Формирование профессиональных компетенций в рамках факультативного курса по черчению

Формирование профессиональных компетенций в рамках факультативного курса по черчению

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публикации 20.06.2022

Поделиться

В данной статье поднимается проблема формирования профессиональных компетенций по черчению. На сегодняшний день остро стоит вопрос в отсутствии базы графической культуры у молодежи. В большинстве школ больше не преподают предмет «Черчение», из-за чего школьники, поступающие в средние специальные и профессионально-технические учреждения, испытывают трудности в освоении инженерно-графических дисциплин. Решить данную проблему возможно введением в школах факультативных курсов по черчению.

На сегодняшний день под общими компетенциями принято понимать совокупность социально-личностных качеств, а также система знаний, умений и навыков, при помощи которых достигаются желаемые результаты в профессиональной и общественной деятельности.

Профессиональными компетенциями в свою очередь означают способности на высоком уровне выполнять задачи профессиональной деятельности. В данном случае компетенции в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие.

В наше время очень востребованы компетентные специалисты, которые способны быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели более заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, то есть умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями, инициативности и способности при этом работать в группе.

В производстве, строительстве и дизайне, и многих других областях деятельности одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию. Данные знания, умения и навыки составляют графическую культуру человека.

Раньше основой для формирования графической культуры являлся обязательный школьный курс по черчению. Но на сегодняшний день предмет "Черчение" не входит в инвариантную часть федерального базового учебного плана.

Основная цель обучения черчению – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, ЗУН выполнения чертежей и способности свободного владения конструкторской документацией, другими словами – формирование графических компетенций.

Сегодня школа может выделить на курс черчения часы из вариативной части, за счет уменьшения часов на другие предметы, но зачастую такой возможности нет, или же нет специалиста по данному предмету.  Следовательно, в программе многих школ отсутствует база для большинства учащихся, поступающих в среднетехнические учебные заведения. Ведь знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в таких учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии, математического моделирования и проективной геометрии.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе. Следовательно, наиболее эффективным вариантом является введение факультативного курса по черчению.

Программа факультативного курса по черчению не может обхватить в полном объеме весь материал ранее существовавшей программы черчения, но сможет вооружить учащихся знаниями об основах прямоугольного проецирования, умениями выполнять несложные чертежи, способствовать пространственному представлению, образному мышлению. Данный курс ориентирует учащихся на подготовку их к продолжению учебы в средних специальных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, к участию в будущей производственной и профессиональной деятельности.   

Список литературы

  1. Барышникова, И.Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы / И.Е. Барышникова // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. – 2012. - №3. – С. 69 – 79.
  2. Вышнепольский, И.С. Техническое черчение с элементами программированного обучения / И.С. Вышнепольский. – М. : Начала-Пресс, 1988. – 232 с.
  3. Использование педагогических технологий на уроках черчения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru. – 29.11.2021.
  4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3 – 12.
  5. Ройтман, И.С. Методика преподавания черчения / И.С. Ройтман. – М. : Вита-Пресс, 2000. – 276 с.
  6. Формирование профессиональных компетенций на уроках инженерной графики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://multiurok.ru. – 17.04.2022.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее