Влияние физических нагрузок на умственную работоспособность школьников

Влияние физических нагрузок на умственную работоспособность школьников

Данная статья раскрывает влияние физических нагрузок на умственную работоспособность школьников. Рассмотрены нагрузки различной интенсивности и выявлены их воздействие на интеллектуальные способности учащихся, а также на изменение их психологических показателей.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

Физическое воспитание играет значительную роль в подготовке всесторонне развитого молодого человека, способного успешно трудиться в различных отраслях хозяйства и социально-культурной сферы, защищать Родину.

Физическое воспитание - органическая составляющая системы образования детей, подростков, юношей, которое способствует формированию всесторонне духовно и физически развитого человека и обеспечивает безопасность его жизнедеятельности.

Связь умственного воспитания с физическим является многосторонней. В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и тратит значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и тому подобное. Поэтому изучение взаимодействия этих сторон в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений (школа), по нашему мнению, является актуальным вопросом, так как современное состояние физического и психического здоровья учащихся вызывает сегодня серьезное беспокойство.

Ученые разных профилей не раз утверждали, что интеллектуальное развитие требует соответствующего физического состояния, а известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что интеллектуальное богатство человека (наряду с моральным и эстетическим) зависит от гармонии физического развития, здоровья и труда.

Регулярные занятия физической культурой и спортом способствует поддержанию устойчивости интеллекта. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе подвижных игр и активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, изучают способы передвижения в пространстве и времени.

Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность владения своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, и чем асиметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Баден-Пауэлл советовал развивать в равной степени левую и правую руки. Но экспериментаторы с медицинского центра университета штатаИндиана (США) доказали, что только тогда, когда ты занимаешься физическими упражнениями добровольно – это приносит оздоровительный эффект.

Доктор Джуди Камерон из Национального исследовательского приматологического центра Орегона (США) отметила: «Всем известно, что физические упражнения улучшают сердечную деятельность и снижают риск набрать лишний вес, но данные исследования подтверждают то, что физическая нагрузка может буквально вызвать физические изменения в головном мозге».

Движение, по данным Н.Н. Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Под влиянием движений меняется динамика и происходит активация психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи. И.М. Сеченов впервые связал двигательные функции с функциями высших отделов центральной нервной системы. По его утверждению, нервная система является собранием разнообразных регуляторов деятельности [1]. Результаты исследований соотношения психического и двигательного развития указывают на то, что средствами физического воспитания можно положительно влиять на психическое развитие ребенка.

В частности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что психика не просто «проявляется» в движении, а в определенном смысле движение - формирует психику. Ведь именно движение осуществляет непосредственно ту практическую связь человека с окружающим миром, который лежит в основе развития его психических процессов. В процессе школьного обучения и воспитания, совершенствования нервно-психических функций ребенка и его способности управлять собственными психическими процессами, движение влияет на степень созревания определенных мозговых структур [6].

Психомоторика отражает различные стороны двигательной деятельности ребенка, формируя в конечном итоге личность. Поэтому под психомоторикой принято понимать не только целостную, возрастную картину двигательной структуры, которая отображает врожденные телесные особенности, приобретенные привычки, навыки, но и совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих реализацию простых и сложных двигательных реакций и действий [3].

Анализ научно-методической литературы показывает, что на занятиях физической культурой приобретаются знания о рациональном способе выполнения двигательных действий, применения их в том или ином виде деятельности. Занятия физической культурой и спортом помогают развитию памяти, особенно двигательной и зрительной, совершенствованию внимания, его качества и точности.

У хорошо подготовленного человека меньшее время реакции переключения от одного действия к другому, лучше умственная работоспособность и ее устойчивость, большее количество смысловых операций за определенный промежуток времени.

Восстановление общей и умственной работоспособности приходит значительно быстрее и эффективнее, когда умственная деятельность чередуется с физической. Но ведь какой должна быть величина физической нагрузки, чтобы получить положительное влияние на организм в целом - остается на сегодня вопросом дискуссионным. Важно отметить, что именно ухудшение состояния здоровья детей в период обучения в школе является объективным подтверждением недостаточной эффективности и несовершенства мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Выводы:

1. От двигательной активности детей во многом зависят развитие психомоторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и эмоциональное состояние. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

2. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Нужно учитывать то, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна и воспитатель должен ознакомиться с медицинской карточкой ребенка, чтобы предотвратить передозировки нагрузки.

3. Значительное влияние на развитие психомоторики ребенка и привлечения его к двигательной активности играет организация работы воспитателя, умение организовать занятия, подобрать необходимые упражнения для этого.

4. В перспективном планировании работы с детьми школьного возраста по проблеме охраны здоровья нужно предусмотреть проведение дней здоровья, физкультурных праздников, развлечений, пешеходных переходов. Это наиболее эффективные формы активного отдыха, которые способствуют не только решению проблем по здоровью, но и являются важными аспектами его профилактики.

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 2020. - 496 с.
  2. Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. - М.: Учпедгиз, 2011. - 152 с.
  3. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 2016. - 104 с.
  4. Вилчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - М.: Здоровье, 2013. - 208 с.
  5. Дмитриев А.А. Исследования влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся // Дефектология - 2011 - №5. - С. 34-37.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М .: Политиздат, 2015. - 302 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary