ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НАПРАВЛЕНИЯ ДИЗАЙН

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НАПРАВЛЕНИЯ ДИЗАЙН

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Дата публикации 05.06.2021

Поделиться

В статье представлен анализ подготовки будущих педагогов направления Дизайн на современном этапе развития общества. Особое внимание уделено такому аспекту как подготовка к проектной деятельности. Статья знакомит с опытной работой по проверке педагогических условий и модели формирования подготовленности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в сфере дизайн-образования путем подготовки к проектной деятельности.

В современном мире дизайн становится одним из ключевых компонентов формирования будущего. При этом современное профессиональное образование в области дизайна до сих пор опирается на принципы, заложенные основателями первых дизайнерских школ, возникших еще в начале XX века. В то время как стремительно развивающееся современное общество предъявляет все более широкие требования к специалистам всех областей, которое уже, к сожалению, не может дать классическое образование. Поэтому современное дизайн-образование стоит перед необходимостью кардинального пересмотра многих положений и выработки новых концепций.

Что же должно включать современное педагогическое образование на направлении «Дизайн»?

Обратимся к нормативным документам. ФГОС ВПО 3++ рассматривает профессиональную компетентность педагога как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций. К общекультурным компетенциям относятся общечеловеческие, духовно-нравственные и социальные основы жизнедеятельности человека. К профессиональным компетенция будущего педагога-дизайнера относится: во-первых, владение самим предметом (в нашем случае дизайном), во-вторых: владение методиками обучения данному предмету [1, c.24]. 

Дизайн это проектно-художественная деятельность, включающая в себя различные компоненты. Следовательно, к формированию первичных профессиональных навыков у будущих педагогов-дизайнеров относится художественная подготовка и подготовка к проектной деятельности. Первое достигается за счет включения в учебную программу дисциплин направленных на развитие художественных умений студента, а также введение различных видов практик, которые направлены на выполнение творческих заданий, изучение и анализ работ мастеров и специальной литературы. А о подготовке к проектной деятельности речь пойдет чуть позже.

Также к особенностям подготовки будущего педагога дизайна является нахождение гармонического единства профессиональной и педагогической составляющей. Процесс подготовки дизайнера-педагога включает в дополнение к вышеизложенному изучение основ педагогики и методики обучения дизайну. При этом данную подготовку тоже необходимо начинать как можно раньше, чтобы знания и навыки получаемые в дизайн-деятельности, сразу же носили педагогический характер и были ориентированы на будущую профессиональную деятельность.

То есть, как мы видим, студентам необходимо получить достаточно большой объем знаний, навыков и умений. Для этого необходимо совершенствование подходов к организации образовательного процесса. Нужно найти специально организованную и разностороннюю деятельность, где студент может раскрыть свои возможности, проверить и актуализировать потребности и интересы. Одним из таких подходов, по нашему мнению,  является проектная деятельность. Тем более, как уже говорилось выше, подготовка к проектной деятельности относится к первичным профессиональным навыкам будущих педагогов-дизайнеров.

Для выявления компонентов для успешной подготовки будущих педагогов-дизайнеров к проектной деятельности нами была построена модель подготовки. 

Для реализации выявленных компонентов была проведена опытная работа. Базой для исследования послужил 2 и 3 курс студентов обучающихся на направлении Дизайн в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Замысел данной работы состоял в использовании проектной деятельности в рамках курса "Компьютерная графика" как средства подготовки студентов направления Дизайн к профессиональной деятельности.

Цель опытной работы, в ходе которой основой послужило определение исходного уровня сформированности у студентов профессионального обучения профиля Дизайн представлений о проектной деятельности, заключалась в проверке педагогических условий и модели формирования готовности будущих педагогов-дизайнеров к проектной деятельности.

Опытная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В рамках констатирующего этапа  проведена диагностика уровня подготовки к проектной деятельности у будущих педагогов – дизайнеров,  подобраны диагностические методики обследования, обобщены и систематизированы полученные эмпирические данные.

Результаты этапа определили разрозненность представлений студентов об учебно-проектной деятельности,  её этапах и результатах. 

Формирующий этап опытной работы проходил в естественных условиях учебного процесса  и предусматривал:

 – в рамках подготовки к проектной деятельности выполнение студентами исследовательского проекта на тему компьютерной графики;

–  очное, публичное представление проекта перед своей группой;

– проверку эффективности влияния проведенных мероприятий на подготовленность к проектной деятельности.

Для этого применялся целый ряд педагогических условий, включающих в себя методы, приемы и организационные формы обучения, такие как:

– выбор темы самостоятельной проектной работы. Её можно было выбрать из предложенных вариантов либо подобрать самостоятельно, из того, что близко или значимо для студента. 

– поэтапное знакомство с основными понятиями проектной деятельности. Происходили данные мероприятия в виде лекций-бесед. В начале предлагался вариант ребуса/кроссворда на рассматриваемую тему; Это делалось для создания  атмосферы доверительного общения, раскрепощения участников, позитивного, конструктивного диалога и повышения вовлеченности студентов. Потом рассматривалась тема занятия. Домашним заданием было применить пройденный на данном занятии материал к своему проекту. После этого каждый участник представлял выполненное на данное занятие домашнее задание. Остальные комментировали выступление и предлагали свои коррективы;

– при оценивании публичного выступления была предложена 3х бальная система предполагающая только нейтральные или положительные отметки (3- не плохо, 4- хорошо, 5- отлично); 

На последнем, контрольном этапе опытной работы было проведено повторное анкетирование и коллективный анализ.

Анализируя и оценивая результаты проведенной работы, можно констатировать, что  предполагаемые результаты подготовки будущих педагогов-дизайнеров достигнуты.

Результат работы заключался в повышении уровня подготовки будущих педагогов-дизайнеров к проектной деятельности: развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, представление результатов проделанной работы, обоснование и оценка результатов своей деятельности и деятельности других, взаимодействие с коллегами. То есть развитии профессиональных компетенций, что может послужить стимулом для последующей проектной работы по усовершенствованию проектных знаний, проектных умений и практического опыта их применения.

Анализ результатов исследования свидетельствует о положительной динамике исследуемого процесса. Изменения в уровне подготовленности к проектной деятельности у будущих педагогов-дизайнеров участвовавших в опытной работе являются следствием реализации применяемых педагогических условий. Работая над проектами, студенты прониклись важностью собственной учебно-профессиональной деятельности и отметили, что нашли применение полученным в университете компетенциям. Сталкиваясь с недостатком знаний и умений для полноценной реализации проекта, повысили мотивацию к самообразованию и саморазвитию, значимую для них как для будущих специалистов.

Цель нашего исследования достигнута. Но полученные материалы не, конечно же,  исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы. 

Список литературы

  1. Бандорин, В.Г. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной: Методические материалы ВНИИТЭ / В.Г. Бандорин, Н.П. Валькова, Е.Я Голубева и др. — 1990. — 100 с
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее