Введение
События 2020 года вынудили образование быстро перестроиться на дистанционный формат обучения. По данным исследования «Барометр Онлайн-образования» это смогли сделать только 43% образовательных площадок. Жизненные условия, как это часто бывает, опередили моральную и технологическую готовность учебных заведений, но вместе с этим, спровоцировали бурный исследовательский интерес к вопросу эффективности онлайн образования (ОО). Большинство исследователей отмечают, что изменение формата обучения существенно снизило мотивация и вовлеченность участников образования [1]. На наш взгляд, такие результаты отражают лишь то, что уровень подготовки многих вузов по ряду параметров (в том числе и психологических) не соответствует особенностям формата. Дистанционное взаимодействие имеет определенные особенности в организации процесса обучения. Привычные ценности, например, живое общение, стали недоступны, а значит появляется необходимость в формировании новых.
Не смотря на изобилие исследований, до сих пор не существует практического руководства, которое помогло бы успешно адаптировать существующие материалы вузов под онлайн преподавание. 28% представителей ОО отмечают, что им нужны маркетологи и СММ-специалисты для развития проектов, а не новые преподаватели (всего 11%), это значит, что рынок пересыщен информацией — ей необходима адаптация к новой реальности. В дополнение, 10% опрошенных считают, что консервативность, как сложность принятия нововведений, является одним из главных барьеров образовательной отрасли [6].
Обзор литературы (теоретическое исследование)
Для начала, выделим факторы влияющие на мотивированность и вовлеченность. Стоит отметить, что оба эти понятия объединяет частота использования, а также отсутствие единого определения. Взгляды на мотивацию, часто прямо противоположно отличаются у различных исследователей [4].
Мотивация в учебной деятельности – это катализатор личностной и социальной успешности студента. А также, один из главных показателей эффективности учебного процесса и качества образования классического вуза [1]. В мотивации учебной деятельности принято разделять внутреннюю и внешнюю мотивацию. Для нашего исследования самым важным будет отметить, что внутренняя мотивация гораздо эффективнее в контексте онлайн-образования, поскольку основана на личных ценностях студента [5]. В условиях отсутствия привычных организационных условий образовательной офлайн среды, устойчиво формирующей учебную мотивацию на протяжении многих десятилетий, студенту стало необходимо в большей степени самому прикладывать усилия для освоения им учебной программы.
А.А. Реан выделил ряд мотивирующих к обучению факторов, из которых шесть, по мнению других исследователей, являются особо значимыми в контексте онлайн образования: они отмечены в таблице символом «V» [1]. Из таблицы мы видим, что почти все важные пункты сконцентрированы в блоке внутренней мотивации. Здесь хотелось бы оставить вопрос для дальнейшего изучения о том, можно ли в целом применять понятие учебной мотивации к дистанционному формату обучения, или при смене формата и объективному изменению значимых факторов и необходимо переосмыслить понятие дистанционной учебной мотивации в целом. Возникший вопрос не входил в область нашего исследования, поэтому мы использовали классическое понятие учебной мотивации, понимая, что это может повлиять, в том числе, на результаты исследования.
Таблица 1. Факторы учебной внутренней и внешней мотивации
Внутренняя мотивация, факторы: |
стать высококвалифицированным специалистом V |
успешно продолжить обучение на последующих курсах |
|
приобрести глубокие и прочные знания V |
|
обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности V |
|
получить интеллектуальное удовлетворение V |
|
получить диплом V |
|
Внешняя положительная мотивация: |
успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» V |
постоянно получать стипендию |
|
достичь уважения преподавателей |
|
быть примером для сокурсников |
|
добиться одобрения родителей и окружающих |
|
Внешняя отрицательная мотивация: |
не отставать от сокурсников |
избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
|
быть постоянно готовым к очередным занятиям |
|
не допускать пробелов в изучении предметов учебного цикла |
|
не отставать от сокурсников |
|
выполнять требования преподавателей |
К понятию внутренней мотивации, по мнению Волобуевой А.И., очень близко находится понятие вовлечения, поскольку оно также чувствительно к контролю. Чем больше внешней отрицательной мотивации (контроля), тем ниже вовлеченность и внутренняя положительная мотивация. Вовлеченность, в целом, изменчивый и гибкий показатель, поэтому его необходимо наблюдать и поддерживать. Тем же исследователем, выделены 4 драйвера вовлечения [3]. Каждый из них является каналом усиления общего уровня вовлеченности, а также показателем её снижения. Два драйвера имеют краткосрочное влияние на вовлеченность, другие два имеют не только более продолжительный, но и глубокий эффект. Проводя параллели с нашим теоретическим исследованием мотивации, можно соотнести их с сущностью внешней и внутренней мотивации, подтвердив тем самым мнение о степени влияния выделенных драйверов вовлечения.
Рис.1. Параллель драйверов вовлечения и видов учебной мотивации
Показатели вовлеченности, а также факторы, влияющие на нее, выделенные ранее другими авторами на основании классического (очного) обучения, с переходом в дистанционный формат, частично или полностью теряют свою актуальность. Они были проанализированы и адаптированы автором под специфику онлайн-образования:
— активность в чате в течение вебинара (реакции на реплики преподавателя, ответы на вопросы и задавание содержательных вопросов, обратная связь);
— активность в чате группы, обсуждение процесса и тем обучения;
— помощь одногруппникам в освоении темы;
— участие в дополнительных мероприятиях (встречи группы, доп. практика и др.;
— изучение, анализ и обмен информацией на сторонних ресурсах по теме (или сопутствующей) учебного курса;
— общение с преподавателями (и/или куратором) во вне-вебинарное время (в т. ч. в соцсетях).
Таблица 2. Сравнительный анализ факторов, влияющих на мотивацию и вовлеченность, в онлайн и офлайн образовании.
Фактор |
Офлайн |
Онлайн |
Территориально-временной |
Лекции проходят в определенном месте. Тратится время на дорогу. Но по пути и непосредственно заходя в аудиторию студент вовлекается в процесс обучения. |
Доступ из любого места. Экономия времени – существенный плюс, но существует вероятность снижения вовлеченности за счет отсутствия промежутка для переключения внимания и привязки к конкретному месту занятий. |
Сохранение материалов |
«Лектора нельзя поставить на паузу и отмотать назад, студенты вынуждены внимательно его слушать.» Единственная возможность сохранить информацию — записать. А для этого нужно концентрироваться и пропускать её через себя. |
Все лекции сохраняются в записи для возможности пересмотра. Что определенно плюс. Но в моменте, снижается концентрация внимания у студента от такой возможности. А значит усвоение материала и вовлеченность тоже падает. |
Дисциплина |
Зачеты, вопросы, экзамены в очном формате стимулируют быть вовлеченным. |
Возможность сдать зачет в любое время, а на лекции «отмолчаться», не проявляя активность в чате. Это расслабляет студента. |
Самодисциплина |
Присутствуют внешние стимулы, которые способствуют самодисциплине и ответственности. (Мотивация наказания.) |
Обучение в индивидуальном темпе. Вне аудитории существует много отвлекающих факторов, которые снижают концентрацию внимания на обучении. |
Обратная связь |
Преподаватель чувствует, насколько студенты понимают материал (по их глазам, вопросам, ответам) и может быстро «включить» студентов в занятие. |
Экран уменьшает ощущение партнерства и исключает внимание преподавателя к студентам. Диалог - единственный способ связи во время лекции. Он и есть демонстрация вовлеченности студентов в предмет. (В записанной лекции такой вид обратной связи отсутствует). |
Подача материала |
Есть возможность в процессе корректировать подачу материала, иногда отсутствие визуального сопровождения (презентации) |
Нет быстрой обратной связи, а значит свободы и вариативности в подаче темы… |
Дополнительная информация |
Только если студент задает вопрос. А значит нужно проявить вовлеченность, чтобы получить дополнительные знания. |
В онлайн-курс можно заложить множество интересной дополнительной информации: гиперссылки, обучающие фильмы, книги, статьи, презентации. А дополнительная информация может как вовлечь, так и наоборот, увести от главной темы. |
Соперничество |
Когда студент находится в среде, с другими людьми, он естественным образом тянется к тому, чтобы соответствовать среднему уровню или выше. |
Притупляется чувство ответственности и инициативы, коллективизма, работы в команде. |
Компетентность |
Наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности |
Знание того, где лежат нужные знания |
Возникает логичный вопрос, каким образом можно усилить положительные изменения, то есть рост мотивированности и вовлеченности студентов ОО, побудив их опираться на внутреннюю мотивацию. Какой фактор даст основу для формирования личностного смысла и большей ценности процесса обучения студенту. Гипотетический ответ на эти вопросы был найден в сфере маркетинга. А именно, нами была допущена гипотеза о том, что ценностное предложение учебного курса влияет на мотивированность и вовлеченность участников дистанционного образования.
Ценностное предложение (ЦП) описывает преимущества, которые товары и услуги дают потребителю. С точки зрения образования, ценностное предложение — это совокупность значимых для студентов факторов (выгод) обучения, которые учитываются в рамках содержания учебного курса и транслируются в студенческую аудиторию с помощью онлайн-коммуникации. ЦП состоит из двух компонентов. Содержательный компонент ЦП — сформулированные ключевые ценности (выгоды) данного курса/образовательной услуги для студента. Коммуникативный компонент — то, посредством чего, доносятся эти ценности. Вербально — вебинары, общение с куратором и преподавателями. Невербально, в случае онлайн-среды, это донесение информации опосредованным способом, через оформление презентаций, цвета, дизайн, иллюстративные материалы и тд.
Содержательный компонент формируется на основании универсальной модели А. Остервальдера и И. Пинье с корректировками Питера Томпсона [2]. Каждую часть схемы необходимо разобрать и заполнить.
Рис 2. Ценностное предложение Питера Томпсона
С точки зрения продукта, у нас выступает образовательное предложение (курс, программа), которое имеет свои характеристики, дает студенту определенный набор выгод и возможных впечатлений. А клиент, в роли студента, имеет свои потребности, желания и страхи. На стыке двух сил «отдающей» (преподаватель) и «принимающей» (студент) формулируется ценность.
На первоначальном этапе необходимо исследовать и заполнить выделенные блоки модели. Это помогает структурировать представление о курсе и упрощает дальнейшее формулирование ценностных тезисов, которые по средством коммуникации будут транслироваться в аудиторию.
В ходе теоретического исследования, оказалось, что уникальность ценностного предложения состоит в том, что оно способно объединить в себе все выделенные нами структурные компоненты учебной мотивации и вовлеченности. А значит может являться значимым фактором, влияющим на уровень мотивации и вовлеченности студентов.
Рис 3. Ценностное предложение как совокупность структурных компонентов учебной мотивации и драйверов вовлечения
Автором была адаптирована и дополнена модель разработки Ценностного Предложения для удобства использования в контексте онлайн-курсов. Шаблон состоит из трех частей. Левая (квадрат) и нижняя часть (прямоугольники) шаблона заполняется самим преподавателем по своему образовательному курсу. Правая часть (круг) заполняется на основании проведенного со студентами глубинного интервью.
Рис. 4. Шаблон разработки ценностного предложения для образовательных онлайн-курсов. Музалевская Т.А. 2021г
Расширенная последовательность работы по разработке транслируемого ценностного предложения для онлайн-курсов, которая включает в себя этапы заполнения данного шаблона, для удобства использования и запоминания можно представить в виде аббревиатуры «COURSE». Первый этап анализ курса по колесу баланса (сектора выделяются автором курса самостоятельно), второй этап — заполнение правой половины шаблона ЦП (Офер), третий этап — заполнение нижней части шаблона ЦП (Анализ коллег и студентов), четвертый этап — заполнение правой стороны шаблона ЦП, на пятом этапе формулируется непосредственно ценностное предложение и способы его донесения. Последний этап завершающий — суммирует всю проделанную работу и полученные результаты.
Рис. 5. Модель разработки ценностного предложения для образовательных онлайн-курсов “COURSE”. Тамара Музалевская, 2021 г
Выводы
Суммируя проведенный анализ, можно сделать несколько теоретических выводов. Во-первых: мотивация и вовлеченность тесно связаны друг с другом, а иногда и вовсе неразделимы. Причем в дистанционном образовании эффективнее работает внутренняя мотивация студентов к освоению курса, чем внешняя. Во-вторых: ценностное предложение может быть инструментом формирования личностных ценностей студента. Мы предполагаем, что при полноценной разработке ценностного предложения курса, показатели мотивации и вовлеченности студентов могут возрасти. В данной статье представлены авторские схемы и шаблоны для разработки ценностного предложения курса.
Список литературы
- Антонов В.Г., Кротенко Т.Ю., Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Учебная мотивация студентов бакалавриата как показатель качества образования//Вестник университета. 2019. No 11. — С. 151-159.
- А. Остервальдер Разработка ценностных предложений / Ив Пинье, Александр Остервальдер, Алан Смит, Грег Бернарда перев. Мария Кульнева// 2015 ISBN: 978-5-9614-4110-9
- Волобуева А.И. Вовлечение сотрудников организации в командную деятельность через эмоции, смысл, видение, действие // с. 26-32
- С. Э. Рустамова Мотивация учебной деятельности студентов как психолого-педагогическая проблема // ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 4 | 2021 — с. 1603-1612
- Шукшина Л.В., Фролова К.Г. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ №2 2021 [СПО] — С.91-96
- Соловьев А. Барометр Онлайн-Образования Barometer Online Education / Алексей Соловьев, Александра Дорофеева // 2020, https://img-cdn.tinkoffjournal.ru/-/barometer-online-education-2020.pdf Проверено 21.11.21