Согласно последним исследованиям, оптимальным периодом для формирования навыков считать период обучения в начальной школе. В контексте физической культуры и спорта этот термин обозначает умение человека генерировать значительные усилия за небольшой временной интервал. Скоростно-силовые качества образуются благодаря одновременному проявлению таких физических параметров, как мышечная сила и быстрота. Сила определяется как умение преодолевать сопротивление, в то время как быстрота связана с эффективностью двигательных реакций и высокой скоростью движений, особенно при низком сопротивлении. Зациорский называет две ключевые составляющие. Первая — мощность, которая развивается за минимальное время, и находит свое отражение в таких видах спорта, как бокс и спринт. Вторая — умение напрягать мышцы за максимально короткое время [2; 5].
Индекс силы — это один из способов определения степени развития взрывной силы. Основные показатели взрывной составляют: стартовая — та, которая активизируется на начальном этапе движения, и ускоряющая — умение стремительно увеличивать усилие в процессе сокращения мышц. Здесь также существует зависимость между мастерством выполнения и эффективностью проявления скоростной силы: чем выше уровень техники, тем лучше результат. С точки зрения энергетического потенциала, все занятия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, относятся к анаэробным и имеют короткую длительность — до 2 минут. Ключевыми показателями являются максимальная анаэробная емкость и мощность, проявляющаяся в коротких всплесках работы, достигаемых при расщеплении мышечных фосфагенов, таких как креатинфосфат и АТФ [7].
По мнению А.Д. Егизаряна и его коллег, мастерство развития скоростно-силовых качеств можно адекватно оценить по высоте прыжка вверх с места. Критерии оценки включают в себя различные элементы физической подготовки, такие как дальность прыжка, количество прыжков, отжиманий и подтягиваний, а также время удерживания различных позиций тела. Тесты, помогающие определить быстроту и силу. Исследования авторов, таких как Зациорский В.М. и Кузнецов В.С., показывают, что показатели в этой области зависят от множества критериев, что подтверждает важность комплексного подхода к физвоспитанию и тренировкам.
Охарактеризуем навыки, требуемые для улучшения скорости и силы, и выделим три ключевых аспекта:
1. Личностные аспекты: Эти аспекты представляют собой психологическую характеристику, в частности, эмоционально-мотивационную сферу. Они способствуют сохранению долговременного напряжения мышц, что критически важно для достижения побед в спорте.
2. Аспекты, связанные с ЦНС: Сущность их заключается в том, насколько часто происходит отправка импульсов от мозга к мышцам, а также в согласованности их сокращений и расслаблений. Также на их появление влияет еда, поступающая в тело.
3. Физиологические аспекты:
Уровень развития физических качеств:
- качество межмышечной координации;
- физиологический поперечник и масса мышц;
- мощность механизмов анаэробного энергообеспечения;
- активность ферментов мышечного сокращения;
- сократительные качества мышечной ткани, которые зависят от соотношения белых (быстро сокращающиеся) и красных (медленно сокращающиеся) волокон.
Дополнительные обстоятельства:
На уровень развития силовых способностей влияют физиологические, биохимические и биомеханические факторы, включая функционирование дыхания, кровообращения, вес перемещаемых объектов и прочность костного скелета. В равной степени значимыми являются погодные условия. Влияние факторов на развитие: Вклад этих факторов различен и зависит от конкретного действия, условий его выполнения, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
Основным средством для развития скоростно-силовых качеств являются упражнения с высокой мощностью мышечных сокращений. Они отличаются тем, что значительная часть силы проявляется в минимальный отрезок времени, и такие упражнения обычно называют «скоростно-силовыми». Отличие их от силовых упражнений заключается в повышенной скорости и меньших отягощениях [4].
Список литературы
- Абакумов А.С. К вопросу о развитии скоростно-силовых качеств у младших школьников средствами спортивных игр // В сб. материалой VIII всероссийской научно-практической конференции «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма» / Отв. редактор Л.Г. Пащенко. Москва, 2018. С. 3-5
- Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Бочарова Н.А. Алгоритм развития скоростно-силовых качеств у младших школьников // Современные здоровьесберегающие технологии. 2019. №3. С. 7-43
- Егизарян А.Д. Экспериментальное обоснование путей совершенствования скоростно-силовой подготовки юных борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1973. 19 с.
- Закарьяев Ю.М. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов // Спортивная борьба: ежегодник. 2017. №6. С. 49-51
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2016. 200 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: ФиС, 2014. 236 с.
- Нуцалов Н.Н., Самсонов А.Н., Рутман А.Б. Скоростно-силовая подготовка борцов // Проблемы педагогики. 2017. №4. С. 18-22
- Попов А.В., Попова Д.А. Подвижные игры как безопасное средство воспитания скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках физической культуры // В сб. «Актуальные проблемы охраны здоровья и безопасности детей». Москва, 2019. С. 247-252
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. М.: «Академия», 2020. 480 с.