ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Рассмотрены перспективы развития и информационного наполнения АИУС РСЧС. Раскрыты положительные стороны для населения применения мобильных приложений. Проведен анализ приложения «Термические точки», входящего в состав сегмента АИУС РСЧС «Атлас опасностей и рисков».

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 21.12.2022

Поделиться

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – это одна из основных задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности.

Огромная территория Российской Федерации требует больших затрат на передачу информации во всех сферах деятельности народного хозяйства и силовых государственных структур. Для решения этой задачи в МЧС применяется подход открытых систем. Основной смысл этого подхода, это упрощение комплексирования вычислительных систем за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов.

Технологии и стандарты открытых систем обеспечивают реальную и проверенную практикой возможность производства системных и прикладных программных средств со свойствами мобильности и интероперабельности. Свойство мобильности – это простота переноса программной системы в широком спектре аппаратно-программных средств, соответствующих стандартам. Интероперабельность – это возможность упрощения комплексирования новых программных систем на основе использования готовых компонентов со стандартными интерфейсами.

Для пользователей преимуществом является то, что есть возможность постепенно заменять компоненты системы на более совершенные, не утрачивая работоспособности системы. В частности, в этом кроется решение проблемы постепенного наращивания вычислительных, информационных и других мощностей компьютерной системы.

Для передачи информации используются информационно-телекоммуникационных технологии. Основным физическим способом реализации этой операции является использование сетей связи. Под информационно-телекоммуникационной сетью (ИТКС или ТКС) понимается технологическая система, которая предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (№149-ФЗ от 27.07.06[1]).

В настоящее время в МЧС России складывается следующая информационная обстановка:

  • постоянно увеличивается объем нужной информации;
  • со временем усложняются решаемые задачи;
  • возрастает цена принимаемых решений;
  • при принятии решения повышается число учитываемых факторов.

Эти задачи в настоящее время позволят решить только современные информационные технологии. Применение информационных технологий возможно только на современной аппаратно-программной телекоммуникационной базовой основе. Такой основой является автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС).

АИУС РСЧС – представляет собой территориально распределенную многопользовательскую многоуровневую автоматизированную систему. Эта система предназначена для обеспечения на высоком научно-техническом уровне комплексной информационно-картографической системы хранения, актуализации и представления данных о природных и техногенных опасностях и угрозах, актуальных для России на текущий момент, организации и результатах деятельности РСЧС во взаимосвязи с экономическими, демографическими, социальными и другими характеристиками регионов для использования в различных подразделениях МЧС России и населением.

В составе системы имеются следующие основные средства:

  • комплекс средств автоматизации (КСА), размещаемых на стационарных пунктах управления;
  • мобильные КСА подвижных пунктов управления; абонентские комплекты пользователей;
  • КСА взаимодействия с внешними по отношению к МЧС России структурами;
  • сеть связи и передачи данных.

На базе перечисленной техники создаются объектовые комплексы средств автоматизации РСЧС (рис. 1).

Рисунок 1

Структура АИУС РСЧС повторяет организационную структуру РСЧС. Однако текущая реализация АИУС РСЧС требует использование более обширного комплекса программных средств и информационных ресурсов, которые иногда и не связаны друг с другом.

АИУС РСЧС функционирует на территории всей Российской Федерации на всех уровнях РСЧС и позволяет автоматизировать обширный круг задач. За время создания и совершенствования было испробовано множество подходов, спроектировано и реализовано много решений, имеющих отношение к АИУС РСЧС.

Масштабная структура и объем задач РСЧС диктуют необходимость разбиения АИУС РСЧС на отдельные взаимоувязанные компоненты, способные создаваться и развиваться независимо. Это ведомственные и территориальные компоненты такие, как АПК «Безопасны  й город», система -112, Атлас опасностей и рисков, мобильное приложение «Термические точки» и т.д. Правильным и естественным решением в данной ситуации станет внедрение и плавный переход на единую интеграционную (программную) платформу, которая обеспечит необходимую базу для решения отдельных задач в работе АИУС РСЧС. Плавный переход на единую интеграционную платформу обеспечивается переходным периодом, во время которого обеспечивается  как функционирование самой платформы и ее ресурсов, так и программно-технических решений, разработанных до появления единой интеграционной платформы.

К истечению переходного периода все используемые ресурсы АИУС РСЧС должны быть адаптированы для работы в составе единого программно-технического комплекса на основе единой интеграционной платформы АИУС РСЧС.

Специалисты Информационно-аналитического центра МЧС России разработали и внедрили с начала 2020 года несколько новых мобильных сервисов. Приложения доступны к скачиванию в бесплатных онлайн-магазинах мобильных устройств. С помощью этих приложений можно узнать всю самую свежую информацию от российского спасательного ведомства и даже интерактивно пообщаться с операторами.

Новые приложения помогут сориентироваться и мгновенно найти информацию о действиях при чрезвычайной ситуации и будут полезны как в быту, так и на отдыхе. В приложении пользователю доступен вызов службы спасения, а также определение геолокации, которой он может поделиться в случае необходимости. Для получения более подробной информации пользователь всегда сможет оперативно перейти на страницу официального интернет-портала МЧС России.

В настоящее время запущено шесть рубрик: «Карта рисков», «Проверь свою готовность», «МЧС рекомендует», «Что делать», «Первая помощь», «Проверь свои знания». Первый опыт использования приложений в тестовом режиме показал, что наибольший интерес у пользователей вызывает мобильный сервис «Атлас опасностей и рисков». С его помощью можно узнать о всех угрозах и природных аномалиях, которые имеются в определенной конкретной местности, где человек в данный момент находится.

Разделы «Проверь свою готовность» и «Проверь свои знания» носят интерактивный характер и содержат чек-листы по проверке личной готовности и готовности жилого помещения к возможным ЧС, а также различные тесты, позволяющие проверить знания о действиях при чрезвычайных ситуациях. Это своеобразный экзамен, который, с одной стороны, интересно проходить, сверяясь с правильными ответами, а с другой – он позволяет проверить и освежить знания, которые могут помочь в реальной критической ситуации и спасти жизнь.

«Карта рисков» содержит ежедневный прогноз о возможных угрозах природного характера.

В разделе «Что делать?» пользователю доступен порядок действий и правила поведения в экстренной ситуации с голосовым помощником. Даже если человек плохо видит, он будет знать, как правильно реагировать в каждой стрессовой ситуации, благодаря звуковым подсказкам.

Раздел «МЧС рекомендует» - это хранилище знаний о правилах безопасности, рассказывающее о причинах возникновения ЧС и их предупреждении. В «Первой помощи» содержатся сведения о действиях при оказании первой помощи пострадавшему до прибытия медиков.

В перспективе через подобное мобильное приложение, собираясь в поход, можно будет регистрировать свою группу.

Мобильное приложение «Термические точки» внутри информационной системы «Атлас опасностей и рисков» представляет собой служебную программу. Опытную эксплуатацию успешно прошла информационная система «Атлас опасностей и рисков». В настоящее время она содержит данные о различных природных и техногенных опасностях и угрозах, актуальных для регионов России на текущий момент. Среди них, к примеру, природные пожары, паводки, наводнения, нарушения энергоснабжения населенных пунктов и транспортного сообщения, эпидемии и прочие. В дальнейшем информация будет пополняться и обновляться. Сервис уже доступен гражданам в открытом доступе в сети Интернет.

В «Атлас опасностей и рисков» интегрировано мобильное приложение «Термические точки». Оно содержит информацию о термических аномалиях, выявленных с помощью космического мониторинга на территории России, которая оперативно поступает к заинтересованным службам и ответственным за безопасность территорий должностным лицам. Так они предупреждаются об угрозе возникновения природных пожаров и их возможном переходе на населенные пункты. Оперативность доведения информации экономит время: быстрее удается принять управленческие решения, рассчитать необходимые силы, средства и незамедлительно приступить к выполнению необходимых мероприятий.

За 10 месяцев опытной эксплуатации с использованием мобильного приложения обработано более 165 тыс. термоточек, из них более 133 тыс. находились в непосредственной близости от населенных пунктов. С помощью сервиса в минувший пожароопасный период удалось не допустить перехода природных пожаров на населенные пункты. В тестовом режиме приложением воспользовались свыше 26 тыс. пользователей.

К примеру – с начала использования приложения на территории Ленинградской области была обнаружена 161 термоточка. Оперативно полученная информация об очаге возгорания позволила быстро принять меры, заблаговременно направить требуемые силы и средства и ликвидировать возгорания, предотвратив его распространение на большие площади.

Так, в пожароопасный период в Ульяновской области с помощью мобильного приложения обработано 332 термоточки. Ежесуточно в Ростовской области в среднем фиксировалось порядка 45 термических аномалий, всего с помощью приложения в регионе обнаружено более 2 тысяч термических точек, а на территории Южного федерального округа - более 7 тысяч.

Внедрение в постоянное пользование информационных сервисов позволит сократить количество пострадавших, снизить материальный ущерб, в частности за счет раннего обнаружения термоточек, и повысит оперативность реагирования на возникающие природные и техногенные угрозы.

Использование новых информационных технологий в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций открывает большие перспективы. Необходимо продолжать работу по адаптации использовавшихся ранее программных и программно-технических средств для работы в составе АИУС РСЧС. Такая работа будет продолжаться не один год, чтобы все востребованные средства информационно-интеллектуальной поддержки принятия решений заработали в едином информационном пространстве, организованном при помощи АИУС РСЧС.

Список литературы

  1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году» / - М.: МЧС России. ФГБВОУ ВО «АГЗ МЧС России», 2022, 264 с. (дата обращения 04.10.2022);
  2. О концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24/ Российская газета. 2000. 18 января (дата обращения 05.10.2022);
  3. https://studwood.net/1899526/bzhd/osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoy_politiki_oblasti_zaschity_naseleniya_territoriy_chrezvychaynyh_situatsiy (дата обращения 04.10.2022);
  4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, № 35, ст. 3648, с учетом редакции от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // официальный интренет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 11.06.2021, «Собрание законодательства РФ», 14.06.2021 № 24 (Часть I), ст. 4188, «Российская газета», № 133, 18.06.2021;
  5. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Воробьев Ю.Л. —М., 2000, https://fireman.club/inseklodepia/gospolitika-v-oblasti-zashhityi-naseleniya-i-territoriy-ot-chs/;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 20.12.2019)// "Российская газета", N 111, 26.05.2007, "Собрание законодательства РФ", 28.05.2007, N 22, ст. 2640.; Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1743, вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 24.12.2019);
  7. Асанова, Н. А. Обеспечение безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций: новый вид хозяйственной деятельности / Н. А. Асанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва: РИОР, 2011. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/352/ (дата обращения: 05.10.2022).

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary