Исследования Е.Ф. Архиповой показывают, что у 40-60% детей в дошкольных образовательных учреждениях отмечаются отклонения в речевом развитии [1; с. 3]. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются апраксические нарушения, которые проявляются в нарушении последовательности действий, моторной программы реализации речевого высказывания, в трудностях принятиях, удержания позы органами артикуляции и переключения с одного уклада на другой. Все это может в разной степени сказываться на произносительной стороне речи. [2; с. 35]
С целью изучения состояния артикуляционного и орального праксиса и праксиса руки у старших дошкольников с ОНР [4] нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 401» г.о. Самара. Экспериментальную группу составили 40 детей с ОНР II-III уровня, моторной алалией и стертой дизартрией. В контрольную группу вошли 40 детей из общеобразовательных групп МБДОУ "Детский сад №33" г.о. Самара.
В процессе исследования орального праксиса у детей с ОНР:
- у 42% отмечается снижение или отсутствие кинестетических ощущений при выполнения упражнений, дети не могли принять заданные позы органами артикуляции и не ощущали то, что у них происходило в ротовой полости в момент принятия и выполнения неречевых поз и заданий;
- при изучении кинестетической основы движений правильное выполнение в 2,5 раза больше отмечалось при зрительном образце, чем при выполнении аналогичных упражнений, по словесной инструкции;
- при исследовании кинетического орального праксиса у 50% было замедленное выполнение движений, быстрая истощаемость, ограниченное время фиксации позы 1-3 секундами, а у 24% были паузы при выполнении упражнений, связанные с трудностью переключения и длительным поиском позы, наблюдались синкинезии (напрягались мышцы мимической мускулатуры: поднимались брови, напрягалась шея).
Можно сказать, что у 35% старших дошкольников отмечается средний уровень сформированности орального праксиса, у 23% уровень сформированности орального праксиса соответствует низкому уровню, а у 42% дошкольников он находится на очень низком уровне, можно сказать, что он не сформирован.
При обследовании артикуляционного праксиса у дошкольников с ОНР у 38% старших дошкольников отмечается средний уровень сформированности артикуляционного праксиса, у 16% уровень сформированности артикуляционного праксиса соответствует низкому уровню, а у 45% дошкольников он не сформирован.
Оценивая кинестетическую основу при воспроизведении слоговых рядов из 2-3 слогов с чередованием согласных звуков и слов с оппозиционными звуками у 38% дошкольников отмечались замены звуков, повторы звуков и паузы, которые связаны с поиском необходимой позы органами артикуляции для определенного звука (заменялись звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам. У 52% дошкольников наблюдались как замены звуков близких и далеких по акустико-артикуляционным характеристикам, так и пропуски и перестановки элементов в рядах (особенно из 3 слогов), а также длительные паузы и повторы слогов. Большую сложность детям составляли воспроизведения слогов со звуками, близкими по степени контрастности - свистящими, шипящими и сонорными звуками.
При выполнении упражнений на кинетический артикуляционный праксис у дошкольников отмечалась быстрая истощаемость, паузы и трудности переключения с одного уклада на другой.
При проговаривании рядов гласных звуков в 45% случаев отмечались ошибки с длительными паузами между произнесением звуков, повторами звуков и заменами гласных, связанные с поиском позы и трудностями переключения с гласного одного подъема на гласную другого и при переходе от гласного звука одного ряда на другой. При воспроизведении слогов рядов из 2-3 слогов с чередованием гласных звуков:
- 25% проговаривали ряды слогов в замедленном темпе, наблюдались трудности переключения;
- у 18% наблюдались повторы слогов, они застревали на них и им было трудно найти позу для следующего слога и совершить плавное переключение;
- у 27% отмечались многочисленные персеверации и длительные паузы при воспроизведении слоговых рядов с чередованием согласных звуков;
- у 37% дошкольников отмечались многочисленные повторы, длительные паузы, а также нарушение последовательности элементов в ряду, пропуски и перестановки слогов, пропуски звуков при стечении; при стечении пропускали согласные звуки.
Больше трудностей было замечено при воспроизведении обратных слогов и слогов со стечением согласных, здесь были большие трудности при совершении переключения органами артикуляции, отмечались паузы, повторы и замены звуков, а также нарушение последовательности слогов в цепочке.
При воспроизведении слов различной слоговой структуры:
- 18% говорили слова с паузами в позициях при стечении согласных;
- 40% повторяли слоги или отдельные звуки или пропускали согласные при стечении;
- у 21% отмечались многочисленные повторы слогов, пропуски звуков при стечении, пропуски слогов и их перестановки, длительные паузы при проговаривании слов.
В словах V, VI, VIII, IX слоговой структуры в позициях при стечении отмечались пропуски согласных звуков. В словах VII типа слоговой структуры отмечались персеверации слогов. В сложных слов наблюдались пропуски слогов и их перестановки внутри слова.
У детей с ОНР отмечалось нарушение кинестетического и кинетического праксиса, но у дошкольников с моторной алалией в чуть большей степени отмечалось нарушение кинетического праксиса, связанного с трудностями переключения органами артикуляции при воспроизведении поз, укладов и звуков; это в свою очередь отражалось на нарушении последовательности звуков в слоге, слогов в слове. У детей со стертой дизартрией в чуть большей степени снижен кинестетический праксис, связанный с трудностями принятия уклада и позы органами артикуляции, это проявлялось в заменах звуков.
При исследовании праксиса руки:
- 38% не моглисамостоятельно принять заданную позу пальцами рук они путали руки, пальцы, "перескакивали" с одного на другой, помогали себе другой рукой;
- 30% выполняли упражнения в замедленном темпе, им трудно было совершать плавные переключения с одного движения на другое.
- при выполнении упражнений с опорой на зрительный образец наблюдался выше процент детей, которые справились с выполняемыми упражнениями, чем по словесной инструкции.
Прямой зависимости между нарушением артикуляционного праксиса и праксиса руки не было выявлено, что и подтверждает поставленную гипотезу исследования [3].
Список литературы
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 319 с.;
- Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТ: Астрель Транзиткнига, 2005. — 384 с., (Высшая школа);
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973. — 374 с.;
- Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. - 232 с.