Адаптивная физическая культура открывает двери в мир спорта и активного образа жизни для людей с ограниченными возможностями, создавая условия, где каждый может найти свое место, независимо от физических особенностей или индивидуальных предпочтений. Этот подход основывается на глубоком понимании того, что за каждым участником стоит уникальная история, требующая индивидуального подхода, внимательности и творчества в разработке программы занятий.
Центральным элементом адаптивной физической культуры является создание программ, которые не только отвечают уникальным физическим возможностям каждого человека, но и откликаются на его внутренние стремления и цели. Это начинается с детальной оценки, которая учитывает не только физическое состояние, но и личные интересы, после чего программа корректируется в соответствии с прогрессом и меняющимися предпочтениями участника.
Человек с особыми потребностями имеет функциональные осложнения в результате заболевания, отклонений или недостатков в развитии, в состоянии здоровья, внешности вследствие неприспособленности внешней среды к его потребностям и возможностям, а также любого предвзятого отношения общества к нему [4].
В данном контексте цель адаптивной физической культуры – адаптировать людей с особыми потребностями к физическим и социальным условиям окружающей среды.
Адаптивная физическая культура – это специализированная область физического воспитания, нацеленная на разработку и проведение упражнений, спортивных и реабилитационных программ для людей с физическими, интеллектуальными или сенсорными ограничениями. Главная цель состоит в том, чтобы адаптировать физическую активность к индивидуальным особенностям и потребностям каждого участника.
Подчеркнем, что она представляет собой не метод лечения, а средство переключения внимания инвалидов с болезни на общение, активный отдых и развлечение. Основной задачей адаптивной физической культуры выступает максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья или инвалидность.
Физическое воспитание (ФВ) считается движущей силой, способствующей развитию физической активности, психосоциального развития, обучающей танцам, играм и спортивным навыкам. К сожалению, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья часто попадают в ситуацию, когда они неактивны и социально изолированы во время физкультуры, несмотря на законы, требующие, чтобы обучающиеся с ОВЗ имели возможность обучаться всем дисциплинам в образовательных учреждениях. Физкультура является самой проблемной точкой в обучении [5].
В контексте адаптивной физической культуры принцип индивидуализации играет ключевую роль, обеспечивая не только физическое, но и психологическое благополучие участников. Анализ научных исследований, проведенных российскими учеными, демонстрирует стремление к разработке методик, максимально учитывающих индивидуальные особенности и потребности людей с ограниченными возможностями. Этот подход позволяет не только достигать значительных успехов в физическом развитии и реабилитации, но и способствует улучшению самооценки, социальной адаптации и повышению общего качества жизни участников.
Исследование В.Ф. Воробьева из Череповецкого государственного университета подчеркивает необходимость глубокой индивидуализации в процессе адаптивного физического воспитания, подкрепляя это анализом диссертационных работ последних десятилетий. Работы указывают на развитие понятия индивидуализации через три этапа, где на третьем этапе использование термина "индивидуально дифференцированный подход" становится нецелесообразным. Это свидетельствует о сложности и многогранности проблемы индивидуализации, требующей комплексного подхода и глубокого понимания уникальных потребностей каждого участника. [1].
В адаптивной физической культуре особое значение придается принципам индивидуализации, которые предусматривают комплексный и глубоко персонализированный подход к разработке и реализации программ физических упражнений для людей с ограниченными возможностями. Основополагающим является проведение всесторонней оценки участника, включая медицинские, физиологические и психологические аспекты, которые становятся фундаментом для формирования индивидуального плана физической активности. Этот план строится с учетом конкретных физических возможностей, ограничений, а также предпочтений и целей участника, что способствует повышению мотивации и достижению значимых результатов в физическом и психологическом развитии.
Адаптация и гибкость программы являются критически важными аспектами, позволяющими корректировать занятия в соответствии с динамикой состояния участника, его прогрессом и изменяющимися интересами. Такой подход требует от тренеров и инструкторов не только профессиональных знаний в области адаптивной физической культуры, но и умения налаживать эффективное взаимодействие с участниками, оказывая им индивидуальную поддержку и мотивацию.
Кроме того, интеграция социализационных элементов в процесс физической активности способствует укреплению социальных связей и обмену опытом между участниками, что не только улучшает психологическое состояние, но и способствует формированию положительного отношения к физической активности в целом. Эффективная реализация принципов индивидуализации требует междисциплинарного подхода и тесного сотрудничества между специалистами в области адаптивной физической культуры, медицинскими работниками и психологами, что обеспечивает комплексное воздействие на участника и способствует достижению максимального потенциала каждого индивидуума. [3].
Индивидуальный подход в адаптивной физической культуре не только способствует физическому развитию и реабилитации, но и оказывает значительное психологическое воздействие на участников. Это усиливает их уверенность в себе, способствует социализации и интеграции в общество. Кроме того, такой подход позволяет каждому человеку чувствовать себя ценным и важным, поддерживает стремление к самосовершенствованию и достижению личных целей.
Таким образом, мы можем отметить, что АФК улучшает здоровье и является мощным стимулом, который помогает в восстановлении и установлении контакта с окружающим миром. В результате приобщения к занятиям физической культурой лица с ОВЗ учатся принимать себя такими, какие они есть, и адекватно относиться к окружающим, что играет для них очень важную интегративную и социализирующую роль. При этом взаимодействие в рамках совместного занятия адаптивной физической культурой снимает коммуникативные барьеры, так как общий интерес является поводом для общения. Исходя из этого, на сегодняшний день главной задачей остается вовлечение в занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом как можно большего числа людей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для занятий с целью успешной интеграции человека в общество.
Список литературы
- Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры / Т.П. Бегидова. Москва: Юрайт, 2019
- Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование, инвентарь): учеб. пособие. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного ун-та, 2005
- Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / С.П. Евсеев. – Москва: Спорт, 2016
- Лукина Г.Г., Лобанова Ю.А., Павлова Е.О. Фитнес-технологии на занятиях по адаптивной физической культуре в условиях социального реабилитационного центра с детьми школьного возраста // Фитнес: теория и практика. – 2018. – № 8. – С. 1-5
- Котова О.В., Зацепин В.И. Ресоциализация лиц с двигательными нарушениями средствами адаптивной физической культуры и спорта. – Курск, 2015