ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 21.11.2022

Поделиться

Автор рассматривает нравственное воспитание личности в современном образовании, как необходимое условие для выстраивания ценностной основы у подрастающего поколения. Использование методов музыкально-театральной и творческой деятельности как средства интериоризации базовых ценностей у школьников. А также в статье  представлены основные ступени процесса присвоения ценностей школьниками.

Многочисленные изменения, которые мы  наблюдаем сегодня в стране и в мире не могут не волновать педагогическое  и научное сообщество. Нивелирование и уничтожение общечеловеческих ценностей, навязывание нашей стране западных образцов культуры, требует немалых усилий со стороны общества, системы образования и культуры. Обесценивание таких нравственных понятий как добро, совесть, честь, справедливость, милосердие, честность, приведут к разрушению нравственной основы, свойственной личности человека. Любые кризисные ситуации влекут за собой переоценку ценностей. Поэтому сейчас обществом ощущается большая потребность в изменении отношения к духовности и нравственности как к базовым ценностным понятиям, и недостаточность духовно-нравственного воспитания, подрастающего поколения, которую необходимо решать с помощью образования и культуры.

В свете последних политических событий, которые всколыхнули нашу страну многие стали задумываться о своей национальной и духовной идентичности. Наконец резко развернулся компас государственной политики в сторону патриотизма и нравственного воспитания. На государственном уровне признается актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения, базирующегося на общечеловеческих ценностях. Не имея устойчивых ценностных ориентиров, люди в большей степени подвержены  влиянию, способны совершать безнравственные поступки, легко поддаваться вовлечению в антисоциальные группировки. Приоритетность этого направления в образовании как социокультурной сфере, пространстве педагогического и культурного воздействия,  очевидна, так как образование, охватывает  все слои общества и имеет большой потенциал для укрепления ценностных основ личности школьника.

Общечеловеческие ценности, являются нравственным фундаментом и имеют абстрактный смысл, к ним относятся: добро, жизнь, любовь, мир (не война) и др., далее идет ценностная система общества, семьи и личности. Это все является основой, на которой человек строит свою жизнь, сверяя поступки, взгляды с общепринятой системой ценностей. Важным мерилом сопоставления и сверки ценностей является оценка и норма. Оценка поступка, действия всегда более индивидуальна, чем норма, которая является своего рода групповой оценкой. Нормы объединяются в стройную систему нравственности и морали, представляя собой регулятивы (правила поведения), некоторые из которых закрепляются в обществе законодательно. Нормы составляют основу морали и становятся этической стороной жизни человека, качествами  его личности, поэтому необходимо культивировать их с детства, добиваясь в поведении детей осознанного следования этим нормам. Жибинова А.Ю. констатирует сложность этого процесса, утверждая, что можно «передать ребенку знания об этических качествах, сложнее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому» [2, с.109]. Оценка своего поведения, как факт сопоставления поступка с общепринятой системой ценностей, зависит от внутреннего духовного мира личности и связан с таким нравственными качествами как совесть и стыд. Совесть, являющуюся внутренним регулятором нравственности необходимо развивать и воспитывать у школьников и в учебной, и  в досуговой  деятельности.

Образовательные учреждения, выполняя свои основные функции обучения, воспитания и развития, имеют возможности использования сферы досуга в нравственном воспитании подрастающего поколения. Не надо забывать, что хорошо спланированный досуг несет смысловую нагрузку и выполняет много функций. Досуговая деятельность в образовательной организации имеет ряд направлений, большую часть которых составляет творческая деятельность. Она развивает духовный мир, обогащая человека, позволяет методом включения в творческие процессы решать и многие психологические проблемы. Одним из примеров творчества является музыкально-театральная деятельность, которая представляет собой интегративно-синтетическую систему, воспитывающую школьников средствами театра и музыки. Актерская игра на сцене позволяет «примерять» на себя различные роли, а в связи с этим поступки и выбор действия персонажей. Что дает возможность школьникам оценивать их и переносить в обычную жизнь некоторые поступки персонажей и наоборот, брать свой жизненный опыт и воплощать его на сцене. Театральная деятельность представляет собой игру как форму  театрального процесса и  направлена, по мнению Кузнецовой В.Ю. также «на сферу общественных смыслов, ценностей и значений ассоциируется у исследователей с формами, взятыми из повседневной жизни» [4, с.16].

Творчество в сфере искусства, помогает формировать новые пути  становления личности, пробуждая у школьников интерес к другим видам деятельности. Творческие задания и актерский тренинг театральной игры способствуют  также развитию креативности.  Крицкая В.С. утверждает, что «Театральная деятельность является средством, создающим смысловой фон, для развертывания других видов деятельности способствующих творческому развитию личности»[3, с.77]. Чем более широкий спектр возможностей получит школьник с помощью различных видов деятельности, тем более осознанным будет его выбор в поведении и уверенным уход от деструктивных, разрушающих личность безнравственных поступков. Тем самым будет формироваться базовая ценностная основа личности.

            Для оптимизации процесса воспитания и формирования определенного набора нравственных ценностей необходимо создание условий для обретения школьником внутренней уверенности и необходимости «присвоения» этих ценностей. Присваивая их, человек получает смысл своего существования в мире, в социуме, обретает духовную зрелость и устойчивые ценностные ориентиры. Брызгалина Е.В. считает, что «ценностные ориентации существенно влияют на определение способа действия при наличии альтернативных вариантов, то есть принятие решений о способе действия детерминируется ценностями» [1, с.574]. Школьник сам решает, как поступить, хорошо или плохо, тем или иным образом и как это согласуется с общепринятыми нормами.

Процесс присвоения, интериоризация ценностей, являясь личностным по своей природе, имеет в своем развитии несколько ступеней:

Первая ступень - подражание и копирование происходит в раннем детском возрасте.  Неосознанное усвоение нравственных норм, копирование поведения взрослых является внешним фактором развития элементарной нравственности. На данной ступени формируется базовая  ценностная часть, регулятив,  которой подчиняются боязни наказания.

Вторая ступень – внешняя оценка, общественное мнение являются для школьника определяющими в его следовании нравственному поведению, оно мотивировано такими регуляторами как достоинство и стыд.

Третья ступень – активно формируется внутренняя нравственность, уменьшается зависимость от общественного мнения. Основным мотивом нравственного поведения выступает внутренняя потребность, а регулятором выступает совесть. Формируется личная ценностная установка и потребность  следования нравственным принципам.

  Устойчивость базовых ценностей, приобретенных на этапе ранней социализации, способна компенсировать нестабильность общества и существование противоречий традиционных и современных ценностных ориентиров. В процессе нравственного воспитания, происходит абсолютизация нравственности и морали. В таком случае не должно существовать конфликта  между нравственностью личности, принявшей  этот абсолют, и обществом в целом. Тем более от такого конфликта не должно зависеть образование, т. к. оно формирует состав будущего общества. Всеобщая коммерциализация, своего рода «заказ» на те, или иные ценности постоянно внедряются в общество. Сегодня на первый план может выйти толерантность, завтра скрытый национализм или излишняя религиозность, те или иные символы. Для этого требуется построение соответствия между внешними условиями на уровне государственной политики и требованиями, которые предъявляются к образованию как к социальному институту.
                 Индивидуальное ценностное пространство личности, имеющее ценностную дифференциацию, культурную самоидентификацию, формируется и закладывается  с детства. Образование является движущей силой процесса становления подрастающего поколения. Поэтому разнообразная деятельность школьника в таком социокультурном пространстве как образование, будет способствовать  созданию устойчивой ценностной основы, осознанным поступкам и общему развитию личности.

Таким образом, известная триада: обучение, воспитание, развитие, соединяясь в общем образовательном пространстве,  будут способствовать формированию устойчивых ценностей и нравственного фундамента личности школьника.

Список литературы

  1. Брызгалина, Е.В, Воспитание как образовательный результат: ценностно - ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования /Е.В. Брызгалина, С.В. Станченко// Вестник РУДН. Серия: Философия.-2021.- Т.25, №4 - 737 с.
  2. Жибинова, А.Ю. К вопросу о формировании этической культуры младших школьников в процессе организации внеурочных воспитательных мероприятий. /А.Ю.Жибинова, В.В. Косова// Журнал Вопросы педагогики. Издательство: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований» М.;- 2020-№6-1 353 с.
  3. Крицкая, В.С. Творческое развитие личности дошкольника средствами театральной деятельности /В.С.Крицкая, С.Б.Татаринова, И.А.Сунгурова// Методика и практика современного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции/Гл. ред. О.В.Андреева. – Чебоксары: ИП Андреева О.В. НОЦ «Открытие», 2020.- 223с.
  4. Кузнецова, В.Ю. Игра как основа музыкально-театральной деятельности /В.Ю.Кузнецова//Журнал Мир науки. Педагогика и психология.Издательство: ООО «Издательство «Мир науки» - М.; 2019- Том 7. №2- 66с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary