В современном мире дизайн становится одним из ключевых компонентов формирования будущего. При этом современное профессиональное образование в области дизайна до сих пор опирается на принципы, заложенные основателями первых дизайнерских школ, возникших еще в начале XX века. В то время как стремительно развивающееся современное общество предъявляет все более широкие требования к специалистам всех областей, которое уже, к сожалению, не может дать классическое образование. Поэтому современное дизайн-образование стоит перед необходимостью кардинального пересмотра многих положений и выработки новых концепций.
Что же должно включать современное педагогическое образование на направлении «Дизайн»?
Обратимся к нормативным документам. ФГОС ВПО 3++ рассматривает профессиональную компетентность педагога как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций. К общекультурным компетенциям относятся общечеловеческие, духовно-нравственные и социальные основы жизнедеятельности человека. К профессиональным компетенция будущего педагога-дизайнера относится: во-первых, владение самим предметом (в нашем случае дизайном), во-вторых: владение методиками обучения данному предмету [1, c.24].
Дизайн это проектно-художественная деятельность, включающая в себя различные компоненты. Следовательно, к формированию первичных профессиональных навыков у будущих педагогов-дизайнеров относится художественная подготовка и подготовка к проектной деятельности. Первое достигается за счет включения в учебную программу дисциплин направленных на развитие художественных умений студента, а также введение различных видов практик, которые направлены на выполнение творческих заданий, изучение и анализ работ мастеров и специальной литературы. А о подготовке к проектной деятельности речь пойдет чуть позже.
Также к особенностям подготовки будущего педагога дизайна является нахождение гармонического единства профессиональной и педагогической составляющей. Процесс подготовки дизайнера-педагога включает в дополнение к вышеизложенному изучение основ педагогики и методики обучения дизайну. При этом данную подготовку тоже необходимо начинать как можно раньше, чтобы знания и навыки получаемые в дизайн-деятельности, сразу же носили педагогический характер и были ориентированы на будущую профессиональную деятельность.
То есть, как мы видим, студентам необходимо получить достаточно большой объем знаний, навыков и умений. Для этого необходимо совершенствование подходов к организации образовательного процесса. Нужно найти специально организованную и разностороннюю деятельность, где студент может раскрыть свои возможности, проверить и актуализировать потребности и интересы. Одним из таких подходов, по нашему мнению, является проектная деятельность. Тем более, как уже говорилось выше, подготовка к проектной деятельности относится к первичным профессиональным навыкам будущих педагогов-дизайнеров.
Для выявления компонентов для успешной подготовки будущих педагогов-дизайнеров к проектной деятельности нами была построена модель подготовки.
Для реализации выявленных компонентов была проведена опытная работа. Базой для исследования послужил 2 и 3 курс студентов обучающихся на направлении Дизайн в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Замысел данной работы состоял в использовании проектной деятельности в рамках курса "Компьютерная графика" как средства подготовки студентов направления Дизайн к профессиональной деятельности.
Цель опытной работы, в ходе которой основой послужило определение исходного уровня сформированности у студентов профессионального обучения профиля Дизайн представлений о проектной деятельности, заключалась в проверке педагогических условий и модели формирования готовности будущих педагогов-дизайнеров к проектной деятельности.
Опытная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В рамках констатирующего этапа проведена диагностика уровня подготовки к проектной деятельности у будущих педагогов – дизайнеров, подобраны диагностические методики обследования, обобщены и систематизированы полученные эмпирические данные.
Результаты этапа определили разрозненность представлений студентов об учебно-проектной деятельности, её этапах и результатах.
Формирующий этап опытной работы проходил в естественных условиях учебного процесса и предусматривал:
– в рамках подготовки к проектной деятельности выполнение студентами исследовательского проекта на тему компьютерной графики;
– очное, публичное представление проекта перед своей группой;
– проверку эффективности влияния проведенных мероприятий на подготовленность к проектной деятельности.
Для этого применялся целый ряд педагогических условий, включающих в себя методы, приемы и организационные формы обучения, такие как:
– выбор темы самостоятельной проектной работы. Её можно было выбрать из предложенных вариантов либо подобрать самостоятельно, из того, что близко или значимо для студента.
– поэтапное знакомство с основными понятиями проектной деятельности. Происходили данные мероприятия в виде лекций-бесед. В начале предлагался вариант ребуса/кроссворда на рассматриваемую тему; Это делалось для создания атмосферы доверительного общения, раскрепощения участников, позитивного, конструктивного диалога и повышения вовлеченности студентов. Потом рассматривалась тема занятия. Домашним заданием было применить пройденный на данном занятии материал к своему проекту. После этого каждый участник представлял выполненное на данное занятие домашнее задание. Остальные комментировали выступление и предлагали свои коррективы;
– при оценивании публичного выступления была предложена 3х бальная система предполагающая только нейтральные или положительные отметки (3- не плохо, 4- хорошо, 5- отлично);
На последнем, контрольном этапе опытной работы было проведено повторное анкетирование и коллективный анализ.
Анализируя и оценивая результаты проведенной работы, можно констатировать, что предполагаемые результаты подготовки будущих педагогов-дизайнеров достигнуты.
Результат работы заключался в повышении уровня подготовки будущих педагогов-дизайнеров к проектной деятельности: развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, представление результатов проделанной работы, обоснование и оценка результатов своей деятельности и деятельности других, взаимодействие с коллегами. То есть развитии профессиональных компетенций, что может послужить стимулом для последующей проектной работы по усовершенствованию проектных знаний, проектных умений и практического опыта их применения.
Анализ результатов исследования свидетельствует о положительной динамике исследуемого процесса. Изменения в уровне подготовленности к проектной деятельности у будущих педагогов-дизайнеров участвовавших в опытной работе являются следствием реализации применяемых педагогических условий. Работая над проектами, студенты прониклись важностью собственной учебно-профессиональной деятельности и отметили, что нашли применение полученным в университете компетенциям. Сталкиваясь с недостатком знаний и умений для полноценной реализации проекта, повысили мотивацию к самообразованию и саморазвитию, значимую для них как для будущих специалистов.
Цель нашего исследования достигнута. Но полученные материалы не, конечно же, исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы.
Список литературы
- Бандорин, В.Г. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной: Методические материалы ВНИИТЭ / В.Г. Бандорин, Н.П. Валькова, Е.Я Голубева и др. — 1990. — 100 с