессивные проявления. Такие качества могут проявляться в стремлении постоянно избегать трудные жизненные ситуации, отстраняться от решения проблем. Как правило, у такого типа родителей наблюдается чувство страха и опасения за развитие своего ребенка. Родители не могут осознать, что нарушения психики ребенка, которые могут возникнуть, являются вторичными не по причине болезни, а по причине того, что родители недостаточно осведомлены об особенностях воспитания и развития такого ребенка [5]. Родители невротического типа постоянно отстраняют своего ребенка от любых возникающих перед ним трудностей, делают все за него, одевают-раздевают, кормят с ложки, не давая возможности ребенку проявить самостоятельность и научиться. Такие родители во всем идут на уступки своему ребенку. Такие взаимоотношения между родителями и ребенком носят симбиотический характер. Что в дальнейшем значительно усугубляет развитие и самостоятельность ребенка [2].

Психосоматический тип родителей. Родители психосоматического типа могут обладать чертами, как первой категории, так и второй, но они наиболее эмоционально изменчивы, чем родители других групп. Для них характерны частые перемены в настроении, проявления в той или иной степени авторитарных черт характера. В окружении других людей ведут себя замкнуто, стараются не показывать свои переживания, связанные с особенностями ребенка, держат в себе. Родители данного типа могут быть наделены авторитарными характеристиками, стараются искать лучших специалистов для лечения своего ребенка, родители настолько стремятся помочь ребенку, что зачастую сами становятся специалистами, получают новую профессию, углубляются в темы особенностей заболевания и используют полученные навыки в воспитании и развитии ребенка, активно участвуют в деятельности образовательных учреждений.

Рассмотрим типы реакций, которые могут возникнуть в связи с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Психологи выделяют следующие реакции:

Принятие. Родителями и членами семьи понимаются и принимаются особенности ребенка, грамотно оцениваются возможности ребенка, он воспринимается и к нему проявляется любовь и забота. Родители данного типа поддерживают ребенка на всех этапах становления личности, верят в возможности ребенка и его будущее. Поведение таких родителей обеспечивает наиболее эффективное социально-коммуникативное развитие ребенка.

Отрицание. Родители не в состоянии принять болезнь ребенка, долгое время отрицают нарушения физического или психического развития ребенка. Как правило, дефект ребенка сказывается на психологическом состоянии родителей, они зацикливаются на успешности ребенка в какой-либо деятельности и всячески отвергают ограниченные возможности ребенка, в результате чего у ребенка возможны срывы и ухудшения в состоянии, а в дальнейшем и полный отказ от предлагаемой деятельности [6]. В связи с чем родители испытывают разочарование, а в худшем случае и полное отвержение ребенка по причине нереализованных амбиций родителей.

Чрезмерная опека. Родители и члены семьи испытывают сильное чувство жалости и сострадания к ребенку, они стараются его постоянно жалеть, защищают своего ребенка от возможных возникающих сложностей. Обычно именно мать ребенка, проявив к нему чувство сострадания, старается делать все для него. Ребенок может долгое время, а в редких случаях и всю жизнь находиться на инфантильном уровне развития, лишаясь возможности развиваться.

Скрытое отречение. Реакция родителей проявляется в убеждениях, что особенности ребенка являются позором для всей семьи. Они могут испытывать отвращение и отрицательный настрой в отношении своего ребенка. Однако, психологами доказано, что подобное скрытое эмоциональное отвержение родителями, является холодностью к ребенку, что травмирует его и понимает его самооценку, и конечно нарушает развитие эмоциональной сферы как личности, так и в целом.

Отвержение. В данном случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимается семьей с отвращением. Родители осознают свои враждебные чувства к ребенку. Ответственность за произошедшее и дальнейшее развитие и воспитание ребенка родители перекладывают на медицинских и педагогических специалистов, обвиняя их во всех несчастьях. Как правило, родители, испытывающие отвержение оправдывают свое враждебное и агрессивное отношение к ребенку.

Вышеперечисленные типы родителей и их реакция на рождение особенного ребенка является одним из главных факторов для определения родительских взглядов и семьи в целом по отношению к своему ребенку. Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - задача сложная для всех членов семьи, способная наложить отпечаток на все сферы ее функционирования. Реакция на рождение особенного ребенка, а затем стиль его воспитания более сложны по сравнению с нормотипичными детьми, вследствие чего уровень родительского стресса оказывается довольно высоким [8]. Такого вида стресс может повлиять и на личностные особенности родителей, в большинстве случаев они становятся скрытными, избегают людные места, так как стесняются своего ребенка, не охотно контактируют с окружающими. Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ склонны к повышенной раздражительности, чрезмерной заботе и опеке над ребенком, конфликтности, неустойчивой самооценки. Перечисленные характеристики вызваны трудностями воспитания особенного ребенка и повышенной нагрузкой, которая возлагается на родителей. Особенный ребенок всегда много требует от своей семьи, способен изменить самоидентичность семьи, снизить ее способность к зарабатыванию средств, сузить возможности досуга и социализации, повлиять на карьерные решения [7].

Следовательно, семьи, воспитывающие, ребенка с ОВЗ нуждаются в психологической помощи и дальнейшей поддержке. Психологическое сопровождение должно осуществляться в комплексе с другими видами помощи и желательно на базе одного центра. Первоочередной задачей психологов в работе с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, является оказание психологической поддержки, обучение.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  2. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143
  3. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: «Универс-групп», 2003.
  4. Волконская Т.Н. Возможны способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения// Дефектология. – 2014. - № 7. – С. 14-23.
  5. Виноградова А.В. Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материал III Междунар. науч. конф. Казань, 2015. - 177–179 с.
  6. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: «Универс-групп», 2003.
  7. Волкова А.Н, Нестерова Г.Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. СПб.: Речь, 2006. - 117 с.
  8. Виноградова А.В. Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материал III Междунар. науч. конф. Казань, 2015. - 177–179 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее